Автор: Евгения Николаевна Гурылёва
Муниципальное Бюджетное Дошкольное Образовательное Учреждение
«Детский сад № 214 «Малышок» города Нижнего Новгорода
Конспекты занятий
по формированию по формированию нравственных взаимоотношений
у детей старшего дошкольного возраста
Нижний Новгород
2022
Автор-составитель: Гурылёва Евгения Николаевна, воспитатель МБДОУ «Детский сад № 214 «Малышок» города Нижнего Новгорода
Представленные конспекты занятий разработаны с целью формирования нравственных взаимоотношений воспитанников старшего дошкольного возраста. Предлагаемый методический материал рекомендован для педагогов дошкольных образовательных организаций.
Содержание
Конспект занятия в старшей группе «Путешествие в страну Вежливости» |
4 |
|
2. |
Конспект занятия в старшей группе «В гостях у феи Доброты» |
10 |
3. |
Конспект занятия в старшей группе «В странах Доброландия и Злосландия» |
14 |
Конспект занятия в старшей группе
«Путешествие в страну Вежливости»
Цель: создание условий для формирования нравственных взаимоотношений детей через воспитание взаимной доброжелательности и отзывчивости.
Задачи:
1. развивать умение детей анализировать свои поступки; поступки товарищей, сравнивать их с общепринятыми нормами поведения;
2. направлять сознание, чувства и действия детей на совершение положительных поступков;
3. закреплять в речи детей употребление этикетных форм приветствия, прощания, благодарности;
4. воспитывать доброжелательность, чуткость и отзывчивость, вежливость и дружеские отношения между детьми и взрослыми
Оборудование: «телеграмма»; маски «грубости, злости и радости»; три нарисованные стрелки; иллюстрации к игре «Как бы ты поступил?»; модель «Сухое дерево»; искусственные листочки; бумажные лепестки к «цветку вежливости»; кукла Фея Вежливости; коробка; грамзапись голоса королевы Грубости
Предварительная работа: Словесная игра «Вежливые слова», беседа «Какого человека можно назвать вежливым?», чтение книги В. Осеевой «Волшебное слово»
Ход занятия
1. Вступительная беседа
Воспитатель. Дети, скажите, пожалуйста, какого человека можно назвать вежливым? воспитанным? (Ответы детей). А вы знаете, что словом можно рассмешить, огорчить, обидеть человека. Когда человек огорчен или обижен, то ему очень трудно справиться с плохим настроением, а добрым словом можно утешить. Мы с вами сегодня отправимся в страну Вежливости и проверим, можно ли нас с вами назвать вежливыми и воспитанными? Ой, ребята, я совсем забыла, нам утром как раз пришла телеграмма от Феи Вежливости. Давайте ее почтем:
«Дорогие ребята! Меня захватила в плен злая Королева Грубости. Помогите мне, пожалуйста, выручите меня из беды.
Ваша Фея Вежливости.»
Воспитатель. Что же будем делать? (Ответы детей). Значит, решили освободить Фею Вежливости, а трудностей вы не боитесь? Тогда не будем терять ни минуты, отправляемся в путь!
(Звучит песня «Если с другом вышел в путь…», педагог вместе с детьми идут в другой конец зала)
Воспитатель. Ребята, вот мы и пришли в царство Королевы Грубости.
Звучит голос в аудиозаписи: «Я, Королева Грубости, и вы попали в мое царство. Я захватила в плен Фею Вежливости. Теперь все люди будут грубыми, злыми, невежливыми. Но вы сможете ее освободить, если вы полните мои задания.
Воспитатель. Ребята, вы не испугались? Вы хотите, чтобы все люди были грубыми, злыми, невоспитанными? Нет. Тогда будем выполнять задания.
2. Игровая ситуация «Выбери маску»
— Ребята, посмотрите на эти маски и выберите ту, которая больше подходит к Королеве Грубости, вы ее не видели, но голос слышали.
— Что изображает эта маска? (злость)
— А какая маска подходит к Фее Вежливости?
— Что изображает эта маска? (радость)
— Молодцы – это задание вы выполнили правильно.
