Автор: Викулина Анастасия Николаевна
Аннотация:
Функциональная грамотность — это способность человека использовать приобретаемые в течение жизни знания для решения широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений. Математическая грамотность — способность формулировать, применять и интерпретировать математику в разнообразных контекстах: применять математические рассуждения.
Ключевые слова: математическая грамотность; модель; технологии; обучающиеся; педагог; задача.
Функциональная грамотность — это способность человека использовать приобретаемые в течение жизни знания для решения широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений. Данная способность, направлена на применение в жизни знаний и навыков, полученных в школе. Составляющие направления функциональной грамотности: читательская грамотность; естественно-научная грамотность; математическая грамотность; финансовая грамотность; креативное мышление; глобальные компетенции.
Математическая грамотность — способность формулировать, применять и интерпретировать математику в разнообразных контекстах: применять математические рассуждения; использовать математические понятия и инструменты. Модель математической грамотности исследования PISA — это способность индивидуума проводить математические рассуждения и формулировать, применять, интерпретировать математику для решения проблем в разнообразных контекстах реального мира. Данная модель представлена на рисунке 1.
Модель включает следующие элементы:
1. Контекст. Особенности и элементы окружающей обстановки, представленные в задании в рамках описанной ситуации (личный, общественный, профессиональный и научный).
2. Формулировать. Способность распознавать и выявлять возможности использовать математику, создавать математическую модель, отражающую особенности описанной ситуации.
3. Применять. Способность применять математические понятия, факты, процедуры, рассуждения и инструменты для получения решения или выводов.
4. Интерпретировать. Способность размышлять над математическим решением или результатами, интерпретировать и оценивать их в контексте реальной проблемы.
Рис. 1, Модель математической грамотности исследования PISA
В современном мире педагоги используют современные технологии обучения для формирования математической грамотности у обучающихся, например:
1. Компьютерные (новые информационные) технологии обучения. Цель
технологии – формирование умений работать с информацией, развитие коммуникативных способностей, приобретение навыков креативного мышления.
Используемые направления данного обучения:
– мультимедийные видео-уроки;
– проверка знаний на уроке и дома в виде онлайн тестов, игр, проектов и многого другого;
– подготовка к ВПР и государственной итоговой аттестации с помощью вспомогательных площадок. («Я-класс», «РЭШ», «Сферум»).
2. Игровые технологии. Цель – развитие и формирование творческой деятельности обучающегося. Использование технологии способствует выполнению следующих задач:
– усвоение учащимися учебного материала, приобретение новых знаний через использование дополнительных образовательных источников;
– развитие творческого мышления, практическое использование умений и навыков;
– способствование воспитанию саморазвивающейся и самореализующейся личности.
Примером данной технологии может послужить составление блок-схемы анализа задачи, представленной на рисунке 2.
Рис. 2, Блок-схема анализа задачи
3. Проектный метод обучения. Цель технологии – развитие творческих
навыков учащихся, умений самостоятельно обрабатывать и применять полученную информацию, а также развитие критического мышления. Используя данную технологию обучения, педагог предоставляет возможность обучающемуся проявить индивидуальность и креатив в выполнении задания. Данную методику следует реализовывать с помощью «мозгового штурма». Мозговой штурм – это техника генерации идей, которую применяют для выявления какой-либо проблемы и поиска её решений. Главная цель методики — собрать как можно больше идей, а после выбрать из них ту, которую можно использовать в ходе составления проектной работы. Этапы проведения «мозгового штурма» представлены на рисунке 3.
Рис. 3, Этапы проведения мозгового штурма
4. Групповой метод решения поставленной задачи. Педагог перед
объяснением темы формулирует задачу, а потом с помощью методики поиска решения задач, направляет учеников на нахождение путей её решения (через доказательства и сравнение точек зрения). В реальности это задания, начинающиеся с вопроса «Почему?», задания с недостающей информацией. Пример хода решения представлен на рисунке 4.
Рис. 4, Ход решения задачи
Изучая данный предмет с помощью современных технологий, ученики получают новые знания и опыт работы с современным оборудованием, развивают креативное мышление, а также могут использовать различные методы обработки и получения информации. У обучающихся улучшается способность работы в команде и развиваются коммуникативные навыки. Данные методы обучения помогут наладить контакт педагога с обучающимися и облегчат усвоение изучаемого материала с помощью примера наглядности и рассуждения.