Автор: Авдюнина Юлия Владимировна
Календарно-тематическое планирование фронтальных логопедических занятий в подготовительной к школе компенсирующей группе по приоритетной теме: «Использование нейропсихологического подхода в логопедической работе с детьми с ТНР» учителя-логопеда Авдюниной Ю.В. за 2022 – 2023 уч.г.
Месяц |
Нед. |
II ФБМ |
III ФБМ |
|||||
Лексическая тема |
Пространственные, оптико-пространственные представления |
Пространственно-временные представления |
Квази-пространствен-ные представления |
Связная речь |
||||
Представления о направлении пространства с разных точек |
Ориентировка на плоскости |
Совершенствование фонематического анализа и синтеза. Обучение грамоте |
Грамматика |
|||||
Сентябрь |
4-я нед. |
«Овощи» Введение новой лексики. Расширение глагольного словаря игра «Огород — сад». Отгадывание и толкование загадок об овощах. |
Артикуляцион-ная гимнастика и приёмы самомассажа. Изображение букв А и У с помощью тела. Прорисовывание в воздухе.
Пальчиковая гимнастика «У Лариски две редиски». Координация речи с движением «Урожай» |
Знакомство с буквами А и У. Выкладывание буквы из элементов конструктора «Буква». Ориентировка на странице. Выполнение графических заданий. Выкладывание букв А и У из палочек.
Штриховка изображений букв А, У. |
Звук и буква А. Закрепление навыка определения позиции звука в слове. |
Припоминание символов «слово-предмет», «слово-действие», предлога В. Анализ простого предложения и составление схемы к нему.
|
Упражнение в образовании относительных прилагательных в игре «Какой сок? Какое пюре?». Согласование прилагательных с существительными в роде, числе и падеже игра «В огороде у козы Лизы». Расширение глагольного словаря. |
Индивидуальное составление детьми описательных рассказов и загадок-описаний об овощах, с опорой на схему для составления рассказов |
Звук и буква У. Чтение и звукобуквенный анализ буквосочетаний типа: АУ, АУА, и т.д. Ритмизация речи: Упражнение в передаче ритми-ческого рисунка слов-названий овощей. |
||||||||
Октябрь |
1-я нед. |
«Фрукты» Введение новой лексики. Расширение глагольного словаря. Отгадывание и толкование загадок о фруктах. |
Артикуляцион-ная гимнастика и приёмы самомассажа. Наблюдение за артикуляцией. Прорисовывание в воздухе. Изображение букв О и М с помощью тела.
Пальчиковая гимнастика «Апельсин». Координация речи с движением «Ёжик и барабан». |
Знакомство с буквами О и М. Выкладывание буквы из элементов конструктора «Буква». Ориентировка на странице. Выполнение графических заданий. Выкладывание букв О и М из палочек.
Штриховка изображений букв О, М. |
Звук и буква О. Чтение и звукобуквен-ный анализ буквосоче-таний типа: АОУ, УАО, АУ и т.д |
Анализ простых предложений и составление к ним схем. Припоминание некоторых простых предлогов. |
Совершенствование грамматического строя речи: согласование прилагательных с существительными в роде, числе, падеже в игре «Поможем клоуну Роме». Упражнение в образовании относительных прилагательных в играх «Какой сок? пюре? Варенье?» |
Пересказ рассказа «Как яблоки собирают» |
Звук и буква М. Чтение и звукобуквенный анализ слогов и слов типа: АМ, МО, УМ, МАМА Ритмизация речи: Упражнение в передаче ритмического рисунка слов-названий фруктов. |
||||||||
2-я нед. |
«Ягоды» Новая лексика. Составление рассказа «Дары осени». Отгадывание и толкование загадок по лексической теме. |
Артикуляцион-ная гимнастика и приёмы само-массажа. Наблюдение за артикуляцией. Изображение буквы С с помощью тела. Прорисовывание в воздухе. Зрительное вни—мание «Зачер—кни неправильно написанную букву». Пальчиковая гимнастика «Раз, два, три, четыре, пять» Координация речи с движением «За малиной» |
Знакомство с буквой С. Выкладывание буквы из элементов конструктора «Буква». Ориентировка на странице. Выполнение графических заданий. Выкладывание буквы С из палочек. Штриховка изображения буквы С. |
Звук и буква С. Чтение и звукобуквенный анализ слогов и слов типа МА, АМ, УМ,УС, САМ, МАМА Ритмизация речи: Упражнение в передаче ритмического рисунка слов-названий ягод. |
Работа с деформированной фразой.
|
Согласование прилагательных с существительными в роде, числе, падеже в игре «Весёлый повар». Упражнение в образовании относительных прилагательных в игре «Какой сок? Какое пюре? Какое варенье» |
Составление пересказа с использованием мнемосхемы по рассказу «Последние ягоды» И.Павловой» с составлением мнемосхемы к рассказу |
|
3-я нед. |
«Деревья» Активизация словаря по теме. Отгадывание и толкование загадок о деревьях. |
Артикуляцион-ная гимнастика и приёмы само-массажа. Наблюдение за артикуляцией. Прорисовывание буквы в воздухе. Изображение буквы Х с помощью тела. Пальчиковая гимнастика «Осень». Координация речи с движением «Листья» |
Знакомство с буквой Х. Выкладывание буквы из элементов конструктора «Буква». Ориентировка на странице. Выполнение графических заданий. Выкладывание буквы Х из палочек. Штриховка изображения буквы Х. |
Звук и буква Х. Чтение и звукобуквенный анализ слогов и слов с буквой Х и с другими пройденными буквами. Ритмизация речи: Упражнение в передаче ритмического рисунка слов-названий деревьев. |
Составление и анализ предложений о деревьях с опорными предметными картинками и предлогами. |
Образование множественного числа существительного по теме «Деревья». Образование сущ. с уменьшительно-ласкательным значением. Игра с мячом «Назови ласково». Образование относительных прилагательных игра «Разноцветные листья». Согласование существительных с числительными по теме «Деревья». |
Составление мнемосхемы к рассказу «Осина» по И. Соколову – Микитову с составлением мнемосхемы к рассказу. |
|
4-я нед. |
«Грибы» Активизация словаря по теме «Грибы». Отгадывание и толкование загадок по лексической теме.