Маску Королевы Грубости мы оставим здесь, маску Феи Вежливости возьмем с собой.
3. Игровая ситуация «Выбери правильный путь» (3 стрелки)
— Чтобы выручить Фею Вежливости нужно выбрать правильный путь.
— Если прямо пойдешь — встретишь старушку, которой нужно помочь.
— Налево пойдешь — грубить и драться ты начнешь
— Направо пойдешь — найдешь игрушку, о которой давно мечтал.
— Дети, какой путь вы выберете?
— Я согласна с вами, я бы тоже выбрала этот путь.
4. Игра «Как бы ты поступил? (по сюжетным картинам)
— Что случилось со старушкой?
— Чем можно помочь старушке?
— Как бы вы поступили, если шли мимо?
— Почему мальчик спрятал мороженое?
— Как бы вы поступили на его месте?
— Что чувствовал мальчик, когда друг предложил ему конфету?
( стыдно)
— Почему у мальчика грустные глаза?
— О чем он мечтает?
— Вы бы помогли ему? Как?
— Что делают дети на цветочной поляне?
— Кому из них нужно сказать: « Если все сорвать цветы, не будет в мире
красоты».
— Какое правило, вы знаете?
— Дети, я рада, что во всех случаях вы поступили бы правильно. Мне кажется, что и это задание вы выполнили правильно. Пойдемте дальше.
5. Модель «Заколдованное дерево»
— Ребята, посмотрите какое деревце. Мне, кажется, его заколдовала злая Королева Грубости. Оно погибает, сохнет. Как вы думаете, какое у него настроение? (грустное, печальное)
Что у дерева болит?
Очень жалобно скрипит…
Не веселое оно,
Разве, это все равно?
Надо бы узнать верней,
Что случилось у корней,
Веток, листьев и коры?
Будьте к дереву добры!
— Дети, можно ли ему помочь? У меня есть зеленые листочки, они волшебные. Каждый, кто возьмет их в руки, сразу придумает хорошее дело, которое можно сделать для деревца. (полить, окопать, обрезать сухие больные ветки, замазать раны, завалить корни и ствол снегом, зимой повесить кормушки, побелить ствол…)
— Посмотрите, как оно зазеленело, на нем выросло много листочков от добрых ваших пожеланий. Сухое дерево от вашей заботы и доброты стало «счастливым». Мы должны проявлять заботу и доброту не только к людям, но и к природе. Давайте подарим ему стихотворение «Счастливое деревце» поэта В. Мусатова:
Шумит все лето деревце зеленою листвой
И, пожелтев, разденется осеннею порой.
Мороз не страшен деревцу, к стволу присыпан снег
В нем деревце согреется, он дереву как мех.
Весной побелкой светится, окопано вокруг…
Растет счастливым деревце, у деревца есть друг
— Какое сейчас настроение у деревца?
Оно благодарит вас за помощь. А нам пора отправляться дальше.
6. Дидактическая игра «Цветик-семицветик»
— Дети, мы пришли с вами на полянку. Как вы думаете, чего не хватает на этой полянке? Чтобы украсило эту поляну? – (цветы)
— Вот видите, в королевстве Грубости даже цветы не растут. Нам надо постараться оживить полянку. Наше следующее задание такое: если мы сможем выложить красивый цветок вежливости, то королева Грубости освободит Фею Вежливости.
— Посмотрите здесь лепестки разного цвета выберите по цвету те лепестки, которые больше всего подойдут к цветку вежливости. Почему?
— Выбрали, а сейчас давайте попробуем выложить цветок. У вас получился очень красивый цветок вежливости – «цветик – семицветик». А чтобы он никогда не завял, мы должны вспомнить, какие пословицы и поговорки знаем о вежливости.
Звучат примерные ответы:
— Вежливости открываются все двери.
— Ласковое слово и кошке приятно.
— Доброе слово лечит, а злое калечит.
— Плохое слово, что грязная вода.
— Ласковым словом и мед растопишь.
— Доброе дело делай смело.
— Ребята, мы с вами выполнили все задания. Посмотрите, каким стало королевство. Здесь цветут волшебные цветы, зеленеют деревья, совершаются только добрые дела и поступки.
Звучит голос: Да, вы выполнили все мои задания. Получайте свою Фею Вежливости! (Появление куклы – Феи Вежливости).
7. Рефлексия
Воспитатель. Ребята, Фея Вежливости благодарит вас за то, что вы ее выручили. Не испугались трудного путешествия, справились со всеми заданиями. Только воспитанные и вежливые дети смогли победить грубость. А Фея Вежливости приготовила для вас сюрприз. Она дарит вам вот такую красивую коробочку. Но открыть ее можно только с помощью волшебных слов. Какие волшебные слова вы знаете? (Ответы детей, после чего коробочка открывается, и дети достают из коробочки сердечки, приготовленные в подарок для каждого ребёнка).
— Давайте поблагодарим Фею Вежливости, попрощаемся с ней. И нам пора возвращаться в детский сад:
То жара на планете, то вьюга
Только вместе нас не испугать
Мы поближе узнаем друг друга
И друг друга начнем уважать.
Как бы ни было нам туго
Нужно вежливость не растерять
Мы окажем друг другу внимание
И друг друга сумеем понять!
Конспект занятия в старшей группе
«В гостях у феи Доброты»
Цель: создание условий для формирования нравственных взаимоотношений детей через развитие способности чувствовать и понимать других людей, формирования привычки вежливого обращения со сверстниками.
Задачи:
1. продолжать формировать у детей нравственные понятия, такие как доброта, взаимопомощь;
2. развивать адекватную оценочную деятельность, направленную на аналог собственного поведения и поступков окружающих людей;
3. воспитывать взаимоуважение, вежливое обращение, способность чувствовать, понимать себя и другого человека, работать над выработкой положительных черт характера;
4. развивать восприятие, через тактильное ощущение
Оборудование: аудиозаписи песни И. Николаева, И. Резника «Маленькая страна» и русской народной песни «Барыня»; конфетные коробочки, наполненные песком и морские ракушки
Ход занятия:
1. Встреча с феей Доброты
Под музыку «Маленькая страна» дети заходят в зал, их встречает фея Доброты:
В нашей сказке всё возможно,
Здесь и тихо и тревожно,
То таинственно, то важно,
То волшебно, то отважно,
В спальне сон на мягких лапах,
В кухне здесь волшебный запах
Птицы, дети и цветы
Дружат с феей Доброты!
Здравствуйте, ребята – я фея Доброты, люблю творить добро, от этого на сердце становится светло.
Что такое доброта?
Это вместе ты и я,
Доброта – это улыбка,
Доброта — это успех.
Доброта — это здоровье,
Доброта — веселый смех!
Фея: Давайте ребята, порадуемся друг другу и построим пирамиду из наших ладоней (педагог первым протягивает свои ладони в центр круга, дети по очереди кладут свои руки поверх уже лежащих. Когда последний ребёнок опускает свои ладони на вершину – пирамида рассыпается).
— Что вы чувствовали, когда на ваши ладони опускались ладони друзей?
— Нравились ли вам эти ощущения? (Ответы детей.)
Фея: В моем царстве живут только добрые, веселые люди…(Внезапно звучит громкая тревожная музыка, дети импровизируют испуг.) В моей стране не может быть такой музыки. Что случилось?
2. Встреча с Антошкой
(Появляется мальчик Антошка).
Фея: Здравствуй, мальчик. Ты кто?
Антошка: Антоха.
Фея: Поздоровайся с гостями, с ребятами.
Антошка: Не обязательно.
Фея: Почему ты такой неопрятный и невоспитанный?
Антошка: Да так пойдет.
Фея: Ребята, а вы бы хотели быть похожими на такого мальчика? (Нет.) Тогда расскажите Антошке, каким должен быть человек. (Воспитанным, опрятным, добрым, аккуратным, веселым).
Антошка: А вы поможете мне стать таким?
Фея: Ну что ж, сейчас тебе ребята помогут.
