Использование современных образовательных технологий на уроках музыки

Автор: Салихова Марина Юсепьевна

«Использование современных образовательных технологий на уроках музыки»

Образовательная технология – это система совместной деятельности учащихся и учителя по проектированию (планированию), организации, ориентированию и корректированию образовательного процесса с целью достижения конкретного результата при обеспечении комфортных условий участникам.

Современная ситуация в образовании представляет значительную свободу в использовании новых подходов, разработке педагогических технологий, способствующих развитию у учащихся личностного роста и развития. Работа на уроке должна вестись так, чтобы ученик не принимал в готовом виде знания, а прикладывал усилие к поиску нового, умел размышлять и обсуждать: «Я-первооткрыватель! Я-творец! Я-исследователь!».

Для реализации познавательной и творческой активности школьника в учебном процессе мною используется широкий спектр современных образовательных технологий, которые дают возможность повышать качество образования, более эффективно использовать учебное время.

1.        Технология развития ассоциативно – образного мышления

Данная технология базируется на связи музыки с разными видами искусства – кино, изобразительном искусством, литературой, театром. Использование приёма ассоциаций — это один из действенных методов развития воображения. Ассоциации, порождаемые музыкой, многообразны:

1.Подбор названия к музыкальному произведению. Нужно сочинить как можно больше названий, отражающих суть музыкальных произведений (то есть, превратить внепрограммную музыку в программную).

2.Сочинение сюжетной сказки под музыку. Данное задание используется при восприятии программной музыки с развернутым развитием, например «В пещере горного короля» Э. Грига, «Похороны куклы» П.И.Чайковского и т.д. 

3.Кредо композитора. Суть задания состоит в том, что учащимся предлагаются цитаты о композиторах, о которых шёл разговор на уроках музыки. 

4. «Передай литературный образ». Задание основано на подборе стихотворного ряда к прослушанной музыке. 

5.Задание «Цветные квадраты» — подбор цветового ряда к звучащей музыке. В процессе слушания музыки дети по очереди подходят к доске и выбирают карточку с оттенком, созвучным музыке в данный момент. 

6.Свободное дирижирование — передача в дирижерских жестах фразировки, динамики, логических ударений, кульминации прослушанной музыки.

7.Имитация игры на музыкальных инструментах: смена движений рук должна быть связана с определением детьми на слух различных тембровых, динамических, темповых особенностей прослушанной музыки (особенно применимо в произведениях вариационного склада).

8.Пластические этюды и импровизации — изображение с помощью пластики рук и тела музыкальных образов (образы природы: море, непогода, рассвета; образы животных и птиц, образы персонажей – волшебника Черномора, Царя-Гороха, передача характера музыкальных персонажей — образ кошки, птички, утки, волка, дедушки и охотников в симфонической сказке С.С. Прокофьева «Петя и волк»).

9.«Волшебники». Например, после прослушивания музыкальной характеристики феи Сирени и феи Карабосс детям предлагаются шаблоны «волшебниц». Затем дается задание дорисовать эти фигуры, превратив одну в «добрую», а другую в «злую» волшебниц.

10. «Звуковая картина» — направлено на расширение слуховых представлений детей: «Утро в деревне», «В зимнем лесу», «Ярмарка».

Систематическое использование этих приемов и форм работы позволит разбудить фантазию ученика, вызвать его эмоциональный отклик, помогающий глубже осмыслить содержание музыки.

2.Технология эвристического обучения.

Использование данной технологии приводит к высокому уровню внутренней и внешней активности обучающихся.

Наиболее широко применяемым методом эвристического обучения является метод «мозгового штурма», активизирующий коллективную творческую деятельность. 

 «Мозговая атака» является эффективным методом при необходимости:

– обсуждения спорных вопросов;

– стимулирования неуверенных обучаемых для принятия участия в обсуждении;

– сбора большого количества идей в течение короткого периода времени;

– работа в малых группах.

Метод «Если бы …». Ученикам предлагается составить описание или нарисовать картину о том, что произойдет, если, например: «если бы я стал композитором, то…» или «если изменить солирующий инструмент, как изменится музыка?». 

Метод «Три предложения». Обучающимся необходимо внимательно выслушать и передать содержание рассказа или музыкального произведения тремя простыми предложениями. Побеждает тот учащийся, рассказ которого короче и при этом более точно передает содержание. Данный метод способствует развитию очень важного умения — выделять главное и ориентироваться в информационном потоке.