|
Артикуляцион-ная гимнастика и приёмы само-массажа. Наблюдение за артикуляцией. Прорисовывание буквы в воздухе. Изображение буквы Р с помощью тела. Зрительное вни—мание «Зачер—кни неправильно написанную букву» Пальчиковая гимнастика «Грибы» Координация речи с движением «За грибами». |
Знакомство с буквой Р. Выкладывание буквы из элементов конструктора «Буква». Ориентировка на странице. Выполнение графических заданий. Выкладывание буквы Р из палочек. Штриховка изображения буквы Р. |
Звук и Буква Р. Звуко-буквенный анализ слогов, слов с буквой Р.Ритмизация речи: Упражнение в передаче ритмического рисунка слов-названий грибов. |
Составление и анализ предложений о грибах. |
Совершенствование грамматического строя речи: употребление форм винительного падежа существительных с предлогом в и родительного падежа с предлогом из; Согласование существительных с количественными числительными 2 и 5. Закрепление навыка образования существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами. |
Пересказ рассказа «Волнушка» с составлением мнемосхемы к рассказу. |
|
5-я нед. |
«Осень» (обобщение) Активизация словаря по теме «Осень». Месяцы. Периоды. Приметы. Рассматривание картин с изображением осенних пейзажей, беседа об осени. Расширение представлений детей о временах года. Игры и пособия «Времена года» |
Артикуляцион-ная гимнастика и приёмы само-массажа. Наблюдение за артикуляцией. Прорисовывание буквы в воздухе. Изображение буквы Ш с помощью пальцев. Пальчиковая гимнастика «Осень». Координация речи с движением «Дождик». |
Знакомство с буквой Ш. Выкладывание буквы из элементов конструктора «Буква». Ориентировка на странице. Выполнение графических заданий. Выкладывание буквы Ш из палочек. Штриховка изображения буквы Ш. |
Звук и буква Ш. Звуки /с/ — /ш/. Чтение и печатание предложений с пройденными буквами. |
Подбор предложений к заданной схеме с опорой на предметные картинки и схемы предлогов. |
Предлог НАД. Знакомство со схемой предлога. Упражнение в употреблении глаголов 3-го лица единственного и множественного числа настоящего времени и согласовании их с существительными в роде числе и падеже. Закрепление навыка образование относительных прилагательных. Игра «Разноцветные листочки». Игры «Один — много», «считай и называй». |
Пересказ рассказа «Осенние дожди» по Г.Скребицкому с составлением мнемосхемы к рассказу.
Игры и пособия «Времена года». |
|
Ноябрь |
1-я нед. |
«Одежда, обувь, головные уборы» Новая лексика. Отгадывание и толкование загадок об обуви, одежде, головных уборах.
|
Артикуляцион-ная гимнастика и приёмы само-массажа. Наблюдение за артикуляцией. Прорисовывание буквы в воздухе. Изображение буквы П с помощью тела. Пальчиковая гимнастика «Гномики-прачки» Игра «Одежда, обувь, головные уборы». Организация детей при построении перед занятием. |
Знакомство с буквой П. Выкладывание буквы из элементов конструктора «Буква». Ориентировка на странице. Выполнение графических заданий. Выкладывание буквы П из палочек. Штриховка изображения буквы П. «Назови соседей». Рассматривание наложенных изображений «Отгадай, что нарисовано?» Выкладывание по образцу рубашки из палочек. |
Звук и буква П. Чтение и звукобуквенный анализ слов с буквой П. Ритмизация речи: Упражнение в передаче ритмического рисунка слов-названий одежды. |
Составление и анализ предложений, составленных с опорой на предметные картинки. |
Предлог ИЗ-ПОД. Знакомство со схемой предлога.
Словообразование. Образование относительных прилагательных. Игра «Из чего мы сделаны?» Усвоение родовых понятий. Согласование существительных с притяжательными местоимениями МОЙ, МОЯ. |
Составление рассказов-описаний об одежде с опорой на схему для составления рассказов. Игра «Магазин». |
2-я нед.
|
«Человек» Новая лексика. Закрепление в речи обобщающих понятий мужчина, женщина, люди. Выделение и называние частей тела. Обогащение речи антонимами. Формирование представлений о возрасте. |
Артикуляцион-ная гимнастика и приёмы само-массажа. Наблюдение за артикуляцией. Прорисовывание буквы в воздухе. Изображение буквы Ы с помощью рук. Зрительное вни—мание «Зачер—кни неправильно написанную букву» Пальчиковая гимнастика «Братцы». «Весёлые человечки» (неправильное зеркало) Организация детей при построении перед занятием. |
Знакомство с буквой Ы. Выкладывание буквы из элементов конструктора «Буква». Ориентировка на странице. Выполнение графических заданий. Выкладывание буквы Ы из палочек. Штриховка изображения буквы Ы. Выкладывание по образцу человечка из палочек. |
Буква и звук Ы. Подбор слов к заданной звуковой и слоговой схеме. Печатание слов с буквой Ы на базе звукобуквенного анализа. Ритмизация речи: Упражнение в передаче ритмического рисунка слов-названий головных уборов. |
Составление и анализ предложений по теме (с опорой на предметные картинки) |
Образование относительных прилагательных. Игра «Из чего мы сделаны?» Закрепление навыка образования и употреблениия в речи существительных в уменьшительно-ласкательном значении. |
Индивидуальное составление детьми загадок друг о друге, с опорой на схему для составления рассказов.
