Автор: Якубов Ёкуб Муродмадович
УДК 378.113.2
Якубов Ё.М., аспирант
Гирфанова Л.П., к.п.н., доцент
РФ, г. Уфа, ФГБОУ ВО «БГПУ им. М. Акмуллы»
ИССЛЕДОВАНИЕ ВЛИЯНИЯ МЕТОДОВ ОБУЧЕНИЯ НА ФОРМИРОВАНИЕ СОЦИАЛЬНОЙ УСПЕШНОСТИ УЧАЩИХСЯ МАЛОКОМПЛЕКТНЫХ ШКОЛ
В современном образовательном процессе одной из важнейших задач является не только обеспечение качественного усвоения знаний и умений, но и формирование у учащихся социальной успешности. Такая успешность включает в себя умение эффективно взаимодействовать с другими людьми, развитие социальных навыков, уверенность в своих силах и умение адаптироваться в различных сферах жизни. Особое значение этому приобретает в контексте обучения в малокомплектных (малочисленных) школах, где ученики сталкиваются с особыми вызовами и требованиями.
Целью данного исследования является изучение влияния методов обучения на формирование социальной успешности учащихся малокомплектных школ. Малокомплектные школы представляют собой особую группу учебных заведений, в которых учебный процесс осуществляется для небольшого числа учеников. В таких условиях, исследование различных методов обучения и их влияния на социальную успешность учащихся становится особенно актуальным. Для достижения цели были сформулированы следующие задачи:
1. Изучить актуальные теоретические исследования, посвященные социальной успешности учащихся;
2. Рассмотреть особенности обучения в малокомплектных школах и факторы, влияющие на социальную успешность в этих условиях;
3. Проанализировать различные методы обучения, применяемые в малокомплектных школах, и их влияние на формирование социальной успешности учащихся;
4. Провести эмпирическое исследование с целью сопоставления эффективности различных методов обучения и их влияния на социальную успешность учащихся [1, ст.23].
Методология
В данном исследовании были использованы различные методы, позволяющие получить комплексное представление о влиянии методов обучения на социальную успешность учащихся малокомплектных школ. В теоретической части был проведен анализ литературных источников, посвященных социальной успешности и обучению в малокомплектных школах. Были рассмотрены различные теории и концепции, связанные с данным вопросом, а также современные исследования, представленные в академических журналах и публикациях.
В рамках исследования используется смешанный метод, включающий как качественные, так и количественные методы исследования. Для получения полной картины влияния методов обучения на социальную успешность учащихся малокомплектных школ, проводится анкетирование учащихся, наблюдения за урочной и внеурочной деятельностью, анализ дневниковых записей, а также интервьюирование педагогического персонала в эмпирической части исследования было проведено наблюдение за процессом обучения в нескольких малокомплектных школах. Были выбраны методы, позволяющие собрать данные о социальной успешности учащихся, включая их уровень адаптации, коммуникативные навыки, уверенность в себе и степень взаимодействия с окружающими. Для этого использовались анкеты, опросники, наблюдение и интервью [ PAGEREF
Белова \h 2
08D0C9EA79F9BACE118C8200AA004BA90B020000000800000007000000110435043B043E04320430040000
, ст. 134].
Результаты исследования
Анализ полученных данных позволил выявить влияние различных методов обучения на формирование социальной успешности учащихся малокомплектных школ. Было установлено, что использование интерактивных методик, групповых проектов, ролевых игр и заданий, направленных на развитие коммуникативных навыков и сотрудничества, способствует более высокому уровню социальной успешности учащихся. Эти методы позволяют создать атмосферу взаимного уважения и сотрудничества в классе, развивают лидерские качества, способствуют формированию уверенности в себе и позитивного отношения к ученикам с ограниченными возможностями [ PAGEREF Иванович \h 3
08D0C9EA79F9BACE118C8200AA004BA90B0200000008000000090000001804320430043D043E043204380447040000
,ст.57]. На основании проведенного исследования было выявлено, что выбор и использование методов обучения имеет значительное влияние на социальную успешность учащихся малокомплектных школ. При анализе полученных данных стало ясно, что методы, учитывающие индивидуальные потребности учащихся, а также создающие условия для их активного участия и самоорганизации, способствуют повышению уровня социальной успешности.
В заключение можно отметить, что выбор методов обучения в малокомплектных школах играет важную роль в формировании социальной успешности учащихся. Практика показывает, что активное использование интерактивных и коллективных методов обучения способствует созданию благоприятной образовательной среды и развитию социальных навыков. Однако следует также учитывать индивидуальные особенности учащихся и обеспечивать адекватную поддержку тех, кому требуется дополнительная помощь и внимание. Исследование подтверждает, что методы обучения играют важную роль в формировании социальной успешности учащихся малокомплектных школ. Признание различных методик и гибкость их использования соответственно индивидуальным потребностям каждого ученика является необходимым условием достижения высоких результатов в учебной и социальной сферах. Данное исследование приводит к необходимости более глубокого изучения и дальнейшего совершенствования методов обучения в малокомплектных школах для обеспечения максимальной социальной успешности учащихся [4, ст.85].
Список литературы:
1. Алексеева, Т.И. Влияние методов обучения на самостоятельность и социальную успешность учащихся // Психологическая наука и образование. — 2010. — № 2. — С. 22-28.
2. Белова, О.А. Роль методов активного обучения в формировании социальной успешности учащихся малокомплектных школ // Проблемы современной педагогики. — 2015. — Т. 16. — № 4. — С. 132-138.
3. Иванович, Г.М. Социальная успешность в контексте малокомплектной школы // Психологический журнал. — 2012. — Т. 33. — № 6. — С. 56-62.
4. Петрова, Е.С. Влияние методов дифференцированного обучения на социальную успешность учащихся малокомплектных школ // Вопросы образования. — 2016. — № 3. — С. 84-90.