Автор: Тюльков Евгений Юрьевич
Более чем 250-летняя история кадетства в России своими корнями уходит во времена становления Российской империи на европейской и мировой арене. Все венценосные особы государства, а также значимые политики и реформаторы в своих программах в период своей деятельности в той или иной степени обращали свой взор на молодое поколение. Особенно это относится к историческим событиям, которые активно происходили на европейском континенте в течение XVIII–XIX веков. В те времена Отечеству были крайне необходимы подготовленные, преданные делу, патриотически настроенные люди, воспитанные государством и способные выполнить и отстоять все ведущие направления его развития в будущем.
История последних десятилетий ХХ и первых десятилетий XXI века убедительно показывает, что человечество вступило в фазу осмысления мира в его целостности и взаимосвязи. Усиление интеграционных процессов в современном сообществе актуализирует задачи подготовки молодежи к жизни в условиях новой цивилизации. Идея воспитания гражданина мира имеет большой позитивный смысл, предполагает воспитание уважения к людям различных культур, национальных и религиозных конфессий, но вместе с тем погружение в этот процесс не должно привести к утрате своих национальных особенностей.
Конец XX века и начало XXI века для России – это время формирования гражданского общества и правового государства, признания прав и свобод человека, перехода к рыночной экономике. Функционирование демократии и, в конечном счете, построение правового государства зависит от образованности граждан, имеющих доступ к широчайшему спектру информации, активно участвующих в жизни общества, принимающих осознанные и ответственные решения. Социально-политические изменения в обществе предъявляют новые требования к российской системе образования, призванной воспитывать социально ориентированную личность, сочетающую в себе высокий уровень общей культуры и активную гражданскую позицию.
Кадетское образование и воспитание сегодня направлено на возрождение в молодёжной среде духа патриотизма, чести, ценности дружбы, гражданского достоинства, желание отстаивать независимость и величие своей страны. Кадетство нельзя рассматривать узко, только как путь подготовки к военной службе, оно обеспечивает комплексное развитие личности.
Основная цель обучения кадет – это решение важнейшей задачи страны по подготовке военной и государственной элиты России. Воспитание у них осознанного стремления к созиданию и защите своего Отечества, становление их как высоконравственных личностей, уважающих традиции и знающих историческое и культурное прошлое своей Родины.
Основными педагогическими и воспитательными задачами педагогических коллективов кадетских корпусов — создание условий для усвоения кадетом ценностей, соответствующих укладу кадетского образования, формирование таких качеств как честь, надежность, верность своему слову и делу, воля, настойчивость, способность достижения целей, преодоление внешних и внутренних (личностных) трудностей, проявление трудовых и учебных усилий.
Глава 1. Цвет нации
Воспитанники кадетских корпусов были цветом нации, составляли славу и гордость государства, ярко проявили себя не только в военном искусстве, но и в культуре, науке, общественной жизни. Фельдмаршалы Румянцев и Кутузов, генералы Брусилов и Карбышев, адмиралы Нахимов и Корнилов, поэты Лермонтов и Тютчев, композиторы Римский-Корсаков и Рахманинов, художники Верещагин и Боголюбов, писатели Радищев и Куприн, ученые Яблочков и Мосин – это далеко не полный список выпускников кадетских корпусов Императорской России.
История кадет в России является достойным примером воспитания подрастающего поколения, в котором с ранних лет закладываются ростки патриотизма, любви к своему Отечеству, которые в дальнейшем смогут воплотиться в качественном и честном служении своей Родине.
Новую жизнь в Российской Федерации кадетское движение получило в начале 90-х годов. Появились такие учебные заведения, как кадетская школа, кадетская школа-интернат, кадетский корпус, в обычных школах открылись кадетские классы. В настоящее время конкурс в кадетские школы и классы составляет от 2,5 до 15 человек на место.
Получение образования в кадетском учреждении любого типа дает возможность для мальчиков в будущем выбрать профессию офицера. Не все станут военными, но сильными, выносливыми, грамотными и культурными гражданами стараются сделать всех. Ведь кроме изучения предметов обязательной школьной программы юноши изучают историю военного искусства, занимаются бальными танцами, осваивают приемы рукопашного боя, проходят обязательную военную подготовку.
Ряд кадетских учебных заведений ориентирован на конкретный военный профиль. Такие заведения неразрывно связаны с соответствующими военными учебными заведениями – академиями и университетами.
Подростковый возраст является наиболее оптимальным для кадетского воспитания, ведь это время самоутверждения ребенка как личности, активного формирования его интересов, жизненных предпочтений и идеалов, время формирования собственной самооценки и жизненного поведения. Именно поэтому в кадетские корпуса и кадетские классы в образовательной системе Министерстве обороны прием в суворовские военные училища и кадетские корпуса – с 5-го класса.
