«Использование технологии проблемного обучения младших школьников на уроках русского языка».

Автор: Окуняка Ангелина Андреевна

Статья на тему:

«Использование технологии проблемного обучения младших школьников на уроках русского языка».

Важнейшей задачей современной системы образования является формирование универсальных учебных действий, обеспечивающих школьникам умение учиться, способность к саморазвитию и самосовершенствованию. Сформированность универсальных учебных действий является также и залогом профилактики школьных трудностей.

Именно поэтому учитель по сегодняшний день переосмысляет свой педагогический опыт и ставит перед собой вопросы: Как формировать умение учиться? Как обучать детей? Как формировать и развивать универсальные учебные действия обучающихся?

На сегодняшний день вместо простой передачи знаний, умений и навыков от учителя к ученику приоритетной целью школьного образования становится развитие способности обучающихся самостоятельно ставить учебные цели, проектировать пути их реализации, контролировать и оценивать свои достижения, иначе говоря — формирование умения учиться, в этом и заключается актуальность нашей работы.

В связи с этим актуальным становится вопрос определения наиболее благоприятного периода для формирования универсальных учебных познавательных действий. Долгое время психологи и педагоги недооценивали познавательные возможности младших школьников, излишне регламентируя их учебно-познавательную деятельность.

В начальной школе, изучая разные предметы, ученик на уровне возможностей своего возраста должен освоить способы познавательной, творческой деятельности, овладеть информационными умениями, быть готовым к продолжению образования.

Затруднение в деятельности преподавателей по формированию универсальных учебных познавательных действий младших школьников в учебном процессе состоит в том, что ряд учебных пособий еще не в полной мере содействуют успешному развитию познавательной активности обучающихся, их самостоятельности.

По-прежнему основной упор делается на овладение знаниями, умениями и навыками. В результате младшие школьники неспособны пользоваться арсеналом учебных средств не только в ситуациях близких к реальным, но и в новых, нестандартных учебно-практических ситуациях. Данный факт неоднократно подтверждался как педагогической практикой, так и мониторингом в сфере образования различного уровня.

Проблемное обучение, как система определенных методов организации учебного процесса вначале появилась в практике школы и потом начала осмысливаться в педагогической науке. Суть проблемного обучения выражается формулой: «Учить мыслить, ставя ученика в проблемную ситуацию».

Если школа должна учить мыслить, то, как она это может сделать? Чтобы ответить на этот вопрос, нужно исходить из психологии мышления.

Мышление «включается в работу», когда есть вопрос (задача), а готового ответа не находится ни в памяти, ни при внимательном мышлении. Так, человек оказывается в проблемной ситуации, поскольку задача оказывается неразрешимой известными способами.

Одной из ведущих компетенций современного образования является, так называемое, «умение учиться», развитие которой должно быть обеспечено ведущими целями образовательной деятельности, что определено новыми социальными запросами. Теоретики и практики современной педагогической деятельности говорят о необходимости формирования универсальных учебных действий, что, непосредственно обеспечивает компетенцию «уметь учиться», а не только освоение учащимися определенных знаний и навыков в пределах отдельно взятой дисциплины. Данный факт свидетельствует о необходимости обеспечить развивающий потенциал нового образовательного стандарта.

Успешное освоение обучающимся универсальными учебными действиями может гарантировать наличие у них способности к саморазвитию и самосовершенствованию, такими средствами как сознательные и активные способы усвоения необходимого социального опыта.

В основу ФГОС НОО положен системно-деятельностный подход к обучению читательской грамотности на уроках русского языка. Он обеспечивает активную учебно-познавательную деятельность учащихся, формирует готовность к самореализации и непрерывному образованию, организует учебное сотрудничество со сверстниками и взрослыми в познавательной деятельности.

Именно на уроках русского языка происходит формирование таких базовых компетенций, как общекультурной, информационной, коммуникативной. Отсюда вытекает актуальность реализации системно – деятельностного подхода в преподавании русского языка.

В учебниках по русскому языку читательская грамотность формируется на основе работы со сплошными и несплошными текстами (таблицами, схемами, объявлениями, и.т.д.). Эти тексты требуют несколько иных читательских навыков, так как, содержат особые связи информационных единиц текста и особые формальные указатели на эти связи (название граф, таблиц, цвет, шрифт).

Именно поэтому для современного этапа развития методики преподавания русского языка актуальным является развитие читательских умений на основе схем-таблиц как формы предъявления лингвистической информации» [40].

Таким образом, можно сделать вывод, что внедрение ФГОС НОО в образование имеет множество плюсов. В первую очередь ФГОС представляет системно-деятельностный подход, что ведет за собой развитие не только универсальных учебных действий, но и творческое развитие детей, их самостоятельность, повышение интереса к изучению к изучаемым предметам через проектную и исследовательскую деятельность, умение выражать свои мысли, выдвигать гипотезы и так далее.

×
×