Автор: Субботина Людмила Сергеевна
Картотека игр по театрализованной деятельности для старшего дошкольного возраста
Составила Субботина Л.С.,
Воспитатель МАОУ СШ «Комплекс Покровский»
ИГРА НАРОДНАЯ «ЗЕРКАЛО»
Цели: развитие артистических способностей, воображения, согласованных действий.
Игровой материал и наглядные пособия: отсутствуют. Форма работы: групповая или парная. Форма занятия: игровая.
Описание и приемы проведения игры. Дети становятся в круг. Выбранный при помощи считалочки ребенок становится в центр круга. Все остальные произносят:
Ровным кругом,
Друг за другом,
Эй, ребята, не зевать!
Что нам Ромочка (Ксюшенька, Танечка) покажет,
Будем дружно выполнять.
Ребенок в центре круга показывает разнообразные движения, остальные дети повторяют их.
Советы воспитателю
Такую игру можно предложить детям на музыкальном занятии, чтобы выполнять движения в такт мелодии. Надо стараться выполнять движения точно так, как показал водящий.
ИГРА «ГДЕ МЫ БЫЛИ — НЕ СКАЖЕМ» (НАРОДНАЯ)
Цели: развитие у детей умения перевоплощаться, способности действия называть словом, умения играть в коллективе, взаимодействия с другими детьми.
Игровой материал и наглядные пособия: можно приготовить инструменты, используемые людьми разных профессий.
Форма работы: групповая.
Форма занятия: игровая.
Описание и приемы проведения игры. В этой игре можно имитировать действия людей разных профессий так, чтобы дети узнавали и назвали профессию. А можно изображать повседневные действия: еду, уборку и др.
Дети делятся на две группы. Группы расходятся в разные стороны и договариваются, что они будут изображать. Одна группа показывает движения, а вторая по движениям должна догадаться, что дети делают. Они изображают хорошо знакомую им деятельность, которую часто наблюдали (например, стирку белья, уколы больному, чтение книги и т. д.).
Лучше, если дети будут выполнять не одинаковые движения, а последовательные, например одни «стирают», другие «вешают белье», третьи «гладят».
При помощи жеребьевки определяют, какая группа будет загадывать. Эта группа детей подходит ко второй и говорит: «Где мы были, мы не скажем, а что делали, покажем», — и ребята показывают Действия. Вторая группа отгадывает. Когда дети отгадают, те, кто загадывал, убегают, а те, кто отгадывал, их догоняют. Потом они меняются местами.
ИГРА «ИГРУШКИ-АРТИСТЫ»
Цели: развитие умения понимать связи и отношения между разными персонажами сюжетной ситуации, развитие речи, интеллектуальных способностей, воображения детей; подготовка к восприятию фильмов, спектаклей, иных произведений искусства.
Игровой материал и наглядные пособия: образные и заводные игрушки, которые будут участвовать в спектакле: куклы (девочки, мальчики, взрослые, герои сказок и пр., зверушки, игрушечные машинки, звонок, оповещающий о начале действия, и пр. Детский стол, который служит сценой для игрушек-артистов; настольная ширма, позволяющая подготавливать очередные сценки, или заменяющая ее плотная ткань, которая покрывает стол до самого пола (это нужно, чтобы скрыть игрушки, находящиеся под столом).
Весь игровой материал помещается в большой коробке или в сундучке. Персонажи каждой сценки собраны на отдельном планшете в последовательности, предусмотренной спектаклем. Это ускоряет переход от одной сцены к другой и облегчает задачу воспитателя.
Форма работы: групповая.
Форма занятия: спектакль.
Описание игры и приемы ее проведения. Воспитатель предупреждает детей о том, что сегодня к ним приедут игрушки-артисты, чтобы показать интересный спектакль. Но эти артисты не умеют разговаривать, они только будут показывать сценки, а ребята сами догадаются, что показывают артисты. Поэтому нужно внимательно смотреть на сцену, не отвлекаться и вести себя так, чтобы артисты не обиделись, а то они перестанут показывать спектакль.
Подготовив таким образом детей к предстоящему зрелищу, воспитатель вместе с ними ставит стульчики для зрителей, стол и игрушек-артистов, покрывает его тканью. После этого все выходят из комнаты.
Собрав детей в коридоре, взрослый предлагает поехать в театр. Это дает возможность малышам подвигаться и настроиться на роли зрителей. Перед тем как впустить воспитанников в зрительный зал, педагог напоминает им правила поведения в театре.
Спектакль начинается со знакомства детей с артистами. Каждый персонаж выходит на сцену, раскланивается. Воспитатель называет его имя, а дети приветствуют его аплодисментами.
Затем ставится ширма, и воспитатель подготавливает материал для первого сюжета: планшет с персонажами первой сценки ставит на стол, а для второй сценки — на подсобный стул.