Важную роль в воспитании учащихся в кадетских корпусах играет обстановка, в которой с самого начала оказывается ребенок. Обучает и воспитывает кадета весь учебно-воспитательный комплекс, создаваемый в корпусе – учителя, воспитатели, установленный порядок и образ жизни. Ведущее место в воспитании кадета принадлежит офицеру-воспитателю. Как правило, этими воспитателями являются офицеры, имеющие большой жизненный и военный опыт (офицеры запаса и в отставке).
Глава 2. Воспитание
1. Духовно– нравственное воспитание
Воспитание направлено на осознание учащимися в процессе патриотического воспитания высших ценностей, идеалов и ориентиров, социально значимых процессов и явлений реальной жизни. К основам духовности ребята прикасаются на уроках литературы, истории, так как именно эти уроки являются неисчерпаемым источником нравственных истин. В основе классных часов, посвященных вопросам нравственности, лежит осмысление человеческой жизни: «Для чего человек живет?», «Кто такой нравственный человек?», «Духовность– норма человеческой жизни», а также изучают историю своей семьи, историю своего края. Кадеты принимают участие в литературной гостиной «Вдохновение», участвуют в спектаклях и тематических вечерах, и соблюдают «кодекс чести» кадет.
2. Гражданско-патриотическое воспитание
Воспитание ориентировано на формирование у молодёжи высокого патриотического сознания, идей служения Отечеству, способности к его вооруженной защите, изучение русской военной истории, воинских традиций. Проводятся классные часы и мероприятия: акции, митинги, вахты памяти, операции. Это торжественный вечер «Посвящение в кадеты», где ритуал принятия Клятвы напоминает ритуал принятия военнослужащими Присяги, для будущих защитников Родины это ступенька на пути к военной службе; это День Защитника Отечества; спартакиада допризывной молодёжи; соревнования по пулевой стрельбе; уроки мужества не только в своём классе, но и проведение таких уроков для учеников 6-7 классов; помощь ветеранам ВОВ; посещение музея; военкомата.
3. Спортивно-оздоровительное воспитание
Воспитание направлено на развитие морально– волевых качеств, воспитание силы, ловкости, выносливости, стойкости, мужества, дисциплинированности в процессе занятий физической культурой и спортом, формирование опыта служения Отечеству и готовности к защите Родины. Большая работа ведётся по пропаганде здорового образа жизни. (Дни здоровья, внеклассные мероприятия, акции и т.д.) Все кадеты принимают участие в областных мероприятиях, а также мероприятиях Министерства обороны Российской Федерации.
4. Профессиональное самоопределение
Продукт деятельности кадет – конкретный выбор профессии, в котором реализуются их знания, умения, познавательные возможности.
Необходимо помочь кадету выбрать именно ту профессию, чтобы требования, которые она предъявляет к работающему, совпадали с его личностными качествами и возможностями.
Результатом становления ценностного отношения учащихся кадетских корпусов к гражданскому долгу выступает уровень его развития: сформированность личностных идеалов воспитанника кадетского корпуса, представления об идеальном профессиональном образе, значимых для него ценностях, осознанность социального поведения, гармоничность межличностных отношений, социальная адаптация, восприятие временной перспективы, межличностная чувствительность. Процесс становления ценностного отношения к гражданскому долгу интенсивен в период обучения в кадетском корпусе, когда выбор будущей профессии и социальной роли для учащихся являются средствами жизненного самоопределения, выбора образа жизни.
Кадетское образование — четко регламентированная система предоставления воспитаннику регламентируемого стандартом объема знаний, воспитание у него умений и привития на этой основе навыков общественно-полезной деятельности, профессиональной ориентации (начального профессионального образования) с целью раннего определения его способностей и склонностей и правильному их использованию с большей отдачей государству и обществу. Базой кадетского образования является начальное или среднее общее образование. Кадетское воспитание — это строго согласованная с общими началами российского государственного устройства система формирования личности воспитанника с целью подготовки его к служению Отечеству на государственном и в первую очередь военном поприще посредством сообщения каждому воспитаннику тех верных понятий и стремлений, кои служат прочною основою чувству верноподданнического долга, сознательного повиновения власти и закону, всех личных, семейных и общественных добродетелей, и осуществляемая специально подготовленными офицерами-воспитателями и начальниками в условиях интерната с военным укладом жизнедеятельности и раздельного обучения. Кадетское воспитание и образование реализуется в кадетских учебных заведениях на основе следующих принципов:
Современная Россия гордится воспитанниками кадетских корпусов. Именно они становятся верными сынами своей Родины, готовыми в любой момент встать на ее защиту. В кадетских корпусах воспитываются истинные будущие офицеры армии и флота, начавшие подготовку к военной службе еще со школьной скамьи.
Прошли столетия с того времени, когда появились кадетские учебные заведения. Необходимость их создания неразрывно связана с историей России, которой со дня возникновения приходилось отстаивать свои границы и утверждать свое место в мировом сообществе. И сегодня именно кадеты совместно с другими патриотическими движениями, включая недавно созданную общественно-патриотическую организацию «Юнармия», будут составлять костяк той молодежи, которой предстоит строить, укреплять и защищать интересы нашей страны в XXI веке.