Автор: Анфимова Елена Фёдоровна
Использование сказкотерапии как метода работы с детьми с ОВЗ .
Анфимова Елена Фёдоровна
Воспитатель
МБДОУ «Детский сад № 1 «Солнышко»
Сказка – великая духовная культура народа, которую мы собираем по крохам, и через сказку раскрывается перед нами тысячелетняя история народа.
(Алексей Николаевич Толстой)
Дети с “ограниченными возможностями здоровья” — это сложный своеобразный контингент, имеющий физические и психические недостатки, которые вызывают трудности в обучении. В эту категорию входят дети с разными нарушениями развития: нарушениями слуха, зрения, опорно-двигательного аппарата, интеллекта, дети с задержкой и комплексными нарушениями развития.
Одним из эффективных методов работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья, испытывающими эмоциональные, физические и поведенческие затруднения, является сказкотерапия. Этот способ является одним из самых универсальных и доступных для детского восприятия. В ходе занятий возможно решение не только эмоциональных и поведенческих проблем у детей (неврозы, застенчивость, страхи, агрессию, но и приобщение их к книге, знакомство с творчеством писателей-сказочников. Занятия по сказкотерапии дают мотивацию к литературному творчеству (через сочинение сказок, тем самым способствуют развитию речи.
Сказкотерапия — это процесс образования связи между сказочными событиями и поведением в реальной жизни. Это процесс переноса сказочных смыслов в реальность. Остановимся на одном из методов работы с детьми с ОВЗ – сказкотерапии в сочетании с игрой. Мной был разработан комплекс игр с элементами сказкотерапии с детьми ОВЗ, которые я реализую с детьми ОВЗ.
«Какие сказки спрятались за геометрическими фигурами»
Цель игры: обобщать полученные ранее знания о сказочных персонажах, в геометрических фигурах.
Задачи игры:
— способствовать развитию пространственных представлений, образного и логического мышления, творческого воображения;
— развивать умение соотносить количество и цвет геометрических фигур с определенным сказочным героем;
-воспитывать усидчивость, умение доводить начатое дело до конца.
Материал: иллюстрации к сказкам, карточки с разноцветными геометрическими фигурами.
Ход игры: На листе бумаги нарисованы разноцветные геометрические фигуры. За каждой фигурой спрятался определенный сказочный персонаж. Необходимо понять, кто спрятался, и сказать , как называется эта сказка, соотнося количество и цвет геометрических фигур с определенным сказочным героем. Например, один оранжевый треугольник –это лиса, а один серый прямоугольник –это журавль из сказки «Лиса и журавль». На наклеены следующие фигуры:
-большой серый круг и семь маленьких треугольников ( «Волк и семеро козлят», «Белоснежка и семь гномов»)
-три одинаковых прямоугольников разных размеров: большой, средний, маленький («Три медведя»);
— оранжевый треугольник и серый прямоугольник («Лиса и журавль», «Иван-царевич и серый волк»);
-12 фигур одинаковой формы: 3 красных, 3 желтых, 3 голубых. 3 светло-зеленых круга (« 12 месяцев»).
Основной целью сказкотерапии является:
— Снятие эмоционального напряжения;
— Формирование у детей адекватной самооценки, умения принятия своих отрицательных сторон, формирование желания нравиться себе и другим людям;
— Развитие у ребенка чувства уверенности в себе, в собственных силах.
Чтение народных сказок о животных помогает выбрать положительного героя и следовать его решениям, регулировать взаимоотношения между людьми и «братьями нашими меньшими».
Бытовые сказки несут в себе поучительные истории о том, как безболезненно разрешить сложившуюся конфликтную ситуацию, учат маленьким семейным хитростям.
При неоднократном прочтении страшных сказок, в которых одними из главных героев являются старухи-ведьмы, вурдалаки, оборотни, ребенок учится по-разному моделировать и переживать стрессовую ситуацию.
И наконец, чисто специфические сказки, которые как нельзя лучше подходят для решения проблем детей с ОВЗ- это психокоррекционные и психотерапевтические сказки.
Психокоррекционные сказки создаются самим педагогам для решения конкретных проблем ребенка.
Для того, чтобы создать такую сказку, необходимо:
— Выявить проблему ребенка (знать его диагноз);
— Предложить замещающий выбор для решения ребенком своей проблемы (похожий на него герой, живущий в сказочной стране, попадающий в определенную ситуацию, схожую с проблемами конкретного подопечного);
— Предложить развитие сказочного сюжета в определенной последовательности.
Сказкотерапия – один из наименее «травмоопасных» и безболезненных способов психотерапии.
Психотерапевтические сказки не всегда однозначны и не всегда имеют счастливый конец.
Задача таких сказок — заставить ребенка задуматься над проблемами жизни и смерти, добра и зла, правды и лжи.
Сказки помогают ребенку адаптироваться к жизни: решая сказочные конфликты, ребенок смягчает свое внутреннее психологическое напряжение, приобретает веру в себя и чувство защищенности. Дети не любят наставлений, и сказка не учит его напрямую, предлагая образы, которые интересны, а жизненно важная информация усваивается сама по себе, незаметно. Через сказку легко объяснить ребенку и первые нравственные понятия – что такое хорошо и что такое плохо. Ярко представленные в образах героев, они закрепляются в реальной жизни и во взаимоотношениях с близкими людьми.
Любая сказка ориентирована на социально-педагогический эффект: она обучает, воспитывает, побуждает к деятельности и даже лечит. Сказочные образы эмоционально насыщенны, красочны и необычны и в то же время просты и доступны для детского понимания. Благодаря сказкотерапии у детей улучшаются выразительные средства, такие как: мимика движения, жесты, интонация, речевое дыхание. Развиваются личностные качества, систематизируется словарный запас, формируется правильное произношение, развиваются образная речь, навыки описания, повествования, сочинения сказок и историй (в том числе и нереальных, придуманных).
Таким образом, можно сделать заключение, что сказкотерапия является эффективным методом работы с особыми детьми. Сказкотерапия развивает личность ребенка посредством многогранного воздействия, развивает речь, воображение, мышление, а также способствует устранению таких неблагоприятных качеств как: нерешительность, страхи, агрессии. Можно сказать, что сказкотерапия способствует умственному развитию детей. А самое главное для нас, педагогов, — видеть на лицах детей счастливую улыбку.