Автор: Чибчикова Замирахон Азамудиновна
«ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ТИКО — КОНСТРУКТОРА В РАЗВИТИИ
ВИЗУАЛЬНО – КОНСТРУКТИВНЫХ
СПОСОБНОСТЕЙ ДОШКОЛЬНИКОВ»
Воспитатели
Кузнецова Н.В., Чибчикова З.А.,
Центр развития ребенка – детский сад «Весёлые нотки» №44
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
Здравствуйте, уважаемые коллеги!
Сегодня нам бы хотелось поделиться опытом работы использование ТИКО конструктора в развитии визуально-конструктивных особенностей с детьми дошкольного возраста.
«Дети охотно всегда чем-нибудь занимаются. Это весьма полезно, а потому не только не следует этому мешать, но нужно принимать меры к тому, чтобы всегда у них было, что делать»
Ян Амос Коменский
В 2022 году мы познакомились с развивающим конструктором «ТИКО» и начали работу по освоению технологии «ТИКО конструирования».
Данная технология привлекла своей новизной и доступностью родителей наших воспитанников.
С 2002 года НПО «РАНТИС» производит оригинальный объемный Трансформируемый Игровой Конструктор для Обучения (ТИКО), автор технологии ТИКО-моделирования методист Логинова Ирина Викторовна. Данная технология была основана на практической работе детей с предметно – дидактическим материалом, конструктором ТИКО.
Уважаемые коллеги, знакомы ли вы с данным видом конструктора?
Очень рада за тех кто уже использует данный вид конструктора и на своей практике испытали всю его ценность в работе с детьми, думаю что вам будет интересно и возможно почерпнете что – то новое для себя .
А кто еще не попробовал работать с ТИКО — конструктором, тогда приглашаю вас вкратце познакомиться с ним.
Итак, что же такое ТИКО?
Трансформируемый Игровой Конструктор для Обучения «ТИКО» – это набор ярких плоскостных фигур из пластмассы, которые шарнирно соединяются между собой.
В результате для ребенка становится наглядным процесс перехода из плоскости в пространство, от развертки — к объемной фигуре и обратно, позволяет скреплять многоугольники под любым углом и вращать их один относительно другого.
Существует 12 видов данного конструктора.
С некоторыми из них мы вас познакомим.
Тико «Малыш».
Данный набор конструктора наиболее прост в использовании. Ребёнок сначала осваивает этот набор посредством игры. Набор «Малыш» включает, в основном, небольшие детали, удобные для маленьких рук ребенка. Набор позволяет развить у ребенка творческую активность, мелкую моторику рук, тем самым активизируя развитие левого и правого полушария головного мозга за счёт управления работой кистей рук и необходимости пространственного мышления при сборе объёмных фигур.
Набор «Геометрия» – позволяет изучать объемы геометрических фигур и соотношения объемов.
Набор «Фантазёр» — отличное дополнение к набору «Геометрия». Можно сконструировать различные многоугольники, а также объемные геометрические тела и их развертки.
Набор «Арифметика» — основные понятия — цифра, число. Изучение возможных действий с цифрами и с числами
Набор «Геометрия» – позволяет изучать объемы геометрических фигур и соотношения объемов.
Набор «Грамматика» – включает буквы со знаками препинания. Ребенок запоминает буквы, звуки: гласные — согласные, твердые — мягкие, звонкие — глухие, шипящие; выполняет задания на звуковой анализ слов, поиск заданной буквы, составление слов и предложений.
Что развивает ТИКО?
• Творческие умения
• Интеллектуальные умения;
• Коммуникативные умения
• Оригинальность мышления.
Какую мы ставим цель?
Цель: Создание условий направленных на всестороннее и гармоничное развитие детей дошкольного возраста.
Задачи?
Задачи:
• систематизировать знания детей о геометрических представлениях (за счёт целостного видения фигуры);
• способствовать лучшему восприятию информации (за счёт интеграции зрительного и тактильного восприятия);
• формировать навыки пространственного, абстрактного и логического мышления.
• улучшать моторику рук (за счёт постоянной работы с деталями конструктора);
• развивать творческие способности (возможность создавать оригинальные конструкции);
• прививать художественный вкус и эстетическое восприятие (за счёт яркости и многообразия получаемых цветовых решений).
• воспитывать интерес к предмету (за счёт необычной формы задания).
Этапы работы с конструктором ТИКО:
1. Ознакомление с конструктором, деталями, способами соединения, конструирование по образцу и по схемам.
2. Создание конструкций по контурной схеме, по замыслу, составление орнаментов.
3. Коллективное сюжетное конструирование.
Конструктивные особенности ТИКО. Конструктор для объемного моделирования «ТИКО» представляет собой скомплектованные в наборы многоугольники, которые соединяются между собой, создавая двух- и трехмерные фигуры и тела. Шарнирное соединение ТИКО-деталей позволяет скреплять многоугольники под любым углом и вращать их один относительно другого. Можно сначала собрать плоскую фигуру, например, развертку куба, а затем перейти в пространство или объем. Поднимая грани-квадраты и соединяя их, собираем куб. Наличие дополнительных креплений на некоторых деталях ТИКО делает возможным их перпендикулярное соединение. Отверстия внутри больших фигур конструктора можно использовать как «окошко» или «дверной проем» при сборе игровых форм.
