Автор: Шилыковская Алина Рафаэлевна
ИЗУЧЕНИЕ ПРОБЛЕМ ФОРМИРОВАНИЯ МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЙ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ СО СВЕРСТНИКАМИ.
Шилыковская А.Р.
Данная статья посвящена изучению проблем формирования межличностных отношений у младших школьников со сверстниками. В работе описаны особенности межличностных отношений младших школьников со сверстниками на основании результатов эмпирического исследования.
Ключевые слова: межличностные отношения, младший школьный возраст, социально-психологический климат
Современное общество формирует заказ на успешно социализированную личность, обладающую хорошими адаптивными способностями, развитым интеллектуальным потенциалом, навыками эффективного построения конструктивных межличностных отношений, способностью к самореализации в разных сферах человеческой жизнедеятельности, с высоким уровнем социальной компетентности [1]. Межличностные отношения представляют собой один из важнейших факторов, обеспечивающих эффективность деятельности человека в различных сферах. Непосредственно формирование навыков и умений конструктивного взаимодействия и эффективного общения, начиная с этапа адаптации школьника к школьному обучению, определяется в качестве приоритетной задачи детского развития в период младшего школьного возраста [2].
В современных условиях в качестве целевых ориентиров образования определяется формирование личности с развитыми на высоком уровне социальными умениями и навыками, способной осуществлять самостоятельную постановку актуальных целей учебной деятельности, осуществлять непрерывно саморазвитие, и эффективно их реализовывать в процессе межличностного взаимодействия и общения с окружающими, с регулярным пополнением системы своих знаний, а также адекватным оцениванием результатов своей деятельности, и развитием коммуникативной, информационной и социальной личностной культуры [3].
В работах Г.М. Андреевой система взаимодействия рассматривается посредством анализа специфических особенностей взаимосвязи человека с различными системами общественных отношений. При этом понимание сущности и специфики межличностных отношений, по мнению автора, представляется возможным только при внутреннем анализе системы сложных общественных отношений [4]. То есть, реализация взаимодействия, осуществляется посредством системы общественных отношений.
Период младшего школьного возраста по мнению исследователей (О.Г. Абрамлиной, Г.М. Батуевой, С.А. Козловой, Т.А. Федосеевой, В.С. Селиванова, Н.Е. Щуркова и др.), является сензитивным для формирования базовых основ коммуникативной компетентности личности, а также овладения навыками эффективного межличностного взаимодействия и общения.
Рассматривая специфику организации межличностных отношений между младшими школьниками Д.В. Шутова и И.В. Кузьменко отмечают, что при поступлении в первый класс, основой для формирования товарищеских взаимоотношений между обучающимися являются определенные внешние обстоятельства: проживание в одном районе, доме, соседство по парте. В дальнейшем, в процессе реализации обучающимися различных видов учебной и внеучебной совместной деятельности, интенсивность межличностных отношений значительно увеличивается [5].
По результатам изучения методов и условий проведения диагностики межличностных отношений младших школьников со сверстниками нами было выделено, что в качестве основы для большинства методик используется метод социометрии, в различных вариациях. Учитывая существенное влияние межличностных отношений на особенности формирования и развития социально-психологического климата в группе, мы определили целесообразность при изучении особенностей межличностного взаимодействия, также исследования и его характеристик.
Этим обусловлено то, что для определения межличностных отношений младших школьников со сверстниками нами были использованы следующие методики:
1. Социометрия Дж. Морено, направленная на выделение особенностей социальной структуры группы.
2. Карта-схема Л. Н. Лутошкина направлена на оценку основных проявлений психологического климата коллектива, проводится в индивидуальной и групповой, формах. Уровень выраженности определенных качеств определяется по 7-балльной шкале (от +3 до –3).
В исследовании приняли участие 30 человек, мальчики и девочки в возрасте 6,5-8 лет (1 класс).
Экспериментальная база: Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Лингвистическая гимназия №27» в г. Северодвинске.
На первом этапе мы провели социометрическое исследование младших школьников по методике Дж. Морено, согласно которой, социальный статус личности определяется при анализе общего количества выборов, личностью полученных в определенной группе.
В соответствии с ключом к обработке данных социометрического исследования, все участники группы распределяются по следующим статусным категориям:
1 — «звезды»- лидеры ‒ 5 и более выборов;
2 — «предпочитаемые» ‒3-4 выбора;
3 — «принятые» ‒ 1-2 выбора;
4 — «изолированные» ‒ 0 выборов
Результаты исследования социальной структуры группы представлены на рис.1
Рисунок 1. Процентное соотношение статусов детей в экспериментальной группе
Как следует из рис.1, социальная структура 1«В» класса сформирована в следующем соотношении:
‒23,33% (7) обучающихся являются «лидерами»;
‒50% (15) обучающихся являются «предпочитаемыми»;
‒26,67% (8) обучающихся являются «принятыми»;
‒ «изолированных» социально- статусных позиций в 1 «В» классе выявлено не было.
Анализируя особенности социальной структуры, можно выделить, что в 1 «В» классе сформировались три подгруппы, члены которой тяготеют друг к другу.
На втором этапе мы провели методику «Карта-схема Л.Н. Лутошкина».
Результаты исследования эмоциональных особенностей социально- психологического климата в 1 «В» классе, по Карте- схеме Л.Н. Лутошкина, представлены в таблице 1.
Таблица 1 Результаты исследования эмоциональных особенностей социально-психологического климата
№ п/п |
Положительные значения |
Отрицательные значения |
Разность показателей |
17. |
22 |
-4 |
18 |
18. |
19 |
-3 |
16 |
19. |
17 |
-5 |
12 |
20. |
15 |
-2 |
13 |
21. |
19 |
-1 |
18 |
22. |
17 |
-3 |
14 |
23. |
16 |
-2 |
14 |
24. |
20 |
-1 |
19 |
25. |
16 |
-1 |
15 |
26. |
22 |
-2 |
20 |
27. |
20 |
-1 |
19 |
28. |
25 |
-2 |
23 |
29. |
16 |
-2 |
14 |
30. |
17 |
0 |
17 |
Σ ср.зн=17,03 |
№ п/п |
Положительные значения |
Отрицательные значения |
Разность показателей |
1. |
14 |
-2 |
12 |
2. |
18 |
-3 |
15 |
3. |
26 |
0 |
2 |
4. |
17 |
-2 |
15 |
5. |
16 |
-4 |
12 |
6. |
19 |
-3 |
16 |
7. |
22 |
-1 |
21 |
8. |
15 |
-2 |
13 |
9. |
18 |
-3 |
15 |
10. |
21 |
-1 |
20 |
11. |
23 |
-2 |
21 |
12. |
18 |
0 |
18 |
13. |
21 |
-1 |
20 |
14. |
16 |
-1 |
15 |
15. |
17 |
-2 |
15 |
16. |
19 |
0 |
19 |
Исходя из полученных данных, представленных в таблице 1, (ср.знач = 17,03), свидетельствуют о преобладании в классном коллективе средней степени благоприятности социально- психологического климата, то есть психологический климат в 1 «В» классе практически всегда рассматривается обучающимися как благоприятный.
Анализируя особенности межличностных отношений сверстников в группе младших школьников, мы отмечаем, что атмосфера, складывающаяся в классе, создает предпосылки для повышения эффективности учебной деятельности, а также развития личности обучающихся, но в классе присутствует много «микрогрупп», члены которой тяготеют друг к другу. Полученные экспериментальные данные позволяют предположить конфликты и споры в коллективе между группами. Одна из важнейших задач эффективной организации обучения в начальном звене школы, состоит в формировании гармонично развитого сплоченного коллектива, а не группы людей с разными целями и задачами. Важно формировать в классном коллективе навыки правильной организации отдыха, с избеганием перфекционизма и ненужной конкуренции. Не только групповые мероприятия, но и неформальный личностно — ориентированный подход к решению проблем обучающихся, в данном случае высокоэффективны. Таким образом, формирование межличностных отношений младших школьников со сверстниками требуют организации психокоррекционных мероприятий.