Спектакль состоит из нескольких сюжетов, каждый из которых содержит две сценки, разделенные перерывом. В перерыве воспитатель задает детям вопросы, которые помогают малышам понять то, что им показывали. Содержанием сюжетов могут быть сценки из сказок, из жизни малышей, забавные ситуации и пр. Главное, чтобы это содержание было понятно детям и соответствовало их интересам.
Сюжеты спектакля игрушек могут усложняться и изменяться в них могут быть неожиданные комические эпизоды, сюрпризы можно использовать также разные эпизоды знакомых сказок.
Правила игры.
Внимательно смотреть на сцену, не отвлекаться.
В перерывах между картинами сидеть спокойно на своих местах.
Отвечать на вопросы всем вместе. Если артисты понравились, можно похлопать им в ладоши.
Если что-то хочется спросить, надо подождать, пока кончится картина, и в перерыве задать свой вопрос.
Советы воспитателю
Игра проводится со всей группой. От детей требуется самостоятельное выполнение правил в соответствии с предварительным уговором с педагогом. Непосредственный контроль взрослого, его напоминания в ходе игры отсутствуют, т. к. он в это время занят подготовкой интересного для ребят зрелища.
Техника показа спектакля очень простая. Одной рукой взрослый держит игрушку, которая является главным действующим лицом картины, а другой перемещает тот или иной предмет. Все персонажи, которые не должны действовать, прикрепляются к планшету с помощью пластилина. В зависимости от содержания картин можно использовать один планшет, совершая на нем необходимые перестановки, а можно заготовить два планшета, если перестановки более сложные.
Вместо планшета можно использовать плотный картон или фанеру. Если в сценке действуют более двух персонажей, можно пригласить в качестве помощников детей из подготовительной группы (не более 2). Предварительно необходимо прорепетировать с ними, распределив роли. Обычно дети охотно отзываются на такие предложения. При подготовке к игре особое внимание следует обратить на вопросы, которые направлены на осмысление связей между персонажами, что является главной обучающей задачей этой игры, а также четко договориться с детьми о правилах поведения во время спектакля. Ведь в этой игре дети должны самостоятельно выполнять их, без напоминаний воспитателя. Объяснение должно быть четким, кратким и понятным, показ — качественным.
Основные движения воспитатель показывает и поясняет, как правило, одновременно всей группе детей.
ИГРА «ЗВЕРОРОБИКА» (музыка Б. Савельева, слова А. Хаита)
Цель: учить изображать движения животных
Задача: развивать умение подражания.
Атрибуты: музыкальное сопровождение.
Предварительная работа: чтение стихов с различными движениями животных и насекомых, изображение этих движений.
Игровые правила: участи принимают сразу все дети.
Игровые действия: соответсвенно тексту.
Уселась кошка на окошко И стала лапкой уши мыть. Понаблюдав за ней немножко, Ее движенья можем повторить.
Припев: Раз, два, три — ну-ка, повтори! Раз, два, три — ну-ка, повтори! Три, четыре, пять — повтори опять! Три, четыре, пять — повтори опять!
Змея ползет лесной тропою, Как лента, по земле скользит, А мы движение такое Рукою можем вам изобразить.
Припев.
Весь день стоит в болоте цапля
И ловит клювом лягушат.
Не трудно так стоять ни капли
Для нас, для тренированных ребят.
Припев.
Живет на свете очень много
Мартышек, кошек, птиц и змей.
Но, человек, ты друг природы
И должен знать повадки всех зверей.
Припев.
Результат: инсценировка по тексту.
ИГРА «КРЫЛАТЫЙ, МОХНАТЫЙ И МАСЛЕННЫЙ»
(Театр на руке – варежковый, можно использовать для обыгрывания сюжеты других сказок)
Цель: Развивать творческие способности детей.
развивать внимание и образную память.
Атрибуты: Сшитые из варежки воробей, мышь, блин и лиса; декорации в доме, в лесу.
Предварительная работа: Чтение русской народной сказки, разучивание слов героев и слов автора.
Игровые правила: Играет 5 детей. Поиграв один раз, дети могут поменяться ролями. Очередность выступления определяют самостоятельно.
Игровые действия: Действие сказки начинается в доме, потом действие продолжается в лесу и заканчивается снова в доме у главных героев.
Результат: Инсценировка сказки.
ИГРА «ВЕСЕЛЫЙ СТАРИЧОК-ЛЕСОВИЧОК»
Цель: учить пользоваться разными интонациями.
Воспитатель читает стихотворение, Старичок-Лесовичок произносит свои слова по тексту с разной интонацией, дети повторяют.
Воспитатель: Жил в лесу старичок маленького роста
И смеялся старичок чрезвычайно просто:
Старичок-Лесовичок:
Ха-ха-ха да хе-хе-хе,
Хи-хи-хи да бух-бух-бух
! Бу-бу-буда бе-бе-бе,
Динь-динь-динь да трюх-трюх!
Воспитатель:
Раз, увидя паука, страшно испугался,
Но, схватившись за бока, громко рассмеялся:
Старичок-Лесовичок:
Хи-хи-хи да ха-ха-ха,
Хо-хо-хода гуль-гуль-гуль!
fb-го-го да буль-буль-буль.’
Воспитатель:
А увидя стрекозу, страшно рассердился,
Но от смеха на траву так и повалился:
Старичок-Лесовичок:
Гы-гы-гы да гу-гу-гу,
fb-ro-ro да бах-бах-бах!
Ой, ребята, не могу!
Ой, ребята, ах-ах-ах!
(Д.Хармс) Игра проводится несколько раз.
ИГРА «ЗАГАДКИ БЕЗ СЛОВ»
Цель: развивать выразительность мимики и жестов.
Воспитатель созывает детей:
Сяду рядышком на лавку,
С вами вместе посижу.
Загадаю вам загадки,
Кто смышленей — погляжу.
Воспитатель вместе с первой подгруппой детей садятся на модули и рассматривают иллюстрации к загадкам без слов. Дети выбирают картинки, которые могут загадать, не произнося ни слова. Вторая подгруппа в это время располагается в другой части зала.
Дети первой подгруппы без слов, с помощью мимики и жестов изображают, например: ветер, море, ручеек, чайник (если сложно, то: кошку, лающую собаку, мышь и т.д.). Дети второй подгруппы отгадывают. Затем загадывает вторая подгруппа, а отгадывает — первая.
ИГРА «ПОДБЕРИ РИФМУ»
Цель: развивать чувство рифмы.
Волшебник задает рифмы по очереди :
Кочка — бочка, строчка, дочка, точка…
Картошка — матрешка, морошка, кошка…
Печь — меч, течь, лечь…
Лягушка — квакушка, подружка, кружка…
Зайчик — пальчик, мальчик…
Мышь — тишь, камыш, шуршишь…
Кошка — мошка, блошка, плошка…
Крючок — сучок, бачок, молчок, пятачок…
Снежинка — пушинка, пружинка…
ИГРА «РАССКАЖИ СТИХИ РУКАМИ»
Цель: побуждать детей к импровизации.
Воспитатель читает стихотворение, дети имитируют движения по тексту:
Кот играет на баяне,
Киска — та на барабане,
Ну, а Зайка на трубе
Поиграть спешит тебе.
Если станешь помогать,
Будем вместе мы играть. (Л.П.Савина.)
Дети имитируют игру на различных музыкальных инструментах. Возможно использование грамзаписи русской плясовой.
ИГРА «ДОСКАЖЕМ ТО, ЧТО НЕ ПРИДУМАЛ АВТОР»
Цели: развивать диалогическую и монологическую речь детей;
воспитывать коммуникативные качества;
Воспитатель предлагает детям вспомнить сказку К.И.Чуковского «Муха-Цокотуха».
Начинает воспитател ь:
Муха, Муха-Цокотуха,
Дети хором произносят слова сказки:
Позолоченное брюхо.
Муха по полю пошла,
Муха денежку нашла…
— Давайте представим ситуацию, в которой оказалась Муха.
Дети по желанию разыгрывают мини-сценку, придумывая слова. Вариаций может быть очень много. Например:
— Ой, посмотрите, я нашла денежку, какое счастье. Я пойду на базар и куплю… нет, лучше самовар! Я приглашу друзей, мы устроим праздник…
Или:
— Что это? Денежка? Интересно, кто ее мог здесь обронить? Может, медведь шел по дороге на базар и уронил? А может, заяц или лиса. Ну, всё равно. Я денежку никому не отдам! Эта денежка моя, потому что я её нашла. Что бы мне купить?
ИГРА С ВООБРАЖАЕМЫМ ОБЪЕКТОМ
Цель: формировать навыки работы с воображаемыми предметами;
воспитывать гуманное отношение к животным.
Дети в кругу. Воспитатель складывает ладони перед собой: Ребята, посмотрите, у меня в руках маленький котенок. Он совсем слабый и беспомощный. Я каждому из вас дам его подержать, а вы его погладьте, приласкайте, только осторожно и скажите ему добрые слова.
Воспитатель передает воображаемого котенка. Наводящими вопросами помогает детям найти нужные слова и движения.
ИГРЫ НА МЫШЕЧНОЕ НАПРЯЖЕНИЕ И РАССЛАБЛЕНИЕ
«Деревянные и тряпичные куклы»
При изображении деревянных кукол напрягаются мышцы ног, корпуса, опущенных вдоль корпуса рук. Делаются резкие повороты всего тела вправо и влево, сохраняется неподвижность шеи, рук, плеч; ступни крепко и неподвижно стоят на полу.
Подражая тряпичным куклам, необходимо снять излишнее напряжение в плечах и корпусе; руки висят пассивно.
В этом положении нужно короткими толчками поворачивать тело то вправо, то влево; при этом руки взлетают и обвиваются вокруг корпуса, голова поворачивается, ноги также поворачиваются, хотя ступни остаются на месте. Движения исполняются по нескольку раз подряд, то в одной, то в другой форме.
«Цветочек»
Потянуться вверх, напрягая до кончиков пальцев весь корпус («цветочек встречает солнышко»). Затем последовательно уронить кисти («спряталось солнышко, головка цветочка поникла»), согнуть руки в локтях («стебелек сломался»), освободив от напряжения мышцы спины, шеи и плеч, позволить корпусу, голове и рукам пассивно «упасть» вперед и слегка согнуть колени («завял цветочек»).
«Веревочки»
Слегка наклониться вперед, подняв руки в стороны и затем уронив их. Повиснув, они пассивно покачиваются, пока не остановятся. Активно раскачивать руками после падения не следует. Можно подсказать игровой образ: ронять руки, как веревочки.
«Стряхнуть воду с платочков»
Руки согнуть в локтях, кисти свисают ладонью вниз. Движением предплечья несколько раз подряд сбросить их вниз пассивно. Перед этим движением полезно сжать кисти в кулаки, чтобы яснее почувствовать разницу в напряженном и расслабленном состоянии мышц.
«Незнайка»
Поднять плечи как можно выше, затем дать им свободно опуститься в нормальное положение (сбросить их).
«Крылья самолета и мягкая подушка»
Поднять руки в стороны, до предела выпрямив все суставы, напрячь все мышцы от плеча до концов пальцев (изображая крылья самолета). Затем, не опуская рук, ослабить напряжение, давая плечам слегка опуститься, а локтям, кистям и пальцам — пассивно согнуться. Руки как бы ложатся на мягкую подушку.
«Мельница»
Свободное круговое движение рук, описывающих большие круги вперед и вверх. Движение маховое: после быстрого, энергичного толчка руки и плечи освобождаются от всякого напряжения, описав круг, свободно падают. Движение выполняется непрерывно, несколько раз подряд, в довольно быстром темпе (руки летают, как «не свои»). Необходимо следить, чтобы в плечах не возникло зажимов, при которых сразу нарушается правильное круговое движение и появляется угловатость.
«Маятник»
Перенесение тяжести тела с пяток на носки и обратно. Руки опущены вниз и прижаты к корпусу. Тяжесть тела переносится медленно вперед на переднюю часть ступни и на пальцы; пятки от пола не отделяют; все тело слегка наклоняется вперед, корпус при этом не сгибается. Затем тяжесть тела так же переносится на пятки. Носки от пола не отделяются. Перенесение тяжести тела возможно и в другом варианте: с ноги на ногу из стороны в сторону. Движение осуществляется на расставленных ногах, рука правая и левая прижаты к корпусу. Раскачивание с ноги на ногу медленное, без отрыва от пола.
«Паровозики»
Круговые движения плечами. Руки согнуты в локтях, пальцы собраны в кулачок. Непрерывное неторопливое круговое движение плечами вверх-назад — вниз-вперед. Локти от корпуса не отводятся. Амплитуда во всех направлениях должна быть максимальной. При отклонении плеч назад напряжение усиливается, локти сближаются, голова отклоняется назад. Упражнение выполняется несколько раз без остановки. Желательно, чтобы движение плеч начиналось вверх и назад, а не вперед т.е. расширяя, а не сужая грудную клетку.
«Кошка выпускает когти»
Постепенное выпрямление и сгибание пальцев и кистей рук. Руки согнуть в локтях, ладони вниз, кисти сжать в кулачки и отогнуть вверх. Постепенно с усилием выпрямлять все пальцы вверх и разводить их до предела в стороны («кошка выпускает когти»). Затем без остановки согнуть кисти вниз, одновременно сжимая пальцы в кулачок («кошка спрятала когти»), и, наконец, вернуться в исходное положение. Движение повторяется несколько раз безостановочно и плавно, но с большим напряжением. Позднее в упражнение следует включить движение всей руки — то сгибая ее в локтях и приводя кисть к плечам, то выпрямляя всю руку («кошка загребает лапками»).
«Великаны и гномы»
Положив руки на пояс, встать пяточками вместе, носочки отведя в стороны. Не спеша подняться на полупальцы, продолжая держать пятки вместе. После короткой паузы опуститься на всю ступню, не перенося тяжесть на пятки.