Автор: Гилязитдинов Владислав Русланович
Аннотация. В статье приведены результаты опроса студенческой аудитории о значении проектной деятельности в современном процессе обучения. Выявлены ключевые аспекты, связанные с воздействием проектов на учебные достижения, навыки решения профессиональных проблем и личностное развитие студентов.
Abstract.
Ключевые слова: проектная деятельность, опрос, развитие студентов, коммуникативные навыки, личностное развитие, учебные достижения, практическая ориентированность.
Keywords:
В настоящее время проектной деятельности в образовательных организациях отводится одна из главных ролей. Можно сказать, что проектная деятельность – это эффективный и инновационный подход к решению сложных задач и достижению поставленных целей в различных областях человеческой деятельности. В современном мире, насыщенном динамичными изменениями и постоянным технологическим развитием, проекты становятся ключевым инструментом для успешного достижения стратегических целей и решения проблем. Именно поэтому обучение проектной деятельности приобретает такое важное значение.
Проектная деятельность представляет собой системный подход к выполнению задач, основанный на гибкости, координации и взаимодействии участников. Этот метод подразумевает временное объединение усилий для достижения конкретных результатов, что позволяет эффективно использовать ресурсы и сокращать время, необходимое для выполнения задач[1].
Суть проектной деятельности заключается в том, чтобы разбивать сложные задачи на более мелкие, более управляемые этапы, которые можно эффективно реализовать. Это позволяет проектной команде сосредоточить внимание на конкретных аспектах задачи, улучшить планирование и контроль, а также повысить общую эффективность процесса[2].
Важным элементом проектной деятельности является определение четких целей и задач, которые необходимо достичь. Хорошо структурированные проекты имеют ясные и измеримые цели, что упрощает оценку прогресса и успешность выполнения задач. Это также способствует лучшему пониманию стейкхолдерами, какие результаты ожидать от проекта.
Проекты могут быть разнообразными по своей природе: от разработки программного обеспечения и строительства инфраструктуры до социальных исследований и маркетинговых кампаний. Вне зависимости от области, проектная деятельность предоставляет структурированный и системный подход, который облегчает достижение поставленных целей.
Следует отметить, что проектная деятельность включает в себя не только технические аспекты, но также управленческие и социальные. Коммуникация, согласование интересов стейкхолдеров, распределение ресурсов, а также управление рисками – все эти элементы становятся неотъемлемой частью успешного проекта[3].
Проектная деятельность также тесно связана с концепцией управления изменениями. Поскольку проекты часто включают в себя внедрение новых идей, технологий или процессов, умение эффективно управлять изменениями становится критическим фактором для успешного завершения проекта. Это требует гибкости, адаптивности и открытости к инновациям со стороны участников проекта[1].
В рамках изучения данной проблемы нас заинтересовал вопрос отношения к проектной деятельности студентов, получающих высшее образование. Для достижения указанной цели нами была разработана анкете и проведен опрос. Цель данного опроса: выявить влияние проектной деятельности на развитие различных компетенций студентов.
Анкета включала в себя 28 вопросов. В ходе проведенного исследования было опрошено 27 человек.
Среди них 16 человек проходят обучение по программам бакалавриата (62% ), а 10 человек проходят обучение по программам магистратуры (38%).
Ниже мы представим характеристику ответов респондентов на некоторые вопросы.
Результаты опроса показали, что большинство респондентов считают, что опыт, приобретенный, в процессе проектной деятельности является необходимым, так как 62 % опрошенных положительно оценили такую возможность. Подробные результаты представлены ниже на рисунке 1.
Рисунок 1 – Результаты ответов респондентов, демонстрирующие их отношение к опыту, приобретенному в процессе проектной деятельности
Из ответов респондентов на вопрос: насколько проекты, в которых они участвуют (участвовали), влияют на их общее развитие, 62% ответили, что проекты умеренно влияют на их общее развитие, 19% и 15% ответили, что проекты сильно влияют и очень сильно влияют на их общее развитие, 4% опрошенных в свою очередь ответили, что проектная деятельность совсем не влияет на их общее развитие.
Рисунок 2 – Результаты ответов респондентов, демонстрирующие как проекты, в которых они участвуют (участвовали), влияют на их общее развитие
Анализ результатов вопроса об изменениях, которые респонденты почувствовали в процессе проектной деятельности, показывает, что такой опыт может привести к заметному улучшению различных аспектов личного и профессионального роста. Подробные результаты представлены ниже на рисунке 3.
Рисунок 3 – Результаты ответов респондентов на вопрос, об изменениях, которые они заметили, участвуя в проектной деятельности
Прежде всего, проектная деятельность оказывает положительное воздействие на коммуникативные навыки участников. Работа в коллективе, согласование и обмен идеями требуют от каждого члена команды высокого уровня коммуникационной компетентности. Результат в 14% в данной области говорит о том, что участники проектов заметно улучшают свою способность эффективно взаимодействовать, что является ключевым фактором для успешного завершения проектных задач.
Кроме того, участие в проектах способствует развитию уверенности в презентации идей. Результат в 11% указывает на то, что участники проектов приобретают навыки убедительного выражения своих мыслей и идей перед аудиторией. Эта уверенность в себе не только способствует успешной реализации проектов, но и является ценным активом в профессиональной и социальной сферах.
Большая готовность работать в коллективе, выраженная 11%, свидетельствует о том, что проекты формируют в участниках позитивное отношение к совместной работе. Способность эффективно взаимодействовать с членами команды и объединять усилия для достижения общих целей становится значимым результатом проектной деятельности.
Улучшение организационных навыков, выраженное 14%, указывает на то, что проекты требуют от участников высокой степени организованности и умения эффективно управлять ресурсами. Этот аспект оказывает положительное воздействие не только на проекты, но и на общую организацию труда и повседневной жизни.
Повышение уровня стрессоустойчивости, характеризуемое оценкой 4%, может свидетельствовать о том, что некоторые проектные сценарии могут оказывать значительное давление на участников. Однако стоит отметить, что именно в ситуациях повышенной ответственности и напряженности формируется устойчивость к стрессу, что в конечном итоге способствует личному росту.
Большая способность решать проблемы и принимать решения, выраженная 14 %, подчеркивает, что участие в проектах не только развивает аналитические навыки, но и укрепляет способность принимать стратегические решения. Это является важным качеством личности, влияющим на успех в различных областях жизни.
Развитие навыков управления временем, результатом в14 %, свидетельствует о том, что проектная деятельность помогает участникам эффективно распределять время между различными задачами и поддерживать баланс между работой и личной жизнью. Это является ключевым аспектом в условиях современного ритма жизни.
Увеличение самодисциплины и самоорганизации, также оцененное 14%, свидетельствует о том, что проекты требуют от участников высокой степени самоконтроля и умения эффективно управлять своими ресурсами. Эти навыки оказывают положительное воздействие на профессиональный и личностный рост, а также способствуют достижению поставленных целей.
В целом, анализ представленных данных подчеркивает, что проектная деятельность оказывает многогранный положительный эффект на личностный рост участников. Улучшение коммуникативных навыков, развитие уверенности в презентации идей, а также приобретение лидерских и организационных качеств – все это является ценным вкладом в формирование успешной и устойчивой личности. Оценки по различным аспектам подчеркивают, что проектная деятельность предоставляет участникам не только практический опыт, но и ценные навыки, необходимые для эффективной навигации в современном обществе.
Список использованных источников и литературы:
1. Попова Т.А. Проектная деятельность в образовательном пространстве [Электронный ресурс]. – 2020 – «Cyberleninka.ru» – Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/proektnaya-deyatelnost-v-obrazovatelnom-prostranstve (дата обращения 27.12.2024)
2. Горбунова Н.В. Проектная деятельность и проектные методы в образовании [Электронный ресурс]. – «Cyberleninka.ru» – Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/proektnaya-deyatelnost-i-proektnye-metody-v-obrazovanii (дата обращения 27.12.2024)
3. Шарафутдинова Г.М. Проектная деятельность как средство развития личности [Электронный ресурс]. – 2017 – «Cyberleninka.ru» – Режим доступа: https: https://cyberleninka.ru/article/n/proektnaya-deyatelnost-kak-sredstvo-razvitiya-lichnosti (дата обращения 27.12.2024)