Закрепление представлений «старше – моложе». |
|
3-я нед. |
«Посуда» Расширение и активизация словаря по теме «Посуда». Виды посуды. Материалы, из которых сделана посуда. Части посуды. Беседа (с опорой на картинки). Словообразование. Отгадывание и толкование загадок о посуде. |
Артикуляцион-ная гимнастика и приёмы само-массажа. Наблюдение за артикуляцией. Прорисовывание буквы в воздухе. Изображение буквы Л с помощью рук и тела. Пальчиковая гимнастика «Помощники». Координация речи с движением «Посуда». Организация детей при построении перед занятием. |
Знакомство с буквой Л. Выкладывание буквы из элементов конструктора «Буква». Ориентировка на странице. Выполнение графических заданий. Выкладывание буквы Л из палочек. Штриховка изображения буквы Л. Выкладывание посуды из палочек. Организация рабочего места. Выполнение графических заданий. |
Звук и буква Л. Дифференциация звуков /л/ — /р/. Чтение, анализ и печатание предложений с пройденными буквами. Ритмизация речи: Упражнение в передаче ритмического рисунка слов-названий посуды. |
Составление и анализ предложений, запись схемы предложений в тетрадь. |
Предлоги ИЗ-ПОД и ИЗ. Знакомство со схемой предлога. Упражнение в образовании относительных прилагательных в играх «Из чего мы сделаны?». Упражнение в словообразовании названий посуды от названий продуктов питания. |
Пересказ рассказа «Мамина чашка» с составлением мнемосхемы к рассказу. |
|
4-я нед. |
«Продукты питания» Расширение и активизация словаря по теме «Повар. Продукты питания». Закрепление представления детей о труде взрослых и его общественной значимости. Закрепление представлений о различных продуктах и способе их производства. Игра «Кому что нужно для работы?».
|
Артикуляцион-ная гимнастика и приёмы само-массажа. Наблюдение за артикуляцией. Прорисовывание буквы в воздухе. Изображение буквы Н с помощью рук и тела. Пальчиковая гимнастика «Помощники». Координация речи с движением «Посуда». Организация детей при построении перед занятием. |
Знакомство с буквой Н. Выкладывание буквы из элементов конструктора «Буква». Ориентировка на странице. Выполнение графических заданий. Выкладывание буквы Н из палочек. Штриховка изображения буквы Н. Организация рабочего места. Выполнение графических заданий. «Назови соседей». |
Звук и буква Н. чтение, анализ и печатание предложений с пройденными буквами. Ритмизация речи: Упражнение в передаче ритмического рисунка слов-названий продуктов питания. |
Анализ предложения запись схемы предложения в тетрадь. Составление предложения к заданной схеме. |
Употребление существительных единственного и множественного числа в родительном падеже. Игра «Кто без чего?» Закрепление навыка образования относительных прилагательных в играх «Из чего мы сделаны?» |
— |
|
Декабрь |
1-я нед. |
«Зимующие птицы» Зима. Приметы. Месяцы. Новая лексика. Составление рассказа «Зима наступила». Закрепление представлений и дифференциация понятий «зимующие-перелётные» птицы. Отгадывание загадок о зимующих птицах. |
Артикуляцион-ная гимнастика и приёмы само-массажа. Наблюдение за артикуляцией. Прорисовывание буквы в воздухе. Изображение буквы К с помощью тела. Пальчиковая гимнастика «Птички». Координация речи с движением «Снегири». «Кто где сидит?». Организация детей при построении перед занятием. |
Знакомство с буквой К. Выкладывание буквы из элементов конструктора «Буква». Ориентировка на странице. Выполнение графических заданий. Выкладывание буквы К из палочек. Штриховка изображения буквы К. Организация рабочего места. Выполнение графических заданий. «Назови соседей». Зрительное вни—мание «Зачер—кни неправильно написанную букву» |
Звук и буква К. Дифференциация звуков /к/ — /х/. Совершенство-вание навыков языкового синтеза составление слов-названий птиц из данных слогов. Ритмизация речи: Упражнение в передаче ритмического рисунка слов-названий зимующих птиц. |
Составление предложений по демонстрации действия и с опорой на предметные картинки и данные предлоги. Составление схемы предложения, печатание предложения на основе анализа. |
Практическое употребление навыка употребления предлогов в свободной речи. Практическое употребление существительных в предложном и родительном падежах. |
Индивидуальное составление детьми загадок, с опорой на схему для составления рассказов |
2-я нед. |
«Домашние птицы» Расширение и активизация словаря по теме. Обогащение предикативного словаря. Расширение словарного запаса за счёт антонимов. Отгадывание и толкование загадок о домашних птицах.
|
Артикуляцион-ная гимнастика и приёмы само-массажа. Наблюдение за артикуляцией. Прорисовывание буквы в воздухе. Изображение буквы Т с помощью тела и рук. Пальчиковая гимнастика «Шла уточка бережочком» Координация речи с движением «Наши уточки с утра » |
Знакомство с буквой Т. Выкладывание буквы из элементов конструктора «Буква». Выкладывание буквы Т из палочек. Штриховка изображения буквы Т. Выполнение графических диктантов. «Назови соседей». Выкладывание курятника из палочек. |
Звук и буква Т. Чтение и печатание слогов, слов и предложений с буквой Т. Чтение ребусов с пройденными буквами. |
Составление и анализ предложений по теме (с опорой на предметные картинки и схемы предлогов) |
Предлог ИЗ-ЗА. Знакомство со схемой предлога. Совершенствование навыка образования притяжательных прилагательных. Правильное использование и образование форм родительного падежа имён существительных с предлогом у и без предлога, образова-ние существитель-ных с суффиксами –онок, -енок, -ята. |
Сериация «Находка». Индивидуальное составление детьми описательного рассказа о домашних птицах, с опорой на схему для составления рассказов |
|
3-я нед. |
«Игрушки» Актуализация словаря по теме. Отгадывание и толкование загадок об игрушках.
