Автор: Зибенгар Елена Владимировна
Из опыта работы по формированию основ финансовой грамотности у старших дошкольников группы компенсирующей направленности с ТНР.
Современная действительность диктует новые подходы к воспитанию и образованию детей, поэтому в образование, уже с детского сада, активно входит такая мировая тенденция, как финансовая грамотность.
Нередко родители жалуются, что дети не знают цену деньгам, не ценят и не берегут вещи, игрушки, требуют дорогих подарков, но именно недостаточный уровень финансовой грамотности самих родителям мешает им привить детям правильные навыки по управлению финансами, а включение в образовательную деятельность основ экономического воспитания может помочь родителям в решении этой воспитательной задачи, т.к. правильное отношение к деньгам закладывается в детстве.
Конечно, с точки зрения включения экономического воспитания в образовательную
деятельность дошкольников 5-7 лет, речь не идет и не может идти о полноценных
знаниях, умениях или навыках рационального обращения с деньгами. Приобщение дошкольников к финансовой грамотности не предполагает ознакомления с работой финансовых институтов, а тем более постижения специфических понятий (например, инфляция, биржа, ценные бумаги, аккредитивы и др.) и решения сложных арифметических задач.
Поэтому на этапе обучения детей дошкольного возраста правильнее говорить о формировании азов финансовой грамотности, под которой понимаются воспитание у ребенка бережливости, здоровой ценностной оценки любых результатов труда, будь то товары или деньги, а также формирование у ребенка правильного представления о финансовом мире, которое сможет помочь ему стать самостоятельным и успешным человеком, принимающим грамотные, взвешенные решения.
Финансовая грамотность для дошкольников – это финансово-экономическое
образование детей, направленное на заложение нравственных основ финансовой
культуры и развитие нестандартного, а также и экономического, мышления в области финансов (включая творчество и воображение), приближающее дошкольника к реальной жизни.
Свою работу по обучению детей финансовой грамотности мы начали с опроса родителей. Результат анкетирования среди родителей стопроцентное согласие родителей на внедрение в образовательный процесс задач по финансовому воспитанию старших дошкольников.
Родителям была предложена папка-передвижка и памятки по формированию ФГД.
Воспитанники изучали и изучают основы финансовой грамотности с помощью уроков Тётушки Совы, через настольно-печатные и дидактические игры.
Для лучшей реализации поставленных задач в работе используются чтение художественных произведений, в том числе и фольклорного характера, просмотры мультфильмов.
Чтение стихов, сказок, заучивание пословиц и поговорок воспитывает у детей лучшие моральные качества. Многие пословицы и поговорки в обобщенной форме содержат идеи финансовой целесообразности, нравственных ценностей, отношения к труду.
Для помощи детям в освоении основ финансовой грамотности в группе появилась игрушка «Монетка», которая порой приходит к детям за помощью или наоборот с целью помочь им в игровой форме усвоить материал.