Автор: Мирошниченко Марина Васильевна
Обобщение опыта работы профильного класса по ПДД
Если спросить маленького ребенка о том, чего бы он хотел больше всего – то ответы были бы самые разные. Кто-то хочет иметь компьютер, кто-то велосипед, а кто-то красивую куклу. Но вырастая мы понимаем, что нет ничего дороже- чем жизнь, особенно, если это жизнь ребенка.
Ежегодно на дорогах России гибнет свыше полутора тысяч детей. Каждое 1 сентября за парту не садятся ученики одной среднестатистической российской школы. Более 20 тысяч ребят получают увечья, многие из них становятся инвалидами.
Ставропольский край — один из лидеров по этой печальной статистике, с 2014 года детская смертность на дорогах выросла на 40%.
За последний год год на территории края зарегистрировано 3065 ДТП, из них зарегистрировано 317 дорожно – транспортных происшествиях с участием несовершеннолетних в возрасте до 16 лет, в которых 16 детей погибли и 329 детей получили ранения различной степени тяжести.
Поэтому фундамент ценностного отношения к человеческой жизни и её безопасности необходимо закладывать на первых ступенях обучения и воспитания.
Работу по организации профильного класса по ПДД мы начали с изучения мнения родителей обучающихся. Результаты проведенного анкетирования показали необходимость создания специализированного профильного класса, в котором обучающиеся не только будут хорошо знать Правила дорожного движения, но и станут основными пропагандистами основ безопасности на дорогах.
Изучили нормативно- правовую базу. Было разработаны необходимые локальные акты: положение о профильном классе по БДД, приказы, Программа обучения.
Процессу создания профильного класса предшествовали проводимые в школе мероприятия, которые носили несколько разрозненный характер: смотры отрядов ЮИД, агитколлективов «Светофор», конкурсы командиров, знатоков ПДД и др.; реализация программ: образовательная – «Правила дорожные – Правила надежные», конкурсно-игровая – «ЮИД – надежный друг ГАИ», комплексная – «Дети – Дорога – Жизнь!». В результате сложилась система деятельности детского движения отрядов ЮИД .
К 2016 году движение отрядов ЮИД расширилось, приобрело ярко выраженный профориентационный характер. Это потребовало продолжения обучения и стало предпосылкой создания профильного класса.
Программа носит социально-педагогическую направленность и подразумевает создание условий для социальной практики ребенка в его реальной жизни, накопления нравственного и практического опыта. Цель программы – достижение устойчивых результатов по изучению ПДД, формирование навыков безопасного поведения на дороге,
умений адекватно реагировать в экстремальных ситуациях.
Акцент программы сделан на особенностях совершенствования профилактической работы, поиска новых форм и методов обучения правилам дорожного движения, на формирование грамотного участника и убежденного пропагандиста правил дорожного движения.
Программа обучения включает следующие направления работы:
-сотрудничество с органами ОГАИ по привитию навыков правильного поведения на дороге;
-информационно-просветительская работа в социуме;
— участие в акциях, мероприятиях;
— работа с родительской общественностью.
Программа состоит из 8 блоков
1. |
Изучение ПДД |
2. |
Психологические основы безопасного поведения детей на дорогах. Диагностические мероприятия. |
3. |
Правила оказания первой медицинской помощи. |
4. |
Основы юридической подготовки. |
5. |
Строевая подготовка. |
6. |
Мастерство вождения и обслуживание велосипеда. |
7. |
Отработка навыков езды по «Автоплощадке». |
8. |
Тематические встречи с сотрудниками ГИБДД, МЧС, обучающие экскурсии пешие и автобусные по городу, посещение профильных музеев, выставок и т.п. |
Программа работы профильного класса юных инспекторов движения рассчитана на 3 года (со 2 по 4 классы). Основная деятельность профильного класса проводится во внеурочное время( в этом году 1 раз в неделю)
, но в следующем учебном году -5 раз в неделю.
Для более эффективного функционирования класса необходима материальная база.
Одним из главных условий является организация специально оборудованного класса по изучению правил дорожного движения. В отдельном кабинете школы имеется все необходимое оборудование: стенды со знаками правил ПДД, магнитно – маркерные игровые доски для практического изучения, макеты различных транспортных средств, фигурки пешеходов. В методической копилке — фильмотека, электронные тесты, атрибуты для сюжетно-ролевых игр с целью отработки навыков поведения обучающихся в различных ситуациях.
Во дворе школы имеется автоплощадка где мы с ребятами проводим практических занятий, изучаем дорожные знаки.
Для ребят профильного класса была придумана и сшита специальная парадная и повседневная форма со знаками отличия.
Работа профильного класса в 2016 годуначалась с торжественного посвящения второклассников в юные инспектора движения, на которое были приглашены начальник ОГАИ по Благодарненскому району и инспектор по пропаганде дорожного движения. Участники профильного класса получили удостоверения членов отряда ЮИД.
За сравнительно небольшой промежуток времени ученики совместно с представителями ОГАИ приняли участие в акциях «Соблюдай дорожные знаки», «Шагающий автобус», «Водитель, ты ведь тоже родитель», «Неделя дорожной безопасности». Кроме того, было проведено посвящение в «юные пешеходы» первоклассников.
Создание класса юных инспекторов движения способствует не только воспитанию законопослушных участников дорожного движения, но и активизации работы с общественностью по пропаганде безопасности дорожного движения, а также ранней профессиональной ориентации учащихся.