Изменение роли женщины в семье: исторический аспект

Автор: Шакурова Руфина Ринатовна

Время продолжает свой ход, эпохи сменяют друг друга и с изменением эпох трансформируются нравы общества, его привычки, а также уровень и темп жизни. Изначально существовал мир доиндустриального общества, где семья была не просто союзом людей, а полноценной экономической единицей. В этом мире женщина играла жизненно важную роль, будучи основой домашнего хозяйства. Ее труд, зачастую невидимый наполнял амбары и одевал семью. Женщина того времени — закаленная труженица, она разжигала огонь в очаге, готовила еду и сушила травы, использовала древние методы, чтобы обеспечить семью пищей. Женщина была ткачихой, швеей, она создавала одежду, проходя через все этапы — от прядения до ткачества, каждая рубаха или платок были результатом ее усилий, защитой от холода. Также женщина управляла всеми ресурсами домашнего хозяйства, знала, когда нужно пополнить запасы, и использовала народные средства для лечения. Она была матерью и воспитательницей, передавая детям жизненно важные навыки и моральные устои. Когда мужчины уходили на поле или в лес, женщина оставалась центральной фигурой, обеспечивая бесперебойное функционирование дома. Женщина была не просто спутницей мужчины, а незаменимым партнером в борьбе за существование [1].

Также считается, что эпоха Индустриальной революции XVIII-XIХ веков не только изменила методы производства, переведя его с домашних мастерских на фабрики, но и пересмотрела структуру семьи, переопределив роли мужчин и женщин, породив концепцию «разделения сфер», которая до сих пор влияет на современные гендерные отношения. До революции домашнее хозяйство было центром экономической деятельности и женщины активно участвовали в производственном процессе. С появлением фабрик работа переместилась за пределы дома. Мужчины, а иногда женщины и дети стали работать на заводах, где труд измерялся временем и оплачивался. В этот период сформировалось понятие «разделение сфер». Публичная сфера, связанная с работой и заработком, стала мужской прерогативой, а его роль определялась как «добытчик». Женщина оказалась в «частной» сфере, став «хранительницей очага» — её задачи включали воспитание детей и создание уюта. Новая роль была идеализирована в «культе домашности», который приписывал женщинам качества чистоты и покорности. Для женщин среднего и высшего классов это означало отстранение от экономики и восприятие их как иждивенок, что вызывало чувство изоляции и неудовлетворенности. Женщины рабочего класса же сталкивались с двойным бременем, работая на фабриках при ужасных условиях, они также несли домашние обязанности, что приводило к «двойной ноше» [2].

Следует отметить, что рубеж XIX и XX веков стал переломным моментом для женщин, веками они были ограничены «домашней сферой», сосредоточившись на уюте и воспитании детей. Социальное неравенство и жесткое «разделение сфер» стали причиной нарастания недовольства, вылившегося в мощное движение за права. Период до середины XX века стал ареной борьбы за политическое признание, доступ к знаниям и профессиональную самореализацию. Центральным элементом борьбы стало движение за избирательные права — суфражизм. Суфражистки боролись за право голоса как символ равенства и инструмент влияния на политику. Их усилия постепенно расшатывали патриархальные устои, и победа в получении прав голоса стала моральным триумфом. Параллельно разворачивалась борьба за доступ к образованию. Высшее образование долгое время считалось прерогативой мужчин, но открытие университетов для женщин стало шагом к интеллектуальной свободе, они получили возможность работать в профессиях, которые ранее были для них закрыты, что способствовало созданию новой профессиональной идентичности. Женщины массово работали на заводах, они выполняли работу, считавшуюся исключительно мужской. Такой опыт показал их способности и смекалку, а образы «Клепальщицы Рози» и советской трактористки стали символами новой силы. Конец XIX и первая половина XX века стали временем, когда женская роль перековалась из «домашней сферы» в преддверие свободы и полноценного участия в жизни общества [3].

После Второй мировой войны в западных обществах период характеризовался экономическим бумом и возвращением к традиционным ценностям. Образом идеальной американской семьи являлся трудолюбивый муж-добытчик и счастливая жена-домохозяйка, полностью посвященная семье. Культура настойчиво развивала такой идеал, внушая женщинам, что их предназначение — быть идеальными женами и матерями. Развивающаяся индустрия бытовой техники обещала облегчение домашних забот, позволяя женщине сосредоточиться на семье. За фасадом этого благополучия скрывалась «проблема без имени», как ее назвала Бетти Фридан в своей книге «Мистика женственности» (1963 г.). Б. Фридан дала голос женщинам, раскритиковала «мистику женственности», показывая, как она подавляет индивидуальность и ограничивает профессиональное развитие, делая женщин зависимыми. Ее книга стала катализатором второй волны феминизма, вдохновив женщин бороться за равные возможности, образование и карьеру [4].

К середине XX века, несмотря на завоевание избирательных прав и участие женщин в двух мировых войнах, патриархальные структуры общества оставались прочными. Женщины вновь оказались запертыми в рамках «мистики женственности», где их основным предназначением виделось исключительно домашнее хозяйство и материнство. С 1960-х годов начинается вторая волна феминизма — движение, которое не просто боролось за новые права, но стремилось к полной перестройке социальных норм. Женщины осознали, что юридическое равенство не означает равенства фактического, они выступили против дискриминации на рабочем месте, за равную оплату труда, за доступ к высшему образованию и профессиональной карьере, за права на репродуктивное здоровье, а также против сексуального насилия и домашнего рабства. Используя новые возможности в образовании и растущим осознанием собственной ценности, женщины больше не рассматривали работу как временную меру до замужества или как способ «поддержать» мужа. Карьера стала для них путем к финансовой независимости, самореализации и личностному росту. Если раньше мужчина был единственным кормильцем, то теперь вклад женщины в семейный бюджет становился все более значимым, а зачастую и решающим, это дало женщинам больше свободы в принятии решений относительно брака, материнства и своего будущего. Революция коснулась самого понятия семьи и брака, традиционная иерархическая модель, где мужчина был главой, а женщина — подчиненной, стала оспариваться. Брак воспринимался как партнерство, основанное на равенстве и взаимном уважении, появились заметные новые модели семьи с двумя работающими родителями, семьи с одним родителем, однополые браки и гражданские партнерства. Изменения разрушили жесткие рамки «нормативной» семьи, демонстрируя, что счастье и благополучие возможны в различных конфигурациях. Экономическое освобождение не всегда сопровождалось равномерным распределением бытовых обязанностей, что приводило к перегрузкам, стрессу и выгоранию. Позже появилось понятие «ментальный груз» — невидимая работа по планированию, организации и управлению семейной жизни, которая чаще всего ложится на плечи женщин [5].

Современность, во многом сформированная наследием второй волны, продолжает этот процесс трансформации. Мы видим женщин на самых высоких постах в политике, бизнесе, науке, культуре. Гендерное равенство стало общепризнанной ценностью, закрепленной в законах многих стран. Проблемы гендерного разрыва в оплате труда, стеклянного потолка, сексуального насилия, дискриминации и неравномерного распределения домашнего труда по-прежнему есть. Революция в роли женщины не одномоментное событие, а непрерывный процесс. Вторая волна феминизма была мощным импульсом, который открыл двери, разрушил барьеры и заставил общество переосмыслить устоявшиеся нормы. Сегодня женщины продолжают формировать свою роль, стремясь к полному равенству не только в правах, но и в повседневной реальности, создавая более справедливый и гармоничный мир для всех [5].

×
×