|
Артикуляцион-ная гимнастика и приёмы само-массажа. Наблюдение за артикуляцией. Прорисовывание буквы в воздухе. Изображение буквы И с помощью рук. Пальчиковая гимнастика «На большом диване в ряд» Координация речи с движением «Мячик». |
Знакомство с буквой И. Выкладывание буквы из элементов конструктора «Буква». Выкладывание буквы И из палочек. Штриховка изображения буквы И. Выполнение графических диктантов. «Назови соседей». Зрительное вни—мание «Зачер—кни неправильно написанную букву» |
Звук и буква И. Подбор слов к заданной звуковой и слоговой схеме. Чтение по индивидуальным карточкам и звукобуквенный анализ слов. Ритмизация речи: Упражнение в передаче ритмического рисунка слов-названий игрушек. |
Составление предложений по демонстрации действия и с опорой на предметные картинки и данные предлоги. Составление схемы предложения, печатание предложения на основе анализа. |
Закрепление навыка использования в речи предлогов. Согласование количественных и порядковых числительных с существительными. Закрепление навыка образования притяжательных прилагательных с суффиксом –ин.
|
Составление загадок – описаний об игрушках использованием мнемосхем. |
|
4-я нед. |
«Новый год» Новая лексика. Составление рассказа по картинке «На празднике».
|
Артикуляцион-ная гимнастика и приёмы само-массажа. Наблюдение за артикуляцией. Прорисовывание буквы в воздухе. Изображение буквы З с помощью рук. Пальчиковая гимнастика «Подарки». Координация речи с движением «С Новым годом!» Организация детей при построении перед занятием. |
Знакомство с буквой З. Выкладывание буквы из элементов конструктора «Буква». Выкладывание буквы З из палочек. Штриховка изображения буквы З. Выполнение графических диктантов. Зрительное вни—мание «Зачер—кни неправильно написанную букву» Игра «Игрушки». |
Звук и буква З. Чтение и печатание по следам анализа слов и предложений. Ритмизация речи: Упражнение в передаче ритмического рисунка слов со звуком /з/. |
Составление и анализ предложений по теме (с опорой на предметные картинки и схемы предлогов) |
Закрепление практического употребления в речи предлогов на, с, в, из, под, из-под. Относительные прилагательные по теме. Закрепление навыка согласования существительных с прилагательными. Подбор существительных к прилагательным |
Сериация «Новогодний костюм». |
|
Январь |
2-я нед. |
«Зимние забавы» Зима. Приметы. Месяцы. Зимние забавы. Введение новой лексики. Расширение глагольного словаря. Закрепление представле-ний о временах года, об изменениях, происходящих в природе, о характерных особенностях каждого из времён года. Отгадывание и толкование загадок о признаках зимы, зимних забавах. |
Артикуляцион-ная гимнастика и приёмы само-массажа. Наблюдение за артикуляцией. Прорисовывание буквы в воздухе. Изображение буквы Й с помощью рук. Пальчиковая гимнас-тика «Пирог». Координация речи с движе-нием «Зимние забавы». |
Знакомство с буквой Й. Выкладывание буквы из элементов конструктора «Буква». Выкладывание буквы Й из палочек. Штриховка изображения буквы Й. Выполнение графических диктантов. Зрительное вни—мание «Зачер—кни неправильно написанную букву» |
Звук и буква Й. Чтение и печатание слов и предложений по следам анализа. Ритмизация речи: Упражнение в передаче ритмического рисунка слов со звуком /з/. |
Составление схемы предложения по следам анализа. |
Совершенствование грамматического строя речи: согласование прилагательных с существительными в роде, числе, падеже в игре. |
Составление рассказа по серии сюжетных картинок «Горка» с использованием мнемоленты.
Игра «Времена года». |
3-я нед. |
«Домашние животные» Расширение и активизация словаря по теме. Расширение представлений детей о профессиях людей, связанных с животноводством. Игра «Собери семью». Отгадывание и толкование загадок о домашних животных. |
Артикуляцион-ная гимнастика и приёмы само-массажа. Наблюдение за артикуляцией. Прорисовывание буквы в воздухе. Изображение буквы Й с помощью рук. Пальчиковая гимнастика «Бурёнушка». Координация речи с движе—нием «Хозяюшка». Организация детей при построении перед занятием. |
Знакомство с буквой Г. Выкладывание буквы из элементов конструктора «Буква». Выкладывание буквы Г из палочек. Штриховка изображения буквы Г. Выполнение графических диктантов. Зрительное вни—мание «Зачер—кни неправильно написанную букву». |
Звук и буква Г. Чтение и печатание, по следам анализа, предложений с пройденной буквой. Синтез названий домашних животных из данных слогов. Ритмизация речи: Упражнение в передаче ритмического рисунка слов-названий домашних животных. |
Составление и анализ предложений по теме (с опорой на предметные картинки) |
Предлог ИЗ-ЗА. Знакомство со схемой предлога. Закрепление навыка образования притяжательных прилагательных в игре «Чья голова? Чьё ухо? Чей хвост?» Закрепление навыка употребления в речи существительных в винительном и творительном падежах. Игра «Накорми животных» |
Пересказ начала и придумывание концовки сказки «Как козочка и волк разговаривали» |
|
4-я нед. |
«Дикие животные средней полосы» Расширение и активизация словаря по теме. Расширение глагольного словаря. Игра «Животные и их детёныши». Отгадывание и толкование загадок о диких животных.