3. Игра «Не ошибись, пожалуйста»
Фея: Добрый человек в своей речи часто использует «волшебные» слова, как вы думаете, какие это слова? (Пожалуйста, спасибо, простите, добрый день, здравствуйте.)
Фея: Сейчас мы поиграем в игру «Не ошибись, пожалуйста», я буду просить вас исполнить задание, выполнять его нужно только тогда, когда я скажу «волшебное слово».
· Встаньте, пожалуйста.
· Поднимите руки.
· Будьте добры, похлопайте в ладоши.
· Потопайте ногами.
· Попрыгайте, пожалуйста.
· Поднимите руки вверх.
· Будьте любезны, улыбнитесь.
· Пожалуйста, закончите мои предложения волшебными словами:
Растает даже ледяная глыба от слова тёплого … (спасибо).
Зазеленеет старый пень от слов приятных … (добрый день).
Если больше есть не в силах, скажем мы… (спасибо).
Когда бранят за шалости, говорим… (простите, пожалуйста).
Антошка: Какие вы молодцы, как хорошо, что вы столько знаете. Я многое понял. (Поправляется, заправляет рубашку.) Я обещаю, ребята, что буду теперь говорить всем волшебные слова, делать добро и ходить опрятным. Вы мне ребята так понравились, вы такие веселые, подарите мне свою улыбку. (Дети улыбаются.)
Фея: Как же нам тебе её подарить? Ведь дети не могут оставаться без своих улыбок. Ребята, а давайте выложим для Антошки улыбку из ракушек, чтобы она напоминала о нас. (Конструирование на песке: выкладывание рисунка улыбки с помощью морских ракушек.)
Звучит спокойная музыка. После окончания работ, дети дарят их Антошке.
4. Заключительная часть занятия
Антошка: Спасибо, дорогие дети. Предлагаю на прощанье веселый танец. (Под веселую плясовую музыку дети исполняют танец с Антошкой).
Антошка: Большое спасибо, ребята, до свидания.
Фея: Ребята, вам понравилось в гостях. Что вам больше всего запомнилось в моем царстве?
Фея: Мне тоже вы понравились, такие веселые, добрые. Вам пора отправляться в свой детский сад, меня не забывайте, я буду рада видеть вас вновь. До свиданья, друзья. Счастливого пути!
(Дети прощаясь, уходят из зала под спокойную музыку.)
Конспект занятия в старшей группе
«В странах Доброландия и Злосландия»
Цель: создание условий для развития нравственных взаимоотношений дошкольников.
Задачи:
1. обучающая: формировать умение различать, правильно выражать, адекватно реагировать на эмоции удовольствия и радости, злости;
2. развивающая: развивать пантомимическую выразительность, невербальные средства общения, воображение, умение расслабляться;
3. воспитательная: воспитывать негативное отношение к капризам и упрямству, агрессивному поведению
Предварительная работа: проведение этических бесед на темы:
«Совершаем добрые поступки», «Как и чем можно порадовать близких», «Не будь жадным», «Вместе не грузно, а врозь — хоть брось», « Терпение и труд все перетрут»; проведены игровые упражнения: «Закончи предложение», «Составь букет для мамы», «Кто больше знает вежливых слов», «Фея», «Настоящий друг в нашей группе», «Цветок дружбы»; организовано чтение художественной литературы: чтение рассказов Осеевой В. «Печенье», «Волшебное слово»
Методические приемы: игровые упражнения, инсценирование сказки, пантомима, психогимнастика, релаксация
Оборудование: музыкальные произведения «Улыбка» (муз. В. Шаинского, сл. М. Пляцковского), «Золотые капельки» (П. Христова), кукла волшебник, коврики, подушечки, рисунки героев сказок (Карабас Барабас, злые, добрые кошки, лошадка, волк)
Ход занятия
Воспитатель: Ребята, давайте встанем в наш круг дружбы и радости, который поможет оказаться нам в новой необычной стране. Но что это за страна, я пока не скажу. Нам нужно подготовиться к путешествию. Сейчас посмотрите друг на друга и нежно, ласково улыбнитесь. Как приятно, как тепло сразу стало от ваших улыбок! Теперь погладьте друг друга по голове ласково, чтобы было приятно, внимательно посмотрите друг на друга. Что нового вы увидели в товарище? Как много нам дарит добрый взгляд! От него становится даже светлее вокруг. Для того, чтобы нам стало еще приятнее, давайте споем нашу любимую песню «Улыбка» (муз. В. Шаинского, сл. М. Пляцковского).
