Автор: Дедышева Юлия
Россия – многонациональное государство. Народы, испокон веков живут одной большой, дружной семьей. Каждый народ отличается друг от друга, у каждого — свой язык, своя культура, свои традиции, свое мировоззрение и свои национальные праздники.
Календарные праздники и обряды представляют особую ценность в культурном наследии народов. Их празднование играет важную роль в сохранении самобытности каждого из них. Среди них есть – мы, карелы! Не в чистом виде, а обрусевшие. По происхождению коренные жители деревни Стан и окрестных деревень, откуда я родом, потомки карел, переселившихся из Приладожья в XVII веке (1617-1699).
Карелы — трудолюбивый, практичный народ. В настоящее время в Тверской Карелии, единственное место, где отмечают День Кегри – это д. Стан Лихославльского района Тверской области. Большая часть населения этой деревни, которая стоит на реке Медведица — тверские карелы. Праздник проводится ежегодно с 2019 года, в октябре.
Стараниями организаторов национальный праздник возрождает богатую культуру Карел (традиции, обряды) которая должна передаваться из поколения в поколение. Праздник КЕГРИ является очень древним. В исторических источниках значится, что отмечать этот день начали еще в XVII — XVIII веках.
Целью данной работы является изучение карельского национального праздника «Кегри» и сопоставление с ныне проводимом в д.Стан
Для достижения цели, необходимо выполнить следующие задачи:
ü изучить литературу о празднике «Кегри»;
ü собрать материал о празднике, проводимом в деревне Стан (из печатных отзывов о празднике, участников праздника);
Объект исследования: карельский праздник «Кегри».
Предмет моего исследования: история и традиции национального праздника «Кегри».
Метод исследования: сбор и анализ материала.
Новизна работы заключается в рассмотрении особенностей проведения праздника «Кегри» в Карелии, и сопоставлении мифологических этапов с современностью.
Исследуя данную тему, надеюсь получить дополнительный материал о культуре, традициях, обычаях этого праздника, передать изученный материал одноклассникам и заинтересовать их историческими событиями жизни наших предков.
2 .Происхождение названия праздника.
Кто такой Кегри? Его роль в празднике.
Кегри – мифологическое существо, которое может появляться среди людей в образе какого-либо зверя. Один или со свитой ряженных, у которых на спинах плетеные корзины, он обходил дворы, расспрашивал хозяев о самых разнообразных хозяйственных делах, мог поворчать в назидание. Он интересовался у родителей, слушаются ли их дети, а ребята, чаще на печи, с затаенным дыханием прислушивались к разговору старших, побаивались, потому что непослушных детей Кегри мог забрать и унести в корзине. В домах, ряженных задабривали: угощали пирогами, блинами, хлебом. Дети дарили мотки шерсти и обещали вести себя хорошо.
Название праздника происходит от древнего финно-угорского слова «kekraj», что означает колесо и вращение. А детская прибаутка, так характеризует персонаж: Кегри принесет клубок, вертлявый- моток (Kegri tuo kerasen, vigli viihtyon).
Kegri, Кегри – традиционный карельский старинный праздник, означавший конец старого года и начало нового, посвященный урожаю и умершим предкам.
Кегри отмечали в Карелии в XVII−XVIII веках как аграрный праздник. Центральным персонажем празднований было божество Кегри − покровитель домашнего скота и посевов зерновых.
3. Сроки проведения праздника
Раньше дата праздника в честь божества-Кегри, была подвижна, не привязана конкретно к определенному дню, но всегда она выпадала на конец осени.
Многие сезонные праздники в Карелии привязаны к церковному календарю. При этом языческие традиции и обряды прекрасно уживаются с православными. Осенние даты связаны со сбором урожая, переходом от теплого времени года к холодному, подготовкой к суровой зиме. Эти праздники наполнены глубоким духовным смыслом и национальным колоритом.
Любопытно, что многие исследователи предполагают, что день Кегри совпадал с периодом «раздела времени», который возникал по лунному календарю перед днем зимнего солнцестояния.
Отмечают праздник Кегри в разное время (например, в Центральной России — даже в конце сентября, в середине октября). Но на Северо-Западе день этот обычно соотносят с последними числами октября, на Покров, поздней осенью.
Праздник считался окончанием урожайного и пастбищного сезона и был своеобразным торжеством «Нового года» по-карельски.
Кратковременность праздника подчеркивается в пословицах: Ei hai ainos kegri kesta, eigo ainos perttiloi pesta (He все время ведь кегри длится, не все время и полы моют); On kerran kekri keuhallaki (Есть один раз кегри и у бедного).
4.Традиции и обычаи праздника
Главным в дни Кегри было жертвоприношение животных. Ночью овцу приносили в дар духам, защитникам скота, а ее кости складывали под полом хлева, или закапывали в землю у стойла, чтобы «привлечь удачу».
