Автор: Калинкина Татьяна Николаевна
«Использование технология индивидуального обучения на занятиях ДПТ, как условие формирование функциональной грамотности обучающих(одаренные дети)»
В Федеральном законе «Об образовании в Российской федерации» от 29.12.2012 №
273-ФЗ (ст.77) термин «одаренные дети» употребляется в формулировке – «дети,
проявившие выдающиеся способности». Это ребята, которые в своем уровне развития
несколько превосходят сверстников.
С психологической точки зрения в каждом заложена одаренность и таланты. Однако,
это не всегда приводит к тому, что ребенок становится выдающейся личностью. По
статистике 80% детей, которые считались одаренными в детстве, никак не реализуют своивозможности во взрослой жизни и, попросту говоря, теряют их.
Успех такого «особенного» ребенка во много зависит от тех условий, в которых он
растет и развивается: от заботы и внимания родителей, педагогов и в целом от
окружающего социума. Поэтому, одной из задач системы образования и воспитания
сегодня, а дополнительного образования в частности, является развитие одаренности и
всесторонняя поддержка детей, проявившие выдающие способности в том или ином видедеятельности.
В приоритете образовательных организаций, реализующих дополнительные общеобразовательные программы, не только повышение качества образования, но и создание педагогических условий для решения проблемы адаптации ребенка в окружающем социуме. Реализация принципов личностно-ориентированного, развивающего подхода способствует формированию системы непрерывного образования непосредственно для каждого обучающегося. И в первую очередь здесь важно рассматривать возможность проектирования индивидуальных образовательных маршрутов (ИОМ) с целью поддержания и укрепления самости детей, развития природой заложенных талантов.
Индивидуализация обучения рассматривается как совместная деятельность педагога и учащегося. Творческая, свободная от стандартов образовательная среда в дополнительном образовании позволяет удовлетворить запросы каждого конкретного ребенка, используя потенциал его свободного времени.
Дополнительное образование предоставляет возможность свободного выбора образовательной области, профиля программы, времени и способа её освоения. Именно на основании этой, законодательно закрепленной, функции педагоги дополнительного образования проектируют и реализуют индивидуальные образовательные маршруты.
Программы обучения детей, проявивших выдающиеся способности, отличаются по содержанию, процессу освоения, ожидаемым результатам и среде обучения – отсюда их гибкость и вариативность. Использование индивидуальной формы позволяет учесть все особенность обучающегося, одновременно включая его в деятельность всего объединения, что способствует активной социализации, укреплению самооценки ребенка в комфортно конкурентной среде и ситуации успеха. Это становится основной задачей педагога дополнительного образования в работе с «одаренным» ребенком. Рекомендовать обучающемуся переход на индивидуальный образовательный маршрут педагог дополнительного образования может по результатам мониторинга освоения дополнительной общеобразовательной программы, на основе наблюдения и личных успехов ребенка.
В зависимости от разных критериев выделяются следующие виды одаренности:
1. По широте проявления – общие и специальные;
2. По типу предпочитаемой деятельности – интеллектуальная, академическая, творческая, художественная, психомоторная (спортивная), социальная (лидерская) и т. д.;
3. По степени сформированности – актуальная и потенциальная;
4. По возрастным особенностям – ранняя и поздняя;
5. По форме проявления – явная и скрытая.
Различают также одаренность с гармоничным типом развития и дисгармоничным типом развития.
Признаками детской одаренности являются: высокий уровень развития способностей; высокая степень обучаемости; творческие проявления (креативность); мотивация.
Таким образом, для выявления одаренных детей необходимо подобрать психологический инструментарий, позволяющий выявлять интеллектуальную, академическую, творческую, социальную одаренность, а также учитывать мотивацию и личностные особенности ребенка.
Условия проведения психологической диагностики учащихся с признаками одаренности
Работу предполагается проводить в несколько этапов.
1 этап. Выявление детей с признаками одаренности. На этом этапе первичным источником информации служат родители, сверстники, учителя, другие специалисты образовательных учреждений, которые могут наблюдать деятельность детей и выделять среди них тех, кто отличается познавательной активностью, любознательностью, желанием выйти за пределы предложенного задания (ситуации) и/или решение его (её) необычным путем. Основной метод на этом этапе — наблюдение.
Дети оцениваются по следующим методикам:
- Методика оценки общей одаренности (автор А.И. Савенков);
- Анкета Дж. Рензулли и соавторов, в адаптации Л.В. Поповой;
- Методика «Карта одаренности» (автор А.И. Савенков);
- Методика «Уровень сформированности свойств личности, характеризующих одаренность у наблюдаемого ребенка» (автор А.И. Савенков).
2 этап. Углубленное знакомство с одаренными детьми. Предполагает более углубленное знакомство с этими детьми: оценка продуктов их деятельности, школьные достижения и внешкольные интересы, своеобразие мотивации, особенности общения со сверстниками. На этом этапе проводится как традиционное тестирование, так и игровые формы диагностики интеллекта.
При тестировании могут использоваться методики только с учетом возраста учащихся.
Важным моментом в выявлении одаренности ребенка являются его достижения, отраженные в портфолио (участие в олимпиадах, конференциях, творческих конкурсах, смотрах, соревнованиях и т.п.).
3 этап. Поддержка и сопровождение. Предполагает поддержку и сопровождение одаренных детей: оказание помощи в решении их индивидуальных проблем (физическое и психологическое здоровье, общение), создание условий для самореализации (интеллектуальнее клубы, кружки, участие в олимпиадах, конкурсах, исследовательской деятельности и т. п.) и профессиональное самоопределение.
Возможные риски, связанные с диагностикой:
1. Состояние ребенка в момент тестирования (здоровье), высокая тревожность, чрезмерная мотивированность;
2. Личностные особенности (застенчивость, некоммуникабельность и др.);
3. Наукой установлено, что оценка конкретного ребенка, как одаренного, в значительной степени условна. Признаки одаренности, проявляемые в детские годы, даже при самых, казалось бы, благоприятных условиях могут либо постепенно, либо весьма быстро исчезнуть;
4. Проявление детской одаренности зачастую трудно отличить от обученности (или шире – степени социализации), являющейся результатом более благоприятных условий жизни;
5. Детская одаренность может выступать как закономерности возрастного развития. Так, например, для старшего подросткового возраста характерными являются различные формы поэтического и литературного творчества. Высокий относительный вес возрастного фактора в признаках одаренности иногда создает видимость одаренности в виде ускоренного развития определенных психических функций, специализации интересов.
Внимание!
Приступая к этому виду деятельности, помните об этических аспектах психолого- педагогической диагностики, а именно:
- получите согласие ребенка, его родителей на психодиагностическое обследование. Ребенок имеет право отказаться выполнять задания диагностического характера;
- нельзя злоупотреблять доверием ребенка, и диагностирующий обязан предупредить его о том, как будет использована полученная информация (в каком виде, для каких лиц);
- при выполнении диагностических процедур важно иметь доверительные отношения с учащимися, отсутствие отрицательного опыта общения с ними;
- диагностирующий педагог несет персональную ответственность за интерпретацию полученных в ходе обследования данных и корректное их использование;
- пользователь, получающий доступ к психологическим методикам, автоматически берет на себя обязательство по соблюдению всех требований профессиональной тайны (не передает неуполномоченным вести психодиагностическую практику инструктивных материалов, не раскрывает перед потенциальными испытуемыми секретов той или иной методики, не сообщает при использовании косвенных методик о подлинном предмете диагностики и т. п.).