Автор: Максимова Куннэй Алексеевна
Исследовательский проект для детей дошкольного возраста «Веселая ботаника» направлен на доступное и увлекательное знакомство детей с процессом выращивания растений в домашних условиях. В ходе реализации проекта дети учится не только высевать и ухаживать за растениями, но и наблюдать за процессом их роста. Каждое действие сопровождается образовательными моментами, что позволит детям лучше понять природу, ее цикличность и красоту. Такой подход помогает формировать у детей любовь и уважение к природе, развивать наблюдательность и практические навыки, а также способствует улучшению их взаимодействия в коллективе.
Проблема: недостаток практических знаний о природе у детей дошкольного возраста и формирование уважительного отношения к окружающему миру.
Актуальность проекта связана с необходимостью формирования у детей экологической грамотности и практических навыков взаимодействия с природой через простые и доступные формы обучения.
Цель: создание увлекательной среды для исследовательской деятельности детей, основанной на выращивании растений в домашних условиях.
Задачи:
1. Организация процесса высевания семян и ухода за растениями;
2. Обучение детей основам ботаники и экологии;
3. Проведение наблюдений и записей о росте растений;
4. Вовлечение родителей в процесс;
5. Создание позитивной атмосферы для совместной деятельности.
Понимание важности экологии в раннем возрасте
Экологическое воспитание на этапе дошкольного обучения представляет собой важный аспект формирования у детей понимания ценности окружающей природы и ответственного поведения. Давно известно, что взаимодействие с природой напрямую влияет на развитие личности ребенка, а именно на его эмоциональную и социальной сферу. Непосредственное общение с растениями и животными, способствует развитию устойчивой эмоциональной связи между детьми и природным окружением.
Посадка семян и уход за растениями становится прекрасным материалом для проведения детских экспериментов, которые способствуют развитию навыков исследовательской деятельности, способности анализировать и делать выводы.
Исследовательская деятельность детей
Исследовательская деятельность детей проявляется в виде детского экспериментирования с растениями, в наблюдении за их ростом. Дети фиксируют изменения на различных этапах роста и делают выводы о том, какие условия необходимы для нормального развития.
Таким образом, в рамках проекта у детей появляется возможность стать свидетелями жизненного цикла растений.
Процесс начинается с подготовки дневников наблюдений и заканчивается созданием с детьми наглядных пособий. Процесс наблюдения может быть дополнен вводными беседами, где взрослые объясняют детям основные физиологические процессы, происходящие в растениях.
Вовлечение родителей в процесс выращивания растений
Важно не забывать о взаимодействии с родителями. Вовлечение родителей в процесс наблюдения за ростом растений дома или на даче поможет создать единое образовательное пространство и укрепить связь между дошкольным учреждением и семьей. Родители могут помочь детям в ведении дневников, обсуждать наблюдения и даже проводить совместные эксперименты.
Результаты
Первыми результатами работы «Веселой ботаники» стали успешно выращенные:
· кошачья трава;
· микрозелень посредством гидропоники;
· лук.
Дети подготовили демонстрационный материал и выступили с докладом перед детьми.
Дети стали наблюдательнее, любопытнее, предлагают новые виды эксперимента. Они ориентируются в записях журнала наблюдений, могут самостоятельно фиксировать изменения.
Заключение
Таким образом, проект «Веселая ботаника» представляет собой многофункциональную платформу для обучения и развития детей. Он не только знакомит их с основами ботаники и экологии, но и формирует у них уважительное отношение к природе, развивает практические навыки и способствует улучшению взаимодействия в коллективе.