В первый день Кегри все стремились встать с постели как можно раньше, последнего, кто поднялся с кровати, называли «кривым» всю праздничную неделю. В домах с утра пекли ржаной хлеб, жарили мясо, рыбу, готовили заливное. Праздничный обед – особый ритуал. Порядок подачи блюд: первое блюдо – рыбник, затем какая-либо другая выпечка, далее суп (мясной или рыбный), суповое мясо, порезанное на мелкие куски, или рыба, поданные отдельно; после мяса молоко, калитки и пирог-косовик (Этот карельский пирог вмещает в себя целый обед: здесь присутствуют и блинчики, и каша, и творожок, и всё это завёрнуто в эдакий рогалик! .), составными частями которого были ячменные сканцы с кашей, положенные между двух картофельных или сдобных ржаных лепешек, подавали жаркое из картофеля, мяса и колбасы. Символ завершения пиршества – кисель.
В течение всех дней дегустировали пиво, сваренное специально для этого времени. Но перед тем, как есть — праздничные блюда освещали на жертвенном камне или под священным деревом (в XIX — начале XX в. береза у народов Карелии считалась деревом с ярко выраженными положительными качествами. Положительными, хотя и не такими всеобъемлющими, как у березы, качествами у народов Карелии наделялась сосна).
Едой Кегри, кроме мяса жертвенной овцы, были бобы, горох и фасоль. Кегри «кормили», перед началом праздничной трапезы бросая пригоршню гороха в печь.
Частью ритуала было пение специальной руны о большом быке. «Подкармливали» и самого духа Кегри – относили еду в хлев, конюшню, под большое дерево или камень в лесу, в поле.
В день Кегри снимали колокольчики со скота, что символизировало окончание пастушеского сезона.
Накануне праздника в пятницу запрещалось прясть, но нужно было заготовить нитки, пучок льна, чтобы повесить или положить их на окно в сенях − для Кегри. Таким образом, персонаж был божеством судеб, который вяжет нить человеческой жизни.
В древности праздник Кегри был связан с культом мертвых. Считалось, что на Кегри духи умерших посещали живых. Согласно поверьям, покойные предки в этот период возвращались на землю. Для них готовили баню, праздничный стол, постель в доме. Все это должно было привлечь благополучие и хороший урожай.
И пока они мылись в специально нагретой для мертвых сауне — живые сидели за праздничным столом. Потом, когда сауну покидали мертвые предки — их место в парной занимали живые, а мертвецы садились за стол, доедать то, что оставили им их потомки. Покойники, лишенные своих семей, «бродячие души», которых некому было накормить за общим столом, просили «хотя бы фасолевый стручок», завывая под окнами дома ветреными ночами. В углу дома в эти дни делалось специальное чучело, keyriukko или kekriukko. Фигура страшного человека из соломы, с маской на лице.
В неделю Кегри было принято угощать всех, кого встречали на улице. У других — Кегри был семейным праздником, на который не допускали посторонних. Но главным было то, что стол всегда должен был быть полон, и приемов пищи в эти дни должно было быть не меньше 9. Хозяину запрещалось быть трезвым в первый день празднества, иначе урожай пропадет. Дети на Керки-Кегри наряжались «козлами» — ходили по дворам, исполняя незамысловатые песни и танцы, выпрашивая угощение. Как во время Колядок
Весь цикл празднования Кегри растягивался на несколько недель. В это время, по традиции, старший на хуторе, в деревне или общине назначался Keyrilläriksi — «Кегриподобным». Он становился во главе kekripukki, ряженых-«козлов», что бродили по Карелии до самого 25 декабря, сменяя свое название на nuuttipukki и joulupukki (Йоулупукки — в поздней финской традиции — Рождественский дед, который дарит подарки детям на Рождество Христово. Название происходит от традиции ряжения в костюм и маску Nuuttipukki – более приближенный к образу современного Joulupuuki. Это человекоподобный монстр с козлиной головой и рогами). «Ноябрьские козлы», конечно же, были самыми страшными — не только с вывороченными наружу мехом шубами, но и с ложками вместо ушей, ножницами-клювами на масках, и с топорами вместо рук. Еще их называли keyritär (рогатые, вилка)
Проводились обряды завершения выгона скота на выпас. В этот день нужно было рассчитаться с пастухом, провести ритуал постановки домашних животных в стойло на зимовку. Пастух проводил расчет с «хозяином» леса.
5. Храмовый праздник.
Если Кегри выпадал на первую субботу ноября, то считался «родительской», поминальной субботой. Было принято ходить на кладбище, приносить угощение предкам: рыбники, яйца, толокно.
Священными в эти дни считались лягушки, уже устроившиеся на зимнюю спячку. Им, как оному из воплощений духов мертвых и обитателей подземного мира, приносили в жертву кровяную колбасу и рожь, которые закапывали в маленькие ямки в земле.
