Автор: Наталья Евгеньевна Цыганок
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Центр образования №21»
” Как сопровождать семью особого ребенка”
«Возникает вопрос: можно ли прибегать к образованию глухих, слепых и отсталых, которым из-за физического недостатка невозможно в достаточной мере привить знания? – Отвечаю: из человеческого образования нельзя исключить никого, кроме нечеловека».
Ян Амос Коменский (1592-1670)
Педагог—психолог МБОУ «ЦО№21»:
Цыганок Наталья Евгеньевна
В современном мире одной из важнейших проблем, на мой взгляд, является высокий уровень заболеваемости детей и неуклонный рост детской инвалидности.
Дети ОВЗ, нуждаются в особой заботе и условиях не только для лечения, но и для хорошей социальной адаптации, полноценного разностороннего развития, обучения, получения образования.
Не вызывает сомнений значимость роли, которую играет образование в процессе социальной интеграции детей с ОВЗ и детей инвалидов. Дети с ограниченными возможностями здоровья могут реализовать свой потенциал лишь при условии вовремя начатого и адекватно организованного обучения и воспитания – удовлетворения как общих с нормально развивающимися детьми, так и их особых образовательных потребностей, заданных характером нарушения их развития. Дети с ОВЗ, с точки зрения педагогики, являются детьми «с особыми образовательными потребностями», для обучения которых необходимо создание специальных условий, специальной образовательной среды.
Особый ребенок требует от родителей большего внимания, особой заботы, иных сил и времени. Не все родители способны оказать своим детям квалифицированную поддержку из-за отсутствия необходимых знаний об особенностях психофизического, интеллектуального, творческого развития детей с ограниченными возможностями здоровья; о специфике их обучения в домашних условиях; о сущности имеющихся у них проблем. Тем не менее, включение родителей в коррекционно-образовательный процесс является главным условием полноценного развития ребенка с особыми образовательными потребностями. В решении этой сложной задачи семье нужна помощь, участие и сопереживание, и это имеет первостепенное социальное, нравственное и духовное значение как для общества в целом, так и для отдельной семьи. Семья, воспитывающая ребенка с ограниченными возможностями здоровья, требует особого сопровождения, которое должны обеспечить специалисты ДОО.
Участие семьи в процессе социальной, педагогической реабилитации ребенка, является одним слагаемых успеха социализации ребенка с ограниченными возможностями здоровья и успеха в нашей работе. Именно родители, знают не только специфику заболевания ребенка, но и его настроение, привычки, предпочтения, особенности поведения.
Приоритетом в работе с “особыми детьми” является ранняя диагностика первичного нарушения в развитии, целенаправленная психолого-педагогическая помощь на ранних этапах развития ребенка. Создание условий для полноценной образовательной среды в соответствии с возможностями ребенка. Необходимо понять, помощь каких специалистов понадобится семье, воспитывающей ребенка с ограниченными возможностями здоровья.
Первый этап. Корректная первичная диагностика ребенка и его семьи, что является главным условием для плодотворной работы в сопровождении семьи особого ребёнка.
На данном этапе родители впервые знакомятся со специалистами (психологом, дефектологом, логопедом), которые далее будут проводить коррекционные мероприятия. Для педагогов, результаты диагностики особенно важно преподнести родителям не как диагноз, а как оценку положения дел на настоящий момент. Если каждый из специалистов не просто выносит вердикт, а привлекает родителей к диагностике («посмотрите, как малыш хорошо справился», “в данном задании ребенок очень старался” или «это на сегодняшний день не особо получается»), то в основных случаях родители меньше оказывают сопротивления, когда результаты диагностики не слишком удачные.
На первом этапе очень важно создание доверительного отношения к специалисту, побудительных мотивов, заинтересованности родителей в участии в процессе реабилитации. Для этого используются следующие приемы при обсуждении результатов диагностики:
§ дать информацию родителям о состоянии ребенка с позиций особой гибкости детской психики и компенсаторных возможностях раннего возраста, при этом подчеркивая важность раннего начала реабилитации;
§ объяснить необходимость и важность их работы с ребенком в домашних условиях для выработки бытовых навыков;
§ показать, что успешность развития ребенка – это также и перспективы развития возможностей мамы и семьи в целом;
§ помочь осознанию необходимости восстановления нарушенных функций ребенка для жизни в период, когда родители не будут в состоянии оказывать помощь;
§ дать информацию об опыте других семей в похожем положении, привести примеры, когда высокая активность и сила воли родителей способствовали восстановлению, даже при неблагоприятном медицинском прогнозе.
Второй этап. Более глубокое знакомство коллектива специалистов с родителями, налаживание непосредственного контакта. Необходимо ознакомить родителей с реализуемыми формами работы с семьей.
Третий этап. Психологическая, коррекционно-педагогическая помощь семье.
Психокоррекционная работа направлена на гармонизацию детско-родительских отношений (оптимизация детско-родительских взаимоотношений), коррекцию неадекватных поведенческих и эмоциональных реакций родителей (обучение родителей психологическим приемам саморегуляции), формирование у родителей активной жизненной позиции.
