Автор: Вера Николаевна Саликова
(слайд1) Учитель начальных классов и классный руководитель – неразделимые понятия. Весь учебный процесс младших школьников является воспитательным, как в урочное, так и во внеурочное время. Поэтому основой работой классного руководителя в начальных классах считается воспитание, формирование «морального фундамента» обучающихся. Формирование классного коллектива способствует улучшению образовательного процесса в классе, повышает мотивацию обучающихся.
Деятельность современного классного руководителя в первую очередь направлена на работу с учениками своего класса. Он формирует мотивацию к учению каждого отдельного ребенка, изучая его возрастные и индивидуальные особенности для развития и стимулирования познавательных интересов. Через разнообразные формы и методы работы создает благоприятные условия для развития гражданственности, мировоззренческой культуры, творческой активности, успешного вхождения ребенка в социум.
Внедряя как общеизвестные, так и современные методы и формы работы с обучающимися, классный руководитель должен понимать, что чем их больше и чем они интересней для учеников, тем лучше. Это могут быть беседы и обсуждения, игры, экскурсии, конкурсы, разные формы общественно-полезного и творческого труда и прочее.
Для развития творческой активности и успешной социализации своих учеников я использую разнообразные формы и методы работы на уроках и внеклассных мероприятиях. Самыми эффективными являются:
1. (слайд 2) Дидактические и интеллектуальные игры, стимулируют познавательную мотивацию обучающихся. Большинство дидактических игр требует не только умственных, но и волевых усилий: организованности, выдержки, корректности, терпеливости, умения соблюдать правила игры, творчества. Например, на уроках математики: «Математическая эстафета», «Кто быстрее сосчитает?», « Математические цепочки» и другие. На уроках русского языка- «Буква убежала», «Составь слова» из букв данного слова составить как можно больше слов, «Путаница» из данных слов составить предложения, «Цепочки слов». На уроках окружающего мира –« Дикие и домашние животные», «Времена года», «Узнай растение по описанию» и т.д. Такие игры побуждают учащихся к творческому поиску, к практическому применению приобретенных знаний. Игра как на уроках, так и во внеурочной деятельности используется для решения комплексных задач усвоения и закрепления нового учебного материала, развития творческих способностей школьников и их успешной социализации.
2. (слайд 3) Групповая работа и работа в парах, учит обучающихся командной работе и взаимодействию друг с другом. Создает условия для формирования необходимых учебных качеств: усидчивости, дисциплинированности, умения работать дружно, умения выслушивать мнение каждого, способствует сплочению коллектива, что необходимо для успешной социализации. Работа в группах очень интересна детям, так как они ближе узнают друг друга, учатся общаться, учитывая интересы товарища, сильные учащиеся выступают в роли учителя и помогают слабым. Например, на уроке мир природы и человека по теме «Времена года» делю на группы класс и даю задание каждой группе: изучить текст и рассказать по плану. Учащиеся отвечая на вопросы вместе ищут решение проблемы, помогают друг другу, выслушивают мнение товарища. На уроках математики это решение примеров парами, на уроке чтения это взаимопроверка домашнего задания.
Групповая работа способствует активизации процессов социализации школьников, формирует умение слушать других, высказывать своё мнение, развивает коммуникативность и развивает их творчество.
3. (слайд 4) Выполнение творческих заданий дает обучающимся возможность приобрести навык самостоятельного решения проблемы, навык оформления собственных идей, навык уважительного отношения к чужим идеям, навык публичного выступления перед аудиторией, аргументирования и отстаивания своей точки зрения. Применяется мной на уроках окружающего мира, русского языка, математике, чтения. Например, числа в загадках, работа с пословицами и поговорками, занимательная грамматика, моя семья, растения и животные нашего края, задания на уроках русского языка, чтения- это составление предложений по сюжетным картинкам, составление загадок, составление предложений по теме: «Я и мои товарищи», «Если был бы я волшебником», «О доброте».
Работа с пословицами, поговорками , связанных с темой урока помогает Детям оценить свое поведение, понять всегда ли они поступают правильно в аналогичных ситуациях.
Все поставленные перед детьми задачи решаются творчески и являются одной одной из ступеней успешной социализации.
4. Целенаправленные короткие воспитательные беседы, которые воспитывают у учащихся чувства доброжелательности, взаимопонимания и взаимопомощи, личной ответственности за свои поступки, трудолюбие, настойчивость, упорство, умение соглашаться с мнениями других, доводить дело до конца, ответственность. Уроки чтения являются источником нравственного воспитания, успешной социализации и развтия творческой активности обучающихся. Обладая огромной силой психологического воздействия, художественная литература способствует формированию нравственного сознания, представлений о добре и зле, о месте и назначении человека в окружающем мире, развивает высокие чувства, формирует идеалы. Сказки и произведения устного народного творчества формируют, что добро всегда побеждает, злые силы терпят поражение. Положительные герои любят свою родину, держат данное слово, всегда приходят на помощь нуждающимся, красивы душевно и физически. Былины и сказания формируют чувство любви к родине, заботу о её интересах и готовность к ее защите от врагов. Так, например, в 3 классе мы с детьми читали много произведений о человеческих отношениях в разделе «Так нельзя, а так можно». Такие произведения как: «За игрой» В.Берестова, «Волшебное слово» и «Хорошее» В.Осеевой и др. Мы разбираем поступки героев произведений, ребята высказывают свое мнение и отношение к поведению детей. Приводим примеры из личного опыта и приходим к выводам о том, что доброе слово творит чудеса, как поступают настоящие друзья, как правильно относиться к своим близким.
5. (слайд 5) Нестандартные уроки – урок-путешествие, урок-экскурсия, урок-игра.
Экскурсия развивают у детей наблюдательность, способствует адаптации в окружающем мире, обеспечивает закрепление понятий и представлений, воспитывает положительную мотивацию учения. Экскурсия повышает интерес учащихся к получению новых знаний и умений, обогащает жизненный опыт, способствуют приобретению практических навыков жизни в обществе.
У детей формируется целостное восприятие окружающей действительности, обогащается кругозор конкретными представлениями о мире, вырабатывается эмоционально-положительное отношение к совместным творческим делам и мероприятиям.
6. (слайд 6) Использование информационных технологий на уроках в начальной школе является одним из самых современных средств развития личности младшего школьника, формирования его информационной культуры в соответствии с запросами современного общества. Применение информационно-компьютерных технологий позволяет сформировать у младшего школьника умение работать с информацией, развивать у учащихся навыки исследовательской деятельности и коммуникативную компетентность, а также более активно вовлекать учащихся в учебный процесс. Применение ИКТ делает урок зрелищным, наглядным, работа с компьютером вызывает у детей повышенный интерес и усиливает мотивацию к обучению.
Все вышеизложенные методы, формы, применяемые на уроках и внеурочное время, дают возможность ребёнку работать творчески, способствуют развитию любознательности, повышают творческую активность, приносят радость, помогают чувствовать себя уверенней в обществе, формируют у ребёнка желание учиться, что крайне необходимо для его успешной социализации.
Усвоение ребёнком образцов поведения, социальных норм и ценностей, знаний, навыков, позволяют ему успешно функционировать в обществе.
(слайд 7)