«Использование в работе с детьми старшего дошкольного возраста технологии исследовательской деятельности»

Автор: Елена Григорьевна Грачева

«Самое лучшее открытие – то, которое ребенок делает сам»

американский философ Ральф Уолд Эмерсон

 

Исследования педагогов и психологов свидетельствуют о значительном снижении познавательной активности детей. И эта проблема стала очень актуальна в наше время.

Почему же у большинства ребят с возрастом интерес к исследованиям пропадает? Может быть, в этом виноваты мы, взрослые?

Очень часто мы говорим малышу: «Не подходи к луже, намочишь ноги, испачкаешься! Не трогай песок руками, он грязный! Выбрось эту гадость! Брось камень! Не смотри по сторонам, а то упадешь!

Может быть, мы, взрослые – папы и мамы, бабушки и дедушки, воспитатели и педагоги, сами того не желая, отбиваем у ребенка естественный интерес к исследованиям? Проходит время, и ему уже совершенно неинтересно, почему с деревьев опадают листья, как появляется

радуга, где живут мухи зимой, почему не падают звёзды.

Для того, чтобы дети не потеряли интерес к окружающему миру, важно вовремя поддержать их стремление исследовать все и вся.

Старший дошкольный возраст – это самый ценный этап развития познавательной активности ребенка, под которым понимается не только процесс усвоения знаний, умений и навыков, а главным образом, поиск знаний, приобретение знаний самостоятельно или совместно с взрослым под его тактичным руководством. 

Задача взрослых – не препятствовать, а наоборот, развивать исследовательскую деятельность.

Эта проблема повлияла на изучение мною и применение при работе с детьми дошкольного возраста технологии исследовательской деятельности.

Мною поставлена задача поиска новых нестандартных форм взаимодействия с воспитанниками.

Цель: теоретически и практически проверить эффективность использования опытно-экспериментальной деятельности как средства формирования познавательного интереса у детей старшего дошкольного возраста.

Объект исследования: образовательный процесс в  ДОУ.

Предмет исследования: возможности использования опытно-экспериментальной деятельности детей как средства развития познавательного интереса.

Гипотеза: если систематически использовать опытно-экспериментальную деятельность детей, то это будет способствовать развитию познавательного интереса детей старшего дошкольного возраста.

 

Задачи:

1.     Создать систему работы по опытно-экспериментальной деятельности детей старшего дошкольного возраста.

2.     Развивать познавательный интерес у старших дошкольников с помощью экспериментирования.

3.     Воспитывать любовь к миру природы посредством опытно-экспериментальной деятельности.

4.     Формировать у детей экологические знания, экологическую культуру, любовь к экспериментированию.

5.     Создать условия для самостоятельного применения полученных знаний.

6.     Развивать совместно с родителями в детях самостоятельность, инициативность, креативность мышления через опытно-экспериментальную деятельность.

 

Приоритетным направлением в моей работе является формирование у детей элементарных естественнонаучных представлений. Существенную роль в этом направлении играет поисково-исследовательская деятельность дошкольников, протекающая в форме экспериментальных действий. В своей работе в этом направлении отдаю предпочтение опытам, экспериментам, занятиям-исследованиям, самостоятельной поисковой деятельности детей.

Я вижу, что проведение опытов и экспериментов вызывает у детей восторг. Опыт это весело и увлекательно, но в тоже время в каждом опыте раскрывается причина наблюдаемого явления, дети подводятся к суждению, умозаключению, уточняются их знания о свойствах и качествах объектов, об их изменениях.

Каждый опыт помогает находить решение всевозможных задач и даѐт возможность понять, почему всѐ происходит так, а не иначе, побуждает к самостоятельному поиску причин, способов действий, проявлению творчества.

 Многие наши «исследования» начинаются с вопросов, которые возникают у детей в процессе наблюдения ими явлений окружающего мира.

Опыты я подбираю простые для выполнения, но некоторые из них требуют специального оборудования и материалов. Большинство таких материалов найти довольно просто: бумага, картон, пластиковые бутылки, обрезки дерева, верѐвок, нитки, болтики, магниты и другое. А вот специальные инструменты и простейшие приборы собраны в центре минилаборатория «Маленький исследователь». Таким образом, лаборатория оснащена различными сосудами, шприцами, кулинарными пипетками, лупами. В нашей группе так создана развивающая среда, что детям предоставлена возможность свободного перехода от одного вида деятельности к другому: от игры к рисованию.

Материал, находящийся в центре минилаборатория «Маленький исследователь» распределила по разделам: «Песок и вода», «Дерево», «Магниты», «Бумага», «Свет», «Резина», «Наши помощники», «Пластмасса», «Металл».

