Автор: Янбарисова Расимя Шавкятовна
Классный час в начальной школе: «Друг в беде не бросит…»
Цель урока: воспитывать у детей человеколюбие, чувство доброты и сопереживания, внимания к окружающим.
Задачи урока:
— формировать представление о том, что для дружбы важны не физические ограничения, а душевные качества; что любой человек может быть полезен и интересен для других; что добрые поступки не зависят от того, здоров ли человек, который их совершает.
Форма работы обучающихся: групповое обсуждение, игра.
Перечень необходимого оборудования: аудиозапись песни «Настоящий друг» из мультфильма «Тимка и Димка» слова М.Пляцковского, музыка Б.Савельева, доска, мел, портреты ПонтрягинаЛ.С.
Ход урока.
Вводный этап -17 минут
1.Прослушивание песни «Настоящий верный друг» из мультфильма «Тимка и Димка».
2.Беседа о лучшем друге.
Детям предлагается рассказать о своем самом лучшем друге и ответить на вопросы: Какими качествами должен обладать друг? Может ли ваш друг прийти на помощь?
Педагог записывает качества, называемые детьми на доске (добрый, внимательный, заботливый, чуткий, ответственный, надежный, весёлый, смелый, тактичный…)
3. Игра : «Необитаемый остров».
Дети делятся на команды по 5-7 человек в каждой.
Инструкция: «Корабль потерпел крушение и каждая команда попала на отдельный остров, расположенный далеко друг от друга.
Команде нужно прожить неделю , используя каждого человека, включая каждого человека, включая того персонажа, которого я по секрету дам каждой команде( это будет человек, который не видит , либо человек, который не слышит, либо не ходит, либо не говорит). Вам нужно придумать, чем может быть полезен команде каждый персонаж «.
Команды рассказывают , что будет делать полезного каждый персонаж. Педагог делает акцент на роли человека с ограниченными возможностями в решении общей задачи. Учитель подводит детей к формулированию вывода: полезен может быть любой и добрые дела для всех может делать каждый, независимо от своих возможностей. Главное людям захотеть взять его в команду, подружиться с ним, и самому хотеть быть нужным для других.
Основной этап- 25 минут.
4.Прослушивание рассказа «В одной московской школе перестал ходить на занятия мальчик…» о жизни Льва Семёновича Понтрягина
Рассказ.
В одной московской школе перестал ходить на занятия мальчик. Неделю не ходит, две… Телефона у Лёвы не было, и одноклассники, по совету учительницы, решили сходить к нему домой. Дверь открыла Лёвина мама. Лицо у нее было очень грустное.
Ребята поздоровались и Робко спросили:
— Почему Лёва не ходит в школу?
Мама печально ответила:
— Он больше не будет учиться с вами. ему сделали операцию, Неудачно. Лёва ослеп и сам ходить не может…
Ребята помолчали, переглянулись, и тут кто-то из них предложил:
-А мы его по очереди в школу водить будем.
— И домой провожать.
— И уроки поможем делать. -перебивая друг друга. защебетали одноклассники.
У мамы на глаза навернулись слёзы. Она провела друзей в комнату. немного погодя, ощупывая путь рукой. к ним вышел Лёва с повязкой на глазах. ребята замерли. Только теперь они по -настоящему поняли, какое несчастье произошло и их другом. мальчик с трудом сказал:
— Здравствуйте.
И тут со всех сторон посыпалось:
— Я завтра зайду за тобой и провожу в школу.
-А я расскажу. что мы проходили по алгебре.
-А я по истории.
Лёва не знал, кого слушать, и только растерянно кивал головой. По лицу мамы гадом катились слёзы.
После ухода ребята составили план- кто, когда заходит. кто какие предметы объясняет. кто будет гулять с Лёвой и водить его в школу. В школе мальