Использования метода сенсорной интеграции в работе с детьми дошкольного возраста.

Автор: Фенёва Юлия Николаевна

 

Использования метода сенсорной интеграции в работе с детьми дошкольного возраста.

Реализация проекта в рамках выполнения плана управлением проекта, в нашем Учреждении на официальном сайте создана Педагогическая лаборатория «Сенсорное развитие детей раннего возраста посредствам дидактических игр, упражнений и ситуаций». Актуальность педагогической работы велика, так как всё чаще молодые мамы задают вопрос и говорят о раннем развитии детей. Некоторые из них предпочитают отдавать ребёнка пораньше в детский сад в ясельную группу, другие же представляют раннее развитие как, знакомство малыша с мобильным устройствам, ноутбуком или компьютером. При этом, совершенно не контролируя взрослым просмотр телевизора ребёнком, мультфильмов на иностранном языке, а ведь карапуз ещё не овладел  речевыми навыками родного языка, всё это приводит к торможению развития речи и познавательных способностей. Погружая ребёнка в мир современных технологий, ярких мобильных приложений и игр, мы лишаем его связи с окружающей его действительностью, миром, где сосредоточена большая часть нашей и его жизни. По исследованиям психологов было доказано, что ребёнок в возрасте до трех лет приобретает от 60 до 70% информации об окружающем его мире, а за всю оставшуюся жизнь 30-40% [1].

С чего же начинается развитие ребёнка, а с ним и познание окружающего мира? Конечно с ощущений: тактильных, зрительного, слухового, кинетического и кинестетического восприятия. Все эти внешние ощущения, переходящие во внутреннюю обработку, получаемую нашим телом можно обозначить как, сенсорная интеграция.

Сенсорная интеграция – это неконтролируемый процесс координации сигналов, поступающих в мозг от органов чувств, обеспечивающий адаптацию и продуктивное воздействие человека с окружающей средой, в которой он находится [2].

Сенсор – (от лат. sensus, «восприятие».)

Интеграция – это вид организации чего – либо.

Интегрировать – значить собирать или организовывать части в единое целое, тогда части работают слажено как единая система.

Сенсорная интеграция ложится в основу дальнейшего формирования психических функций, имеющих первостепенное значение для дальнейшего обучения более сложной интерпретации,  сопровождающей чтение, письмо и эмоциональное устойчивое поведение.

Существует множество методов и средств улучшающие сенсорное развитие ребёнка, которые доступны как для родителей, так и для педагогов в дошкольных учреждениях и центрах раннего развития. В работах по дошкольной психологии Г.А. Урантаевой отмечено, что для каждого возрастного периода есть свои особенности сенсорного восприятия, так у новорожденного малыша органы чувств (0-1) развиваются не одновременно с развитием мелкой моторики [3].

В данный возрастной период очень важно учитывать то, что зрение и слух, развиваются быстрее, чем, например руки. Исходя из этого для того чтобы ускорить познавательные способности малыша, важно предлагать игры для развития мелкой моторики т.к, движение пальцев оказывает положительное влияние на кору головного мозга и формирование речевых зон.

 Можно использовать такие упражнения как: гимнастика и расслабляющий массаж пальчиков рук и ладошек. Деткам с шести месяцев уже можно предлагать пальчиковый театр, его можно изготовить самим или приобрести в магазине. Это небольшое представление должно заинтересовать малыша, и со временем он с удовольствием будет играть сам, тем самым манипулируя своими пальчиками и с каждым разом всё лучше и лучше управлять ими. В процессе игры необходимо использовать художественное слово, это могут быть короткие стихотворения, прибаутки, потешки, при этом необходимо весело, эмоционально и четко произносить каждое слово.

Для игр, так же подойдут и подручные материалы: застёжки,  пуговицы на одежде, коробочки и баночки разных размеров. Современные магазины предлагают огромный выбор игрушек для раннего развития, это: пирамидки, вкладыши, погремушки и т.п.

За свободное владение своим телом отвечают кинетические, кинестетические и пространственные факторы. Для детей младшего возраста кинетическое и кинестетическое развитие – это ощущение положения своего тела в пространстве, производимые мышцами во время движения или совершение определённых действий (включая мимику). И.М. Сеченова выделяла роль кинетического и кинестетического развития, считая, мышечное чувство – регулятором не только движения, но и психофизической основой видения пространства [4].

Понимание и закрепление в мозгу у ребёнка поз и движений происходит на трёх уровнях:

1.      Зрительном (в процессе наблюдения за движением других);

2.      Словесном (ребёнок пытается проговорить действие взрослого);

3.      Двигательном (пытается самостоятельно выполнить).

Чтобы помочь ребёнку сконцентрироваться на своих ощущениях, можно поиграть с ним.

Использовать упражнения направленные на смену положения тела: «Змея», «Пружинка», вытягивание, а затем полное расслабление тела «Потягушки»; упражнения направленные на смену качеств движения: сначала резкие, затем плавные игра «Бабочка летит»; движения в разных направлениях: вверх- вниз «Приседания», вправо- влево «Маятник».

Рисование тоже относится к играм помогающим развивать воображение и координацию. Использовать пальчиковые краски можно уже с 10 месяцев, такие краски рассчитаны на маленьких художников. Если малыш не хочет рисовать, не стоит его заставлять насильно, или наоборот активно пытаться участвовать в процессе кода ребёнок этого не хочет. Взрослый должен почувствовать и увидеть потребность ребёнка, возможно в определённом случае ему нужно просто находиться в стороне и держать всё под контролем, предоставив тем самым свободу действий юному художнику.