Формы работы с дошкольниками.
1.Конструирование методом наложения деталей.
2. Конструирование по полной и контурной схеме.
3.Конструирование с помощью слухового диктанта.
4. Конструирование по образцу.
5. Конструирование по технологической карте.
6. Конструирование по собственному представлению.
7.Конструирование – замещение геометрических фигур.
Конструктор Тико и его возможности в обучении.
Этот конструктор идеален для подготовки детей к школе. Педагогам конструктор полезен, как средство для быстрого создания наглядных пособий. Из ТИКО-деталей можно сконструировать практически весь спектр геометрических фигур и тел. Дошкольник может познакомиться с такими фигурами как гексаэдр (куб) его развёртка, тетраэдр и его развёртка и октаэдр. Для обучения детей счёту, работе с числом. Пространственное расположение, логические упражнения. Так же сложение и вычетание. Учимся — играя.
Конструктор ТИКО и его возможности в обучении грамоте.
Наверное, вы не станете спорить с тем, что зрительное восприятие играет огромную роль в обучении ребёнка. Кроме того, при складывании слогов, слов из конструктора, к процессу обучения подключается мелкая моторика (работа пальчиками),что способствует дополнительному развитию памяти.
Увлеченные в процесс моделирования и конструирования, дети не замечают, как в игре педагогом реализуются воспитательные и образовательные задачи.
1) в театральном уголке можно конструировать из ТИКО- деталей персонажей для сказок и декорации;
2) в физкультурном уголке – для спортивных игр и соревнований можно использовать различные атрибуты, построенные из ТИКО- деталей;
3) кукольный уголок с мебелью, ковриками и другой домашней утварью полностью можно сконструировать из ТИКО;
4) в уголках с сюжетно-ролевыми играми;
5) в зоне для игр со строительным материалом построить из ТИКО дома, мосты, гаражи, роботов, ракеты, самолеты, машины, в общем, все, на что хватает фантазии.
Технология ТИКО-моделирования значима в свете внедрения ФОП, так как:
1.Является великолепным средством для интеллектуального развития дошкольников, обеспечивающих интеграцию образовательных областей:
— познавательное развитие: техническое конструирование, воплощение замысла из деталей ТИКО-конструктора;
— речевое развитие на занятиях обучение грамоте посредством конструктора ТИКО-грамматика (развитие фонематического слуха, словообразование)
— художественно-эстетическое развитие: творческое конструирование, создание замысла из деталей ТИКО-конструктора;
— физическое развитие: координация движения, крупная и мелкая моторика обеих рук;
— социально-коммуникативное: развитие общения и взаимодействия ребенка со взрослым, становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий.
2.Позволяет педагогу сочетать образование, воспитание и развитие дошкольников в режиме игры (учиться и обучаться в игре), так как процесс конструирования часто сопровождается игрой, а выполненные детьми сами становятся предметом многих игр;
3.Формирует познавательную активность, способствует воспитанию социально- активной личности, формирует навыки общения и сотворчества;
4.Объединяет игру с исследовательской и экспериментальной деятельностью, предоставляют ребенку возможность экспериментировать и созидать свой собственный мир, где нет границ. Технология работы с конструктором ТИКО предполагает развитие у детей навыков конструкторской и проектной деятельности на основе исследования геометрических фигур и интеграции изученных геометрических модулей с целью моделирования объектов окружающего мира. В программе предусмотрено значительное увеличение активных форм работы, направленных на вовлечение дошкольника в динамичную деятельность, на обеспечение понимания математических понятий, на приобретение практических навыков самостоятельной деятельности.
Девиз ТИКО: «Обучаемся, ИГРАЯ!»
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. М.С. Аромштам, О.В. Баранова. Пространственная геометрия для малышей. Приключения Ластика и Скрепочки. – М.: «Издательство НЦ ЭНАС», 2004.
2. И.В. Логинова. Папка по ТИКО-моделированию для создания плоскостных конструкций. – СПб.: ООО НПО РАНТИС, 2016.
3. И.В. Логинова. Папка по ТИКО-моделированию «Технологические карты № 1» для создания объемных конструкций с диском-приложением «Фотографии объёмных ТИКО-конструкций». – СПб.: ООО НПО РАНТИС, 2016.
4. И.В. Логинова. Тетрадь по ТИКО-моделированию для создания плоскостных конструкций. – СПб.: ООО НПО РАНТИС, 2016.
5. И.В. Логинова. Папка по ТИКО-моделированию «Технологические карты № 2» для создания объемных конструкций с диском-приложением «Фотографии объёмных ТИКО-конструкций». – СПб.: ООО НПО РАНТИС, 2016.
ИНТЕРНЕТ-РЕСУРСЫ:
http://www.tico-rantis.ru/games_and_activities/doshkolnik/
Соцсеть «Педагоги.Онлайн» — профиль «ТИКО-конструирование»