Учитывая полоролевые особенности детей, уголок оснастила оборудованием, которое соответствуют интересам как мальчиков, так и девочек. Создала тематическую подборку книг, соответствующую изучаемым темам и объектам, детские энциклопедии, серия книг «Я познаю мир», модели, схемы, настольно — печатные игры, картотеки опытов и экспериментов, познавательные дидактические игры.

 

Свою работу по познавательно-исследовательской деятельности с детьми строю по трем взаимосвязанным направлениям:

·       Живая природа;

·       Неживая природа;

·       Человек.

 

Содержание опытно – экспериментальной деятельности построено из четырёх блоков педагогического процесса.
1. Организованная образовательная деятельность с детьми (плановые эксперименты, исследования). Для последовательного поэтапного развития у детей исследовательских способностей, воспитателями разработан перспективный план опытов и экспериментов.
2. Совместная деятельность с детьми (наблюдения, труд, художественное творчество). Связь детского экспериментирования с изобразительной деятельностью двусторонняя. Чем сильнее будут развиты изобразительные способности ребёнка, тем точнее будет зарегистрирован результат природоведческого эксперимента.
3. Самостоятельная деятельность детей.
4. Совместная работа с родителями (участие в различных исследовательских проектах).

 

Описание порядка использования (алгоритм применения) технологии в практической профессиональной деятельности 

1 этап. Педагог привлекает внимание детей интригующим материалом, тем самым побуждает их: — внимательно всматриваться в изучаемый объект, — описывать его внешние признаки, — выделять главное, — сравнивать с другими объектами, — анализировать, делать выводы и обобщения.

2 этап. Педагог формирует исследовательскую активность путем создания условий, которые способствуют умению задавать вопросы исследовательского характера: — на выявление главных признаков объекта, — его функций, — на формирование умения давать полную характеристику предмету, — определять его место и значение в окружающем мире.

3 этап. Педагог организует экспериментально-исследовательскую деятельность на основе сотрудничества, свободного обсуждения, в процессе которого дошкольники: — уточняют правила безопасности жизнедеятельности в процессе экспериментирования, — анализируют условия, — свободно экспериментируют, — находят самостоятельное оригинальное решение, — создают модель на основе умозаключений и логических выводов, — испытывают чувство радости и удовлетворения от познания нового.

Схема развития любого вида деятельности такова: сначала она осуществляется в совместной деятельности со взрослым, затем в совместной деятельности со сверстниками и становится самодеятельностью. 

 

В ходе ООД с детьми на практике познакомились с понятием «МАГНИТ» и получили представление о свойствах магнита и сделали выводы.

Также на практике узнали о разнообразии камней, их использовании и свойствах камней, сравнили речные и морские камни и пришли к выводу, что речные камни – неровные, разной формы, бывают и с острыми углами, а  морские камни – всегда округлой формы, гладкие, такими их сделали морские волны.

Отправлялись в прошлое стекла и бумаги, также прошли путь от древней книги до современной.

На занятии по изодеятельности потеряли оранжевую краску, чтобы изобразить осень, как найти выход?

Занятия обогащаются игровыми и сказочными сюжетами. Ребенок, увлекаясь замыслом игры, не замечает скрытой учебной задачи. Эти занятия помогают высвободить время ребенка, которое он может использовать по своему усмотрению: отдохнуть или заняться тем, что для него интересно или эмоционально значимо.

Самостоятельная деятельность детей отражает разнообразные действия с предметами-заместителями и объектами исследования, используя приобретенные умения и навыки.

В самостоятельной деятельности предлагаются нетрадиционные материалы:

·       по ручному труду – скотч, одноразовые стаканчики, кусочки синтепона (находятся в центре  минилаборатории «Маленький исследователь»);

·       по изобразительной деятельности – зубная щетка, поролон или половина губки для мытья посуды, втулки от туалетной бумаги, копировальная бумага (находятся в центре «Изодеятельности»).

В своей деятельности дети преобразуют предметы-заместители, открывают новые стороны и свойства. В свою очередь новые знания об исследуемом предмете, могут позволить произвести новые усложненные и совершенные преобразования: из скотча, бумаги и куска синтепона можно сделать сквиш, с помощью зубной щетки нарисовать траву или набрызгать на черном фоне звезды, с помощью копировальной бумаги перерисовать понравившуюся картинку, обвести тень игрушки (предмета).

Тем самым, чем больше ребенок узнает об исследуемом обьекте, тем больше появится возможность ставить себе новые и более сложные цели и задачи.

Также для организации самостоятельной познавательной деятельности детей в условиях развивающей среды особую значимость  имеют приемы, которые стимулируют  развитие их познавательной активности.

Например:

 Создание проблемной ситуации — После ознакомления детей со свойствами магнита случайно на глазах детей роняю скрепки на пол. Прошу помощь у детей.  Как собрать быстро на полу скрепки?

После того, как у детей сформировались навыки самостоятельной деятельности по решению познавательных задач, я перехожу на реализацию полученных знаний в совместной деятельности.