Дети, взявшись за руки и покачиваясь, поют один куплет песни:
От улыбки хмурый день светлей.
От улыбки в небе радуга проснется.
Поделись улыбкой ты своей
И она к тебе не раз еще вернется…
— Действительно, как-то стало светлее после наших улыбок! Солнышко нас услышало, и пошел теплый золотой дождь! Идет дождь и светит солнце!
Этюд «Золотые капельки» (эмоции удовольствия и радости)
Воспитатель. Идет теплый дождь. Пляшут пузырьки в лужах. Давайте подставим лицо под золотые капельки. Какое удовольствие подставить лицо под капли теплого дождя!
Звучит музыкальное произведение П. Христова «Золотые капельки». Дети выполняют движения: голова запрокинута, рот полуоткрыт, глаза закрыты, мышцы лица расслаблены, плечи опущены.
— Порадуйтесь, попрыгайте по лужицам. Прошла мимо тучка, закончился дождик. Подставьте лицо и ладошки солнышку. Солнышко протянуло нам свои лучики, возьмитесь за них, закройте глазки. Они перенесут нас в сказочную страну Доброландию, в которой все жители добрые.
Воспитатель включает музыку или звенит колокольчиком.
— Все откройте глазки. Посмотрите, мы попали в сказочную страну, и у меня в руках оказалась книга. Ее дал добрый волшебник из страны Доброландии. (Показывает куклу волшебника на руке и книгу.) В этой книге много сказок. Сейчас я вам прочитаю сказку про одну лошадку. Садитесь на ковер в кружок (на стульчики) и внимательно слушайте.
Игра-сказка «Брыкающаяся лошадка» (упрямство, капризы)
Воспитатель: Жила-была лошадка, которая очень любила брыкаться и капризничать. Ей мама говорит:
· Покушай, доченька, травки свеженькой.
· Не хочу, не буду, — кричит лошадка и брыкается копытцами. Папа уговаривает лошадку:
· Погуляй, поиграй на солнышке.
· Не хочу, не пойду! — отвечает лошадка и опять брыкается. Не смогли уговорить мама с папой свою упрямую доченьку,
оставили ее дома, а сами ушли по делам.
Лошадка подумала, подумала и пошла гулять одна. А навстречу ей хитрый серый волк. Говорит волк лошадке:
· Не уходи, лошадка, далеко в лес, ты еще маленькая. Лошадка опять упрямится:
· Я не маленькая, куда хочу, туда и хожу!
А волку этого и надо было. Подождал он пока лошадка в самую чащу леса зайдет, и как набросится на нее сзади. Лошадка давай брыкаться. Сначала одним копытцем ударила сильно волка, затем другим. А потом двумя ножками вместе так стала брыкаться, что волк убежал, и никто его там больше не видел.
Лошадка перестала упрямиться и капризничать, выросла и теперь работает в цирке, брыкается копытами, подбрасывает высоко мячики над головой.
— А теперь я превращу вас в капризных и упрямых лошадок. Покажите, как лошадка упрямилась, как отбивалась от волка.
Дети разыгрывают сюжет сказки.
— Скажите, а чем могла бы закончиться сказка? Да, упрямую лошадку волк мог бы съесть. Красиво ли вела себя лошадка с родителями? Кто-нибудь узнал себя в упрямой лошадке? К чему могут привести упрямство и капризы? О чем хотел сказать нам волшебник страны Доброландии этой сказкой? Наверное, он хотел, чтобы мы были добрыми и послушными. В стране Доброландии все жители такие. А еще они все дружат и любят друг друга. Они печалятся, когда расстаются, и радуются, когда встречаются вновь.