|
Артикуляцион-ная гимнастика и приёмы само-массажа. Наблюдение за артикуляцией. Прорисовывание буквы в воздухе. Изображение буквы В с помощью рук. Пальчиковая гимнастика «Есть у каж—дого свой дом» Координация речи с дви—жением «На водопой» Организация детей при построении перед занятием. |
Знакомство с буквой В. Выкладывание буквы из элементов конструктора «Буква». ыкладывание буквы В из палочек. Штриховка изображения буквы В. Выполнение графических диктантов.Зрительное вни—мание «Зачер—кни неправильно написанную букву». Игра «Назови соседей». Выкладывание картинок из геометрических фигур. |
Звук и буква В. Дифференциация звуков /в/ — /в’/. Подбор слов к заданной звуковой и слоговой схеме. Чтение ребусов: ВОЛК, ВОЛ, ВОВА, ВОРОНА.
|
Составление схемы предложения. Закрепление навыков звуко-слогового анализа слов и предложений. |
Предлоги ИЗ-ЗА и ИЗ. Знакомство со схемой предлога. Употребление имён существительных в творительном падеже, согласование прилагательных с существительными в роде, числе, падеже.«Кто чем питается?» Закрепление навыка образования притяжательных прилагательных. Расширение глагольного словаря. |
Пересказ сказки «Где мой домик?». Составление загадок о диких животных. |
|
5-я нед. |
«Животные жарких стран» Введение новой лексики. Расширение глагольного словаря. Закрепление словообразование название детёнышей диких животных в игре «Назови семейку».
|
Артикуляцион-ная гимнастика и приёмы само-массажа. Наблюдение за артикуляцией. Прорисовывание буквы в воздухе. Изображение буквы Д с помощью рук. Пальчиковая гимнас-тика «Где обедал воробей?» Организация детей при построении перед занятием. |
Знакомство с буквой Д. Выкладывание буквы из элементов конструктора «Буква». Выкладывание буквы Д из палочек. Штриховка изображения буквы Д. Выполнение графических диктантов. Игра «Назови соседей». Выкладывание картинок из геометрических фигур. |
Звук и буква Д. Чтение ребуса: РОДИНА Ритмизация речи: Упражнение в передаче ритмического рисунка слов-названий животных жарких стран. |
Придумывание предложений к заданной схеме. Закрепление навыков звуко-буквенно-слогового анализа слов и предложений. Чтение и печетание слов с буквой Д. |
Закрепление навыка использования в речи предлогов. Закрепление словообразование название детёнышей диких животных в игре «Назови семейку». Употребление существительных в винительном и творительном падежах в игре «Разноцветные квадраты». |
Придумывание загадок – описаний о диких животных с использованием схем для составления описательных рассказов и карточек. Игра «Ералаш». |
|
Февраль |
1-я нед. |
«Дикие животные Арктики и Антарктики» Введение новой лексики. Расширение глагольного словаря.
|
Артикуляцион-ная гимнастика и приёмы само-массажа. Наблюдение за артикуляцией. Прорисовывание буквы в воздухе. Изображение буквы Б с помощью рук. Пальчиковая гимнас-тика «Где обедал воробей?» Организация детей при построении перед занятием. |
Знакомство с буквой Б. Выкладывание буквы из элементов конструктора «Буква». Выкладывание буквы Б из палочек. Штриховка изображения буквы Б. Зрительное вни—мание «Зачер—кни неправильно написанную букву» Зрительное вни—мание «Зачер—кни неправильно написанную букву» Выполнение графических диктантов. Игра «Назови соседей». |
Звук и буква Б. Дифференциация звуков /б/ — /п/. Дифференциация звуков /б’/ — /п’/. Чтение ребусов: БАБОЧКА, ПОДРУГА, ПОДАРОК, БАНАН. Ритмизация речи: Упражнение в передаче ритмического рисунка слов-названий животных Арктики и Антарктики. |
Составление схемы предложения. Закрепление навыков звуко-буквенно-слогового анализа слов и предложений. Чтение и печатание слов и предложений с буквой Б |
Закрепление навыка использования в речи предлогов. Закрепление навыка образования относительных прилагательных в игре – «Чей хвост? Чья голова? Чьи уши?» |
Индивидуальное составление детьми сравнительных рассказов о животных разных широт, с опорой на схему для составления рассказов. |
2-я нед. |
«Транспорт» Расширение и активизация словаря по теме. Виды транспорта. Названия грузовых машин. Названия профессий.