 Совместная деятельность наиболее привлекательная для меня форма организации работы с детьми по опытно — экспериментальной деятельности. Могу отметить следующие позитивные моменты:

 — закрепление ранее полученного (усвоенного) материала;

— продолжение работы по расширению представлений о предметах и явлениях;

— свобода действий, как для меня, так и для детей (возможность отойти от намеченного плана);

— роль педагога носит гибкий характер (ведущий, партнер);

— в процессе экспериментальной деятельности дети получают возможность удовлетворить присущую им любознательность (почему, как, зачем, а что будет, если), почувствовать себя учеными, исследователями, первооткрывателями.

 Очень важно в процессе работы задействовать все органы чувств (не только видеть и слышать, но и нюхать, трогать, и даже пробовать на вкус (если это возможно и безопасно)).

В совместной деятельности нашли ответы на вопросы: почему желтеют и опадают листья; почему резиновый ластик тонет, а резиновый мяч нет; как очистить грязную воду; для чего поры на коже и зачем соблюдать правила гигиены: для чего клесту короткий скрещенный клюв, а дятлу длинный и острый клюв? Почему шарик когда сдувается жужжит как пчела?

Одними из самых эффективных способов обучения являются методы моделирования (реального, математического, наглядного, символьного, мысленного). Моделирование исключает формальную передачу знаний – изучение объекта или явления происходит в ходе интенсивной практической и умственной деятельности, развивая мышление и творческие способности человека любого возраста.

Метод наглядного моделирования (макетирования) развивает пространственное воображение, позволяя воспринимать сложную информацию и зрительно представить абстрактные понятия.

Мнемотехника — это совокупность правил и приемов, облегчающих процесс запоминания информации.

Использование метода проекта позволяет развивать познавательные способности детей, научить самостоятельному конструированию своих знаний, ориентировке в информационном пространстве, развить критическое мышление.

Известно, что ни одну воспитательную или образовательную задачу нельзя успешно решить без плодотворного контакта с семьей и полного взаимопонимания между родителями и педагогом.

Совместно с родителями участвовали в учебно-исследовательском проекте «Мир предметов, техники, механизмов». Цель проекта: изучить внутренние механизмы в электроприборах, на примере, стиральной машинке; выяснить: что приводит в действие внутренние механизмы стиральной машинки.

Так же с ребятами мы ведем блокноты наблюдений, анализ которых позволяет определить исследовательские интересы детей, умение видеть проблемы и делать определенные выводы и куда дети отмечают рост и развитие растений, которые мы сажаем в группе. Дети с удовольствием каждое утро подходят к ними интересуются, что произошло с посадкой. Я с детьми проводила и такие длительные опыты, которые наглядно помогают понять зависимость жизни растений от воды, кислорода и света.

В ходе работы сделала вывод, что исследовательская деятельность тесно связана с остальными видами образовательных областей.

На первом месте стоит речевое развитие, это прослеживается на всех этапах исследования —  при постановки проблемы, во время беседы в ходе опыта, при проговаривании полученных выводов. Способность ясно изложить свою мысль упрощает проведение опыта, обогащает словарный запас, который помогает развитию речи.

Прослеживается связь с художественно-эстетическим развитием. При фиксировании результатов учитываются изобразительные способности ребенка, наблюдательность, и чем они более развиты, тем точнее будет зафиксирован результат.

Связь исследовательской деятельности с формированием элементарных математических представлений прослеживается когда  при проведении опытов появляется потребность измерять, сравнить, считать, определять форму и размеры. Это говорит о значимости ФЭМП и способствует их осознанию и  в то же время, полученный опыт и навыки во время занятий по ФЭМП  облегчают экспериментирование.

Различные формы исследовательской деятельности активно внедряются в образовательный процесс. Особое внимание заслуживают опыты и эксперименты.

В процессе исследовательской деятельности:

— дети получают реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами и средой обитания;

— идет обогащение памяти ребенка, активизируются мыслительные процессы, так как постоянно возникает необходимость совершать операции анализа и синтеза, сравнения и классификации;

— развивается речь, так как ребенку необходимо давать отчет об увиденном, формулировать обнаруженные закономерности и выводы;

— происходит накопление умственных приемов и операций, которые рассматриваются как умственные умения;

— формируется самостоятельность, способность ставить цель, преобразовывать какие-либо предметы и явления для достижения определенного результата;

— развивается эмоциональная сфера ребенка, творческие способности, формируются трудовые навыки, укрепляется здоровье за счет повышения общего уровня двигательной активности.

Итак, специально организованная исследовательская деятельность позволяет нашим воспитанникам самим добывать информацию об изучаемых объектах или явлениях, а педагогу сделать процесс обучения максимально эффективным и более полно удовлетворяющим естественную любознательность дошкольников, развивая их познавательную активность.

 

 

 

×
×