Этюд «Встреча с другом» (эмоция радости)
Воспитатель: Я расскажу вам одну историю. У мальчика был друг. Настало лето, и им пришлось расстаться. Мальчик остался в городе, а друг уехал к бабушке в деревню. Очень скучали они друг по другу, даже письма писали. Прошел месяц. Один раз идет мальчик по улице и видит, как из троллейбуса на остановке выходит его друг. Окликнул мальчик друга. Как же они обрадовались друг другу! Стали обниматься, скакать от радости, кричать «ура!».
— Давайте разобьемся по парам и покажем, как мальчики встретились после долгой разлуки, как обрадовались.
Дети выполняют (2—3 раза).
— Мне понравилось, как вы изображали радость от встречи, вы, наверное, тоже так радуетесь, когда встречаете своих друзей.
Агрессия
Воспитатель: Ребята, рядом с Доброландией есть страна Злосландия. Как вы думаете, почему она так называется? Правильно, там живут злые герои сказок. Каких отрицательных персонажей сказок вы знаете?
Дети называют.
— Ребята, а я вспомнила Карабаса Барабаса из сказки «Золотой ключик». Какой он злой в сказке, как не любит актеров своего кукольного театра.
Этюд «Карабас Барабас»
Воспитатель: Карабас Барабас никого не любит. Он злобно смотрит на всех. Держит в руках плетку. Покажите злого Карабаса Барабаса. Брови у него нахмурены, губы сомкнуты, ногой топает, руки сжал в кулаки.
Дети показывают.
— Вот какой он злой! Мы таких не любим. Поэтому он и был наказан в сказке «Золотой ключик». Зло в сказках всегда бывает наказано, а добро побеждает.
Игра «Злые-добрые кошки» (снятие общей агрессии)
Воспитатель: Еще в стране Злосландии живут злые кошки. Сейчас мы их покажем. Встаньте, образовав большой круг. В центре я положу обруч — это волшебный круг, в котором будут совершаться превращения.
— Сначала злобную кошку будет показывать Максим. Вставай в круг. Когда я позвоню в колокольчик, ты превратишься в злобную кошку, будешь шипеть, царапаться, бросаться. Но из волшебного круга выходить нельзя. А остальные со мной вместе будут поддерживать злую кошку: «Сильнее, сильнее, сильнее…».
— Когда я еще раз позвоню в колокольчик, кошка перестанет злиться и уступит место другой кошке, пока все не побывают в этой роли.
Дети выполняют.
— А теперь разбейтесь по парам и превратитесь в злобных кошек. Только есть одно очень строгое правило: вы не должны дотрагиваться друг до друга. Если вы нарушите правило, игра сразу прекратиться. Из кошек вышла вся злость. Я превращаю вас в добрых кошек. Поласкайте друг друга, как добрые кошки, помурлычьте, поурчите, улыбнитесь. Давайте все вместе скажем: «Не хотим быть злыми, как Карабас Барабас и кошки! Будем добрыми и дружными!»
Подвижная игра «Иголочка и ниточка»
Воспитатель: Давайте поиграем в игру «Иголочка и ниточка», в которой нужно крепко держаться за руки, чтобы ниточка не оборвалась.
Под быструю музыку дети бегают, меняя направление.
— Убежали мы из страны Злосландии. Устали в путешествии. Пора и отдохнуть перед возвращением в детский сад.
Релаксация
Воспитатель: Дети, берите свои коврики, подушечки и удобно ложитесь. (Включает релаксационную музыку.) Расслабили свои руки, ноги, все тело. Слушаем музыку и представляем, как мы сегодня путешествовали. Какие вы были дружные и добрые. Как вы выразительно показывали злых героев и превращались в добрых. Как вы с радостью встречали своих друзей. Какими вы были послушными. Сколько улыбок и тепла вы друг другу подарили.
Дети расслабляются под музыку не менее 2 минут.
Итог занятия
— Мне очень понравилось наше путешествие, а вам? Я хочу, чтобы вы оставались добрыми всегда. Закончим нашу встречу словами прощания:
Все ребята молодцы!
Все ребята — удальцы!
Помашем на прощание
И скажем: «До свидания!»