На групповых занятиях снимается чувство вины, неприятие личности особого ребенка, формируется осознание роли родителей в развитии собственного ребенка, укрепляются внутрисемейные связи. Родителям ребенка поручаются реабилитационные мероприятия, которые должны проводиться регулярно изо дня в день и при этом не требуют специальных знаний и условий для проведения (гимнастика, развивающие занятия).
Коррекционно-педагогическая помощь направлена на формирование у родителей представлений о технологиях и методах обучения и воспитания детей с ограниченными возможностями, обучение эффективным приемам коррекционной работы с детьми в домашних условиях.
Обучение проводится специалистами на основе разработанной программы индивидуального сопровождения ребенка.
Формы участия родителей на третьем этапе. 1) Индивидуальные и групповые занятия с детьми с участием родителей.
Анализируя результаты коррекционной работы важно искренне радоваться успехам ребенка, говорить о результативном вкладе родителей в успех, объяснять и разобрать причины неуспехов, поощрять ребенка к самостоятельности, показывая его возможности. Это очень стимулирует и подталкивает к действию родителей. Совместное творчество позволяет увидеть родителям в своих детях «особые способности и таланты», которых нет у других детей.
2) Активно должна проходить просветительская работа через консультации, беседы. Важно ориентировать работу родителей не на будущий прогноз его психического развития, а на взаимодействие с ребенком в настоящий момент, на создание предметно–развивающей среды учитывающей особенности ребенка и значимости систематического проведения коррекционно–педагогических занятий в условиях семьи.
На консультациях эффективно использовать видеосъемки и фотографии моментов взаимодействия детей с близкими взрослыми и педагогом–психологом, демонстрировать соответствующие развивающие упражнения. При этом акцентировать внимание на наблюдении за реакциями своего ребенка и изменениями в его поведении для создания оптимальных условий развития.
3) Тренинг для родителей детей с ОВЗ. В ходе тренинга решается множество задач:
§ выработка активной родительской позиции в процессе реабилитации ребенка;
§ снятие чувства вины родителей;
§ повышение самооценки участников;
§ самопознание, с точки зрения своего родительского поведения и родительской позиции;
§ развитие понимания родителями своего ребенка на основе личностно–− ориентированного подхода;
§ повышение компетентности родителей в общении со своими детьми.
В ходе тренинга используются следующие методы: проведение дискуссий, мини лекций, выполнение упражнений, игры. Коллективная работа помогает решить не только личностные проблемы, но и выработать социальные навыки в преодолении трудностей, возникших с появлением ребенка с ограниченными возможностями. Родители видят, что вокруг есть семьи, близкие им по духу и имеющие похожие проблемы, убеждаются на примере других семей, что активное участие родителей в реабилитации ребенка ведет к успеху, принимают неискаженную реальность, получают объективную информацию, с описанием перспективы, понимают, что путь к цели будет трудным и долгим.
Основным показателем включенности родителей в коррекционно-развивающую работу является возрастание активности, понимания проблем и побед ребенка. Это выражается в том, что семья начинает регулярно посещать коллективные консультации и тренинги, выполнять рекомендации специалиста, помогает в изготовлении пособий для занятий.
Реализация планов реабилитационной работы с детьми с различными нарушениями может быть достигнута только при тесном сотрудничестве всех специалистов участвующих в этом процессе – педагогов, дефектологов, психологов – с родителями «особенного ребенка».
Список литературы:
1. Данилюк Л.Е. Проблемы интеграции детей с ограниченными возможностями в общество здоровых детей//Социальная работа в современной России: Материалы Всероссийской научно-практической конференции (Белгород, 9-10.04. 2009 г.)/под ред. В.В. Бахарева, М.Е. Поленовой, Е.С. Сазоновой. -Белгород: БелГУ, 2009. -С. 308-311
2. Письмо Заместителя министра МИНОБРНАУКИ РОССИИИР 535/07 от 06.2013 года «О коррекционном и инклюзивном образовании детей».
3. Российская энциклопедия социальной работы. Т.1. Под ред. А.И.Панова, Е.И.Холостовой. М.: Институт социальной работы, 1997.– 364 с.
Интернет-ресурсы:
1. Интеграция лиц с ОВЗ в общество. Режим доступа:www. URL: http://studopedia.ru/6_114961_abilitatsiya-detey-i-podrostkov.html – 17.11.2016 г.
2. Организация социальной работы с детьми с ОВЗ. Режим доступа: www. URL: http://xreferat.com/84/1469-2-organizaciya-social-noiy-raboty-s-det-mi-s-ogranichennymi-vozmozhnostyami-zdorov-ya.html – 22.11.2016 г.
3. Основные проблемы детей-инвалидов и их семей. Режим доступа: www. URL: http://studentdate.ru/osnovnie-problemi-detej-invalidov-i-ih-semej/ – 04.12.2016 г.