|
Артикуляцион-ная гимнастика и приёмы само-массажа. Наблюдение за артикуляцией. Прорисовывание буквы в воздухе. Изображение буквы Ж с помощью рук. Координация речи с движением «Теплоход». Организация детей при построении перед занятием. |
Знакомство с буквой Ж. Выкладывание буквы из элементов конструктора «Буква». Штриховка изображения буквы Ж. Выполнение графических диктантов. Выкладывание буквы Ж и транспорта из палочек по образцу. Игра «Назови соседей». Выкладывание картинок из геометрических фигур. |
Звук и буква Ж. Чтение ребусов. Чтение и печатание слов и предложений с буквой Ж. Ритмизация речи: Упражнение в передаче ритмического рисунка слов-названий транспорта. |
Составление схемы предложения. Закрепление навыков звуко-буквенно-слогового анализа слов и предложений. |
Приставочные глаголы. Пактическое употребление в речи приставочных глаголов и предлогов. Закрепление навыка спряжения слов-действий в будущем и настоящем времени. |
Индивидуальное составление детьми описательного рассказа о транспорте, с опорой на схему для составления рассказов. |
|
3-я нед. |
«Наша Родина — Россия» Расширение и активизация словаря по теме. Однокоренные слова: Родина, родной, родители, род, родственник. Склонение словосочетания: Моя родина. «Подскажи словечко». |
Артикуляцион-ная гимнастика и приёмы само-массажа. Наблюдение за артикуляцией. Прорисовывание буквы в воздухе. Изображение буквы Е с помощью рук. Пальчиковая гимнастика «Берёза» Организация детей при построении перед занятием. |
Знакомство с буквой Е. Выкладывание буквы из элементов конструктора «Буква». Штриховка изображения буквы Е. Зрительное вни—мание «Зачер—кни неправильно написанную букву» Выполнение графических диктантов. Выкладывание буквы Е и флага из палочек по образцу. |
Буква Е. Введение представления о I способе смягчения согласных. Чтение ребусов: РОДИНА, НАРОД. Ритмизация речи: Упражнение в передаче ритмического рисунка слов: флаг, герб, Россия, |
Чтение и печатание по следам анализа предложений с буквой Е |
Формирование навыка образования названий военных профессий по образцу, данному логопедом. Склонение словосочетания: Моя родина. |
Составление мнемосхемы к рассказу «Наше Отечество» по по К. Ушинскому
|
|
4-я нед. |
«Моя семья» Актуализация словаря. Рассматривание и беседа по картине «Поздравляем маму». Обогащение речи прилагательными.
|
Артикуляцион-ная гимнастика и приёмы само-массажа. Наблюдение за артикуляцией. Прорисовывание буквы в воздухе. Изображение буквы Ь с помощью рук. Пальчиковая гимнастика «Этот пальчик» Координация речи с движением «Помощники». Организация детей при построении перед занятием. |
Знакомство с буквой Ь. Выкладывание буквы из элементов конструктора «Буква». Штриховка изображения буквы Ь. Зрительное вни—мание «Зачер—кни неправильно написанную букву» Выполнение графических диктантов. Выкладывание буквы Ь из палочек по образцу. Рисование группового портрета «Моя семья». |
Буква Ь. Введение представления о II способе смягчения согласных. Разгадывание кроссворда «Ь». Ритмизация речи: Упражнение в передаче ритмического рисунка слов-названий членов семьи. |
Составление схемы предложения. Чтение и печатание по следам анализа слов и предложений с буквой Ь. Закрепление навыков звуко-буквенно-слогового анализа слов и предложений. |
Закрепление навыков образования притяжательных прилагательных с суффиксом –ин. Обогащение речи антонимами. Обогащение речи антонимами. |
Составление рассказа-сообщения о своей семье по предложенному алгоритму.
|
|
Март |
1-я нед. |
«Мамин праздник. Профессии наших мам» Актуализация словаря. Рассматривание и беседа по картине «Поздравляем маму». Практическое употребление в речи твор. п. сущ. «Кто чем пользуется?» (выбери и назови картинки). Обогащение речи прилагательными. |
Артикуляцион-ная гимнастика и приёмы само-массажа. Наблюдение за артикуляцией. Прорисовывание буквы в воздухе. Изображение буквы Я с помощью рук. Пальчиковая гимнастика «Весна». Координация речи с движением «Веснянка». Организация детей при построении в колонну. |
Знакомство с буквой Я. Выкладывание буквы из элементов конструктора «Буква». Штриховка изображения буквы Я. Зрительное вни—мание «Зачер—кни неправильно написанную букву» Выполнение графических диктантов. Выкладывание буквы Я из палочек по образцу. Рисование цветными карандашами. «Мамин портрет». |
Буква Я. Закрепление представления о I способе смягчения согласных. Чтение ребуса: СЕМЬЯ. Ритмизация речи: Упражнение в передаче ритмического рисунка слов-названий профессий. |
Составление схемы предложения. Закрепление навыков звуко-буквенно-слогового анализа слов и предложений. |
Предлог МЕЖДУ. Знакомство со схемой предлога. Практическое употребление в речи творительного падежа существительных «Кто чем пользуется?» Упражнение в образовании именительного падежа множественного числа существительных. |
Составление мнемосхемы и пересказ рассказа «Март»
Развитие связной речи рассказ по серии картинок «Находчивый заяц». |
2-я нед.
|
«Профессии. Инструменты» Активизация словарного запаса по лексической теме. Расширение глагольного словаря. Орудия труда. Инструменты. «Кому что нужно для работы?». Отгадывание и толкование загадок по теме.
|
Артикуляцион-ная гимнастика и приёмы само-массажа. Наблюдение за артикуляцией. Прорисовывание буквы в воздухе. Изображение буквы Ю с помощью рук. Пальчиковая гимнастика «Повар». Координация речи с движением «Шофёр». Организация детей при построении перед занятием. |
Знакомство с буквой Ю. Выкладывание буквы из элементов конструктора «Буква». Штриховка изображения буквы Ю. Зрительное внимание «Зачеркни неправильно написанную букву» Выполнение графических диктантов. Выкладывание буквы Ю и инструментов из палочек. Игра «Назови соседей». |
Буква Ю. Закрепление представления о I способе смягчения согласных. Чтение и печатание слов с буквой Ю.Чтение ребуса: ВЬЮН, ВЬЮГА, ЛЮК. Ритмизация речи: Упражнение в передаче ритмического рисунка слов-названий инструментов. |
Составление схемы предложения. Закрепление навыков звуко-буквенно-слогового анализа слов и предложений. |
Закрепление навыка использования в речи предлогов. Практическое употребление творительного падежа существительных «Кто чем работает?» Глагольный словарь. «Кто что делает?» |
Составление рассказа-сообщения «Моя будущая профессия», с использованием схемы-модели. |
|
3-я нед. |
«Наш город. Дом» Активизация словарного запаса по лексической теме. Рассматривание слайдов и картин с видами Гатчины и Петербурга.