В день Кегри следовало поститься, трапеза была аналогична поминальной: к ней обязательно готовилась овсяная или толоконная каша. … Храмовый праздник имел четкую организацию. Он обычно длился два-три дня. Гости приезжали уже накануне праздника вечером и устраивались в домах своих родственников. Храмовые праздники, притягивающие к себе большое количество народа, издавна сопровождались торговлей.
Православные храмовые праздники являлись формой общения между деревнями, иногда отдаленными друг от друга на сотню километров. Праздники помогали поддерживать семейные и общинные взаимоотношения. Молодежь съезжалась в соседние деревни с целью знакомства и заключению брака. …
Взаимная гостьба между жителями соседних поселений во время храмовых праздников (если Кегри совпадает с престольным праздником), прием гостей строго по родству, запрет на приход незваных гостей, не представляющих данный род. Распорядок первого праздничного дня: завтрак (иногда без него), посещение торжественной литургии в церкви, поминовение умерших на кладбище у церкви, крестный ход, обед, хождение по гостям, гулянье с перерывами на полдник и ужин, а также молодежные посиделки, если праздник приходился на период от Покрова Пресвятой Богородицы до Великого поста.
Гулянье после праздничного обеда, включавшее размеренное хождение празднично одетых людей, в основном парней и девушек, отдельными шеренгами, следующими друг за другом, под пение песен и игру на гармони на виду у остальных жителей села. Игрища с играми, плясками и танцами. Торговые ряды, установленные вдоль главной улицы села или на площади у церкви. Осенние ярмарки. Кульминацией праздника являлось сожжение соломенного козла (ритуал схож с масленичным). После этого праздника начиналась зимняя часть года.
Во время праздника соблюдаются некоторые запреты: остерегаются стирать белье, шить и вышивать, не выполняют тяжелые виды работ, особенно в первые дни.
Раньше люди верили в магические ритуалы, проводимые во время праздника, и поэтому строго придерживались их. В настоящее время многие элементы обрядов утратили свои черты и превратились в веселое развлечение.
6. Заключение.
Праздники рождались в процессе труда и часто связаны с явлениями природы.
Стан – деревня старая, известна с XIII века. Проживающие в ней карелы праздновали Кегри, который играл большое значение в жизни крестьян.
На современном празднике КЕГРИ можно увидеть все мифологические этапы :
1. .Центральное место занимает Керги — персонаж с вымазанным сажей лицом и в шубе из овчины .
2. . Жертвоприношение в виде шашлык и другие блюда из свежего мяса животного
3. Колокольчик – символ, снятый с животного, говорит о конце сезона у пастухов – мы увидим на оберегах для дома, в поделках.
4. Исполнение особой руны- Эпические песни карелы пели и в обычные дни, но именно в День Кегри руны имели особый смысл и их исполняли всей деревней.-Так и у нас выступает большое количество ансамблей с разнообразным репертуаром, звучит много карельских песен.
5. Ряженье — Молодые люди наряжались в вывернутые тулупы. Лицо мазали сажей или надевали маски, в руки брали палки или ухваты. В таком забавно-страшном виде появляются у нас на празднике помощники -свита главного героя.
По домам они не ходят, как в старину. Прогуливаются по торговым рядам, любуются урожаем, угощаются.
День Кегри остается актуальным по сей день в Карелии и называется Карельским праздником урожая. Теперь и у нас, на Станской земле возродился традиционный праздник. Ежегодно в сентябре в поселении устраивается гулянье и ярмарка. Проводится конкурс КАРЕЛЬСКИХ блюд с презентацией, игры для детей, хороводы.
На самой большой площади развертываются торговые и гастрономические ряды, где каждый может выставить свои работы — от меда, сыра и варенья до ароматных чаев и ухи, приобрести дары леса, продукты животноводства. Все гости праздника также могут посетить мастер-классы от местных ремесленников и рукодельниц вплоть до изготовления обрядовых кукол.
Приезжают не только из близлежащих округов, но и из Карелии, Беларуси, других городов. Привозят с собой концертные программы, ручные работы своих мастеров.
В день Кегри в деревне всегда весело и шумно: много народу, шуток, танцев и смеха.
На сегодняшний день изучение карельских традиционных праздников остается актуальным, но одним из первых является КЕГРИ, ежегодно проводимый в нашей центральной усадьбе.
Цель которая была поставлена мной, в полной мере достигнута и задачи выполнены:
ü я узнала о происхождении названия праздника
ü в какое время принято его отмечать,
ü познакомилась с историей и традицией празднования Кегри;
ü нашла много интересных сведений о праздничных днях (почему рано вставали, какое раздельное питание было у наших предков);
ü какая связь с умершими существовала в прошлом праздника Кегри.
Праздник Кегри является главным праздником годового календарного цикла. Он завершает старый и начинает новый год. В прошлом народ связывал с ним будущее благополучие своего хозяйства и семьи, перемены в жизни. В содержании праздника отразились серьезные интересы с выполнением магических действий, а также веселое времяпровождение с играми, плясками, песнями.