По мере взросления малыша следует отметить, что игры для развития пространственных отношений у детей основываются на формировании умения ориентироваться на собственном теле, т.е. это своеобразный этап подготовки, в процессе которого ребёнок учит называть части своего тела. Взрослый в процессе общения с малышом проговаривает действия: «Помоем правую ручку, помоем левую ручку», «наденем правый, затем левый носочек», «шапочку на голову». Детям с 3 лет можно предлагать дидактическую игру «Оденем куклу на прогулку», в ходе игры ребёнку нужно объяснить, показать и назвать одежду и части тела, затем предложить поиграть самостоятельно.

В процессе контакта с мамой, и окружающими ребёнка предметами развиваются тактильно- двигательные ощущения. Ассоциации, которые возникают у ребёнка, очень точно и просто выразил нобелевский лауреат И.П. Павлов: «Глаз «учит» руку, рука «учит» глаз». Поэтому чаще берите малыша на руки, так же можно практиковать совместное посещение бассейна. Для полноценного развития тактильно-двигательных ощущений важно то, чтобы ребёнок взаимодействовал  с окружающими его предметами не только руками, но и всем телом. Для этого можно использовать развивающие коврики, которые можно приобрести в магазине или смастерить самому. Выкладывая малыша на такой коврик, он будет чувствовать материалы не только руками, но и ножками, животиком, что позволяет добиться поставленной перед вами задачи. Так же можно смастерить следы из бумаги, ткани, ваты и других материалов, предлагая ребёнку босиком потопать по ним, а совсем маленьких можно провести, поддерживая под руки. Можно изготовить мешочки из ткани и наполнить их разными крупами, горохом или пуговицами, мешочки нужно предлагать малышу потрогать на ощупь, это станет увлекательной игрой для юного открывателя, только нужно следить за тем, чтобы малыш не разорвал мешочек. Игры с водой всегда нравятся детям, возьмите тазик или надувной бассейн небольшого размера и поместите в него игрушки, «купание игрушек» не только развеселит кроху, но и познакомит со свойствами воды.

Одним из важных компонентов развития является, развитие зрения. Малыш очень любит сидеть у мамы на руках, поэтому вместе можно изучать отражение в зеркале или пейзаж за окном, показывать яркую погремушку или простые картинки. Не приближайте своё лицо или другие предметы к лицу малыша ближе, чем на 30 сантиметров, это безопасное расстояние т.к. возможно развитие косоглазия. Активное развитие зрения происходит в первые 9 месяцев после рождения, в это время глазу необходимо воздействие света, чтобы формирование завершилось правильно. Поэтому кроватка или манеж должен располагаться на более освященном месте.

Для развития слухового восприятия у ребёнка, хорошо подходит музыкальная терапия. Правильно подобранная музыка поможет развить не только слух, но и в будущем музыкальные способности,  и окажет положительное влияние на нервную систему:

— для успокоения малышей подходит композиция Вивальди (например «Зима» из «Времён года») колыбельные песни, особенно если их напевает мама;

-для поднятия тонуса и настроения крохи можно включить произведение Баха (шестая симфония), вальсы Чайковского, произведения Моцарта или Шопена.

Очень хорошо влияют на малыша звуки природы: морской прибой, щебет птиц, шорох листьев. При общении с малышом взрослый может менять интонацию и тембр голоса, это тоже способствует развитию слуха малыша. Нельзя оставлять в стороне самые обычные манипуляции с игрушкой- погремушкой, бубенцами или другими доступными музыкальными инструментами.

Что же касается вкусовых рецепторов, то они формируются рано. Уже с рождения ребёнок имеет свои предпочтения. Кода ребёнок подрастает для развития вкусовых рецепторов можно предложить ряд игр, например: предлагать малышу сначала понюхать  яблоко или лимон, затем попробовать его, обязательно проговаривайте название исследуемого объекта. Поиграйте с малышом в игру «Найди пару», предложите карапузу три пары коробочек, внутри которых находятся, к примеру, зёрна кофе, листья мяты, спонжики смоченные  в цитрусовом геле для душа, и попросите найти и показать какие коробочки пахнут одинаково.

Не мало важно для подрастающих «исследователей» создание специальных средовых условий, облегчающие восприятие окружающих объектов и продуктивное воздействие с ними, совершенствование отдельных умений и обучение использованию этих умений. Любой маме хорошо знающей индивидуальные особенности своего ребёнка, не составит особого труда построить последовательность видов деятельности во время занятий или в ходе индивидуальной работы с ребёнком. В процессе сенсорного воспитания и развития ребёнка очень важно учитывать интерес и предпочтение ребёнка, внимательно относиться к сильным и слабым его сторонам.

Так как, стимулируя и развивая органы чувств, вы формируете не только эмоциональные, психические или физические функции организма, но и закладываете основы для будущего успешного обучения вашего ребёнка.

 

Библиографический список:

1.Чуприкова Н.И. Умственное развитие и обучение: Психологические основы развивающего обучения – М.: АО «Столетие», 1995 – 192 с.

2.Бауэр Т. Психическое развитие младенца. Пер. с англ. А.Б. Леоновой. –2-е изд. – М.: Прогресс, 1989. –319 с.

3.Пилюгина В.А. Сенсорные способности малыша: Игры на развитие восприятия цвета, формы, величины у детей раннего возраста: Кн. для воспитателей дет. сада и родителей. – М.: Просвещение: АО «Учебн. Мет », 1996. – 112 с.

4. Ноздрачёв А.Д., Пушкарёв Ю.П.- Вестник Санкт- Петербургского-2004.- Вып. 3.

×
×