|
Артикуляцион-ная гимнастика и приёмы само-массажа. Наблюдение за артикуляцией. Прорисовывание буквы в воздухе. Изображение буквы Ё с помощью рук Пальчиковая гимнасика «Прогулка по Петербургу». Организация детей при построении в колонну. |
Знакомство с буквой Ё. Выкладывание буквы из элементов конструктора «Буква». Штриховка изображения буквы Ё. Зрительное вни—мание «Зачер—кни неправильно написанную букву» Выполнение графических диктантов. Выкладывание буквы Ё и домиков и дворцов из палочек. |
Буква Ё. Закрепление представления о I способе смягчения согласных. Ритмизация речи: Упражнение в передаче ритмического рисунка слов. |
Составление схемы предложения. Закрепление навыков звуко-буквенно-слогового анализа слов и предложений. |
Закрепление навыка использования в речи предлогов. Словообразование однокоренных слов к слову Гатчина. Закрепление н—авыка образова—ния и практичес—кого употребле—ния в речи отно—сительных при—лагательных; простых и неко—торых сложных предлогов; со—гласования су—ществительных с количественными и порядковыми числительными. |
Составление рассказа-сообщения о своём городе, посёлке по предложенному алгоритму.
|
|
4-я нед. |
«Мебель» Активизация словарного запаса по лексической теме. Материалы, из которых она сделана. Части мебели. Игра «Наша квартира». Отгадывание и толкование загадок о мебели.
|
Артикуляцион-ная гимнастика и приёмы само-массажа. Наблюдение за артикуляцией. Прорисовывание буквы в воздухе. Изображение буквы Ч с помощью рук Пальчиковая гимнастика «Наша квартира». Организация детей при построении на занятие. |
Знакомство с буквой Ч. Выкладывание буквы из элементов конструктора «Буква». Штриховка изображения буквы Ч. Зрительное вни—мание «Зачер—кни неправильно написанную букву» Выполнение графических диктантов. Выкладывание буквы Ч и мебели из палочек. Игра «Назови соседей». |
Буква и звук Ч. Чтение и печатание предложений с буквой Ч на основе анализа. Дешифровка названий мебели. Ритмизация речи: Упражнение в передаче ритмического рисунка слов-названий мебели. |
Составление схемы предложения. Закрепление навыков звуко-буквенно-слогового анализа слов и предложений. |
Закрепление навыка использования в речи предлогов. Закрепление навыка образования относительных прилагательных. Закрепление употребления уменьшительно-ласкательных суффиксов. |
Самостоятельное составление сравнительных рассказов о стуле и кресле, о диване и кровати, о серванте и шкафе по выбору детей с опорой на мнемотаблицу.
|
|
Апрель |
1-я нед. |
«Комнатные растения» Расширение и активизация словаря по теме. Экскурсия в уголок природы. Введение новой лексики. Отгадывание и толкование загадок о комнатных растениях. |
Артикуляцион-ная гимнастика и приёмы само-массажа. Наблюдение за артикуляцией. Прорисовывание буквы в воздухе. Изображение буквы Э с помощью рук Пальчиковая гимнастика «Наши алые цветы». Координация речи с движением «На окне в горшочках…». Организация детей при построении перед занятием. |
Знакомство с буквой Э. Выкладывание буквы из элементов конструктора «Буква». Штриховка изображения буквы Э. Зрительное вни—мание «Зачер—кни неправильно написанную букву» Выполнение графических диктантов. Выкладывание буквы Э из палочек. |
Звук и буква Э. Подбор слов к заданной звуковой и слоговой схеме. Чтение и печатание слов и предложений с буквой Э. Упражнение «Дешифровка» с названиями растений. Ритмизация речи: Упражнение в передаче ритмического рисунка слов-названий комнатных растениий. |
Составление схемы предложения. Закрепление навыков звуко-буквенно-слогового анализа слов и предложений. |
Предлог ЧЕРЕЗ. Знакомство со схемой предлога. Употребление предлогов. Расширение глагольного словаря. |
Самостоятельное составление детьми сравнительных рассказов о растениях, с опорой на схему для составления рассказов.
|
2-я нед. |
«Рыбы» Расширение и активизация словаря по теме. Закрепление навыка употребления сложно-подчинённых предло-жений. |
Артикуляцион-ная гимнастика и приёмы само-массажа. Наблюдение за артикуляцией. Прорисовывание буквы в воздухе. Изображение буквы Ц с помощью рук Пальчиковая гимнастика «Налим». «Акула». Координация речи с движением «Летучая рыба». Организация детей при построении перед занятием. |
Знакомство с буквой Ц. Выкладывание буквы из элементов конструктора «Буква». Штриховка изображения буквы Ц. Зрительное вни—мание «Зачер—кни неправильно написанную букву». Выполнение графических диктантов. Выкладывание буквы Ц из палочек.
|
Звук и буква Ц. Дифференциация звуков /с/ — /ц/. Дифференциация звуков /ч/ — /с’/. Чтение и печатание предложений с буквой Ц на основе анализа. Ритмизация речи: Упражнение в передаче ритмического рисунка слов-названий рыб. |
Закрепление навыка использования в речи предлогов. Придумывание предложений к заданной схеме. |
Закрепление навыка практического употребления предлогов в игре «Аквариум». Согласование существительных с числительными. Образование существительных среднего рода с уменьшительно-ласкательным згначением при помощи суффиксов -ец-, -иц-, -ц-. Словообразование существительных женского рода, обозначающих лиц по их занятиям и качествам, с суффиксами –иц-, -ниц-. |
Составление загадок – описаний о рыбах с использованием мнемосхем. Развитие связной речи пересказ рассказа «Лёвушка-рыбак».