3.Технология ТРИЗ (теория решения изобретательских задач).

Была разработана бакинским учёным, писателем-фантастом Генрихом Сауловичем Альтшуллером.

Эта технология содержит определённые методы и приемы развития творческой культуры на уроках музыки. Всего их 26. Но я представлю вашему вниманию несколько наиболее интересных.

Метод 1. «Морфологический ящик- копилка- корзинка»

Служит для сбора и анализа информации по заданным признакам. Это приём организации индивидуальной и групповой работы учащихся на начальной стадии урока, позволяет выяснить всё, что знают или думают ученики по обсуждаемой теме урока.

Стадия вызова.

Задается прямой вопрос о том, что известно ученикам по той или иной теме. Далее каждый называет какое-то одно сведение, или факт, не повторяя ранее сказанное.

В корзину идей можно «сбрасывать» факты, имена, даты, понятия, названия сочинений.

Стадия осмысления

Далее в ходе обсуждения эти разрозненные сведения нужно связать в логические цепочки и «красиво преподнести».

Метод 2. «Создай паспорт»

Этот прием используется:

·      для систематизации, обобщения полученных знаний;

·       для создания краткой характеристики изучаемого понятия, сравнения его с другими сходными понятиями.

Обязательно создаем паспорт на композиторов, инструменты, музыкальные стили, произведения с которыми познакомились в ходе уроков.

Например, вот такой паспорт, изучая произведение В. А. Моцарта

1. Имя – Лакримоза;

2. Создатель – В. А. Моцарт;

3. Прописка – 7 часть из «Реквиема»;

4.Где служит – в церкви;

5. Особые приметы – траурное, звучит на латинском языке, исполняется смешанным хором в сопровождении оркестра.

По составленным паспортам провожу с учащимися викторины, для этого перемешиваю левые и правые части паспорта и прошу восстановить их.

Метод 3. ДихотомИя. «Да-нетка» (методика Т. А. Сидорчук)

Это метод сужения поиска посредством задавания вопросов, на которые можно отвечать «да-нет». 

«Угадай чей портрет»

— Я загадала имя композитора. Оно есть среди представленных имён. Я вам буду подсказывать, отвечая на ваши вопросы, но отвечать я могу только да или нет.

На слайде: П. И. Чайковский, В. А. Моцарт, Л. Бетховен, Н. А. Римский-Корсаков, И. С. Бах, М. П. Мусоргский.

Возможные вопросы учащихся:

— о месте, где жил и работал композитор;

— о музыкальных предпочтениях;

— о любимых музыкальных инструментах;

— о фактах из биографии.

Метод 4. «Синквейн»

 Чтобы составить синквейн, ученик должен уметь находить в учебном материале самое важное, делать выводы и выражать всё в краткой форме.

Правила написания синквейна:

1 строка – тема, выраженная одним словом, обычно именем существительным

2 строка – описание темы в двух словах, как правило именами прилагательными;

3 строка – описание действия в рамках этой темы тремя словами, обычно глаголами;

4 строка – фраза из четырех слов, выражающая отношение автора к данной теме;

5 строка – одно слово, синоним к первому, на эмоционально-образном или философско – обобщенном уровне повторяющее суть темы.

Вальс

прекрасный мелодичный

тревожит волнует кружит

Вальс уносит в небеса

Волшебство!

Как показывает опыт, синквейны могут быть очень полезны в качестве:

·        способа оценки понятийного багажа учащихся;

·        средства развития творческой выразительности.

4.         Информационно-коммуникативные технологии – это многочисленные аудио и видеоматериалы, цифровые компоненты учебно – методических комплектов по музыке, медиапроектор, персональный компьютер, комплект звуковоспроизводящей аппаратуры (микрофоны, усилители звука, динамики) и др.. Применение данных технологий отличается высокой результативностью и способствует: личностному развитию учащихся; повышению интереса школьников к учебным занятиям; росту познавательной активности учащихся в процессе обучения; изменению самооценки учащихся; воспитанию активности и самостоятельности; формированию учащихся эстетического, эмоционально-целостного отношения к искусству и жизни; способствуют формированию у обучающихся коммуникативной компетентности, создают условия для развития творческой активности, творческих способностей.

Выводы: Используя современные инновационные технологии, формы и методы в преподавании, каждый учитель свою профессиональную деятельность и обучение учеников обогащает, делает интереснее и радостнее. А урок превращает в урок креативного развития личности. 

 

×
×