«Из опыта работы. Роль преподавания шахмат в начальной школе».

Автор: Жнец Максим Николаевич

  Мир шахмат велик, многогранен и точен, и чем раньше мы приобщим ребенка к этому миру, тем большая вероятность, что он сможет изучить этот кладезь науки, развиться в нем и приумножить полученные знания, а также применить полученный багаж знаний в различных гранях своей жизни.

 Введение шахматной игры в начальных классах создает благоприятные условия для формирования потребностей в интеллектуальной сфере, формирует интерес к занятиям умственным трудом, организует, дисциплинирует школьника.

Но как сделать так, чтобы занятия по вовлечению в познание шахматной игры не было скучным, однообразным. Проблема обучения шахматной игре достаточно сложна, так как учитель должен хорошо сам играть в шахматы, знать шахматную грамоту, знать основные направления их развития, а с другой стороны, владеть методикой преподавания начальных классах таких предметов, как математика, объяснительное чтение, физическое воспитание и др. И самое главное без любви к этой интеллектуальной игре ,невозможно продвинуться вперед, если у учителя нет искры в глазах, если он не болеет душой за своих воспитанников ,то это проигрышное дело.

Из своего опыта я сделал определенные выводы. Методика проведения занятий должна включать рассказ учителя, показ, упражнения, тренировки приучение учащихся к игре. Нельзя переоценивать теоретических знаний шахматной игры – научные, художественные и спортивные стороны откроются для учащихся несколько позже. Научить играть, заинтересованность игрой – это ближайшая цель работы с учащимися младших классов. К концу занятий (в 4 классе) ребята должны охотно «Сражаться» друг с другом, команда с командой, приобщаться к коллективному сопереживанию за удачи и поражению своих товарищей.

Великий русский педагог К.Д. Ушинский подчеркивал, что «сделать серьезное занятие для ребенка занимательным»- вот задача первоначального обучения». Хотя он же предупреждал: «Приучите же ребенка делать не только то, что его занимает, но и то, что не занимает – делать ради удовольствия, исполнить свою обязанность. Вы готовите ребенка к жизни, а в жизни не все обязанности занимательны».

При обучении шахматной игре могут быть использованы различные методы: словесные, наглядные, практические. Следует тщательно производить отбор материала, сочетать репродуктивную деятельность учащихся с поиском, эвристическим подходам к решению возникающих логических  задач.

Вопрос о программе преподавания шахматной игры в начальной школе это выбор самого педагога, я опирался на программу Сухина И., но дополняю ее самыми интересными «штучками», например, элементами из «Ментальной арифметики», и тогда в глазах детей загорается огонек познания, если дети бегут на занятия, то эффективность таких занятий возрастает. Также считаю необходимым, обязательное вовлечение учеников в различного рода турниры, сначала на школьном уровне, затем район, край, а также различные виртуальные турниры в сети Интернета под руководством педагога, например турниры с обязательным поощрением победителей и участников, дух здорового соперничества способен, развить ребенка до высоких результатов и принести ему пользу в получении дальнейшего образования.

Обучение учащихся проводить сравнения, изучать приемы абстрагирования, классификации, систематизации и обобщения единства чувственного и логического познания. Развития речи и памяти учащихся, пространственных представлений, выработка у них умений и навыков шахматной игры – таков далеко неполный перечень тех задач, которые должны стоять в центре работы педагога с учащимися.

Введение в начальных классах шахматной игры следует использовать прежде всего для достижения педагогических целей:

1.     Воспитание и развитие интеллекта школьников;

2.     приобщение их к самовоспитанию и самообразованию (контроль и самоконтроль своих действий своего поведения и отношения к делу, воспитанию дисциплинированности и организованности, хорошей физической подготовки и т.п.);

3.     для педагогов особенно важно учить учащихся выдержки, смелости в решении возникающих вопросов, усидчивости, способности управлять своим поведением;

4.     образовательные цели: знание теории шахматной игры, умение самому давать оценки шахматным позициям;

5.     развитие эстетических вкусов – восхищение красотой комбинации, остроумных выходов из, казалось бы, безнадежных положений. Оптимизм при проигрышах, сдерживание проявления своих чувств;

6.     привитие этических норм и правил поведения в соревнованиях, отношений к партнеру (на этой почве не редко завязывается прочная дружба).

Не следует считать, что необходимо ставить цель – достижение высшего мастерства отдельными учащимися, хотя это и важно для большого спорта, поскольку талант шахматиста проявляется обычно очень рано – (с 5 – 7 лет), но все же постановка общих целей – изучение шахматной культуры, воспитание личности в коллективе через коллектив и для коллектива являются наиглавнейшими.

Из опыта видно, что помимо  определенных дидактических целей на каждом занятии решаются также и развивающие и воспитательные цели.  Самым главным считаю заинтересовать детей и когда вижу интерес в глазах детей, считаю свою работу не напрасной.

 

×
×