|
|
3-я нед. |
«Весна», «День космонавтики» Расширение и активизация словаря по теме. Беседа о космосе. Рассказ о лётчике-космонавте герое Ю.А. Гагарине. Новая лексика: космос, космонавт, ракета, корабль, орбитальная станция. Закрепление навыка словообразования родственных слов по лексической теме. |
Артикуляцион-ная гимнастика и приёмы само-массажа. Наблюдение за артикуляцией. Прорисовывание буквы в воздухе. Изображение буквы Ф с помощью рук Координация речи с движением «Ракета». Организация детей при построении в колонну. |
Знакомство с буквой Ф. Выкладывание буквы из элементов конструктора «Буква». Штриховка изображения буквы Ф. Выполнение графических диктантов. Выкладывание буквы Ф и ракеты из палочек.
|
Звук и буква Ф. Дифференциация звуков /ф/ — /в/. Разгадывание кроссворда «Космос». Ритмизация речи: Упражнение в передаче ритмического рисунка слов по теме «Космос». |
Придумывание предложений к заданной схеме. |
Закрепление навыка использования в речи предлогов.
образования и практического употребления в речи существи—тельных с умень—шительно-ласка—тельным значе-нием; согласования существительных с количественными и порядковыми числительными. |
Составление мнемосхемы к рассказу «Капель» по Н. Плавильщикову
|
|
4-я нед. |
«Перелётные птицы» Расширение и активизация словаря по теме. Расширение глагольного словаря. Отгадывание и толкование загадок. |
Артикуляцион-ная гимнастика и приёмы само-массажа. Наблюдение за артикуляцией. Прорисовывание буквы в воздухе. Изображение буквы Щ с помощью рук. Пальчиковая гимнастика «Ласточка». Координация речи с движением «Веснянка». Организация детей при построении перед занятием. |
Знакомство с буквой Щ. Выкладывание буквы из элементов конструктора «Буква». Штриховка изображения буквы Щ. Зрительное вни—мание «Зачер—кни неправильно написанную букву». Выполнение графических диктантов. Выкладывание буквы Щ из палочек. Игра «Назови соседей». |
Звук и буква Щ. Дифференциация звуков /щ/ — /ш/. Упражнение дешифровка с названиями птиц. Разгадывание кроссворда «Перелётные птицы» Ритмизация речи: Упражнение в передаче ритмического рисунка слов-названий перелётных птиц. |
Придумывание предложений к заданной схеме. |
Закрепление навыка использования в речи предлогов. Образование существительных с суффиксами: -онок-, -енок-, -ат-, -ят-. «У кого кто?» Обогащение лексики синонимами, родственными словами. |
Сериация «Прилетели грачи» пересказ с использованием мнемосхемы.
|
|
Май |
1-я нед. |
«Растения луга и сада» Расширение и активизация словаря по теме. Беседа по картине «Поздняя весна».
|
Артикуляцион-ная гимнастика и приёмы само-массажа. Наблюдение за артикуляцией. Координация речи с движением. Упражнение «Венок». Организация детей при построении перед занятием. |
Выполнение графических диктантов. Игра «Назови соседей». Выкладывание из палочек цветов.
|
Мягкие согласные. Закрепление навыка правописани гласных 2-го ряда и Ь после мягких согласных. Ребус «Незабудка». Разгадывание кроссворда «Весенние цветы» Ритмизация речи: Упражнение в передаче ритмического рисунка слов-названий цветов. |
Работа с деформированной фразой. Придумывание предложений к заданной схеме. |
Закрепление навыка использования в речи предлогов. Упражнение «Бабочка и цветы». |
Индивидуальное составление детьми загадок, с опорой на схему для составления рассказов.
|
2-я нед. |
«День Победы» Расширение и активизация словаря по теме. Обогащение лексики синонимами. Закрепление навыка словообразования, обозначающих названия машин и спецтехники. |
Артикуляцион-ная гимнастика и приёмы само-массажа. Наблюдение за артикуляцией. Упражнение «Вьетнамская лесенка». Организация детей при построении перед занятием.
|
Выполнение графических диктантов. Игра «Назови соседей». Выкладывание из палочек танка.
|
Закрепление навыков звуко-буквенно-слогового анализа слов и предложений. Ритмизация речи: Упражнение в передаче ритмического рисунка слов по лексической теме. |
Составление схемы предложения. Закрепление навыков звуко-буквенно-слогового анализа слов и предложений. Придумывание предложений к заданной схеме. |
Закрепление навыка употребления предлогов.
|
«Составление пересказа с использованием мнемотаблицы по рассказу А.Митяева “Мешок овсянки”»
|
|
3-я нед. |
«Насекомые» Расширение и активизация словаря по теме. Закрепление названий насекомых. Обогащение глагольного словаря: плетёт, перебирает, порхает, кружится, трещит, жужжит и т.д. Обогащение лексики признаками, действиями, родственными словами (муравей). |
Артикуляцион-ная гимнастика и приёмы само-массажа. Наблюдение за артикуляцией. Пальчиковая гимнастика «Пчела». Координация речи с движением «Гусеница». Организация детей при построении перед занятием.
|
Выполнение графических диктантов. Игра «Назови соседей». Выкладывание из палочек насекомых.
|
Закрепление навыков звуко-буквенно-слогового анализа слов и предложений. Ритмизация речи: Упражнение в передаче ритмического рисунка слов-названий насекомых. |
Составление схемы предложения. Закрепление навыков звуко-буквенно-слогового анализа слов и предложений. Придумывание предложений к заданной схеме. |
Закрепление навыка употребления предлогов. |
Составление загадок о насекомых. Составление рассказов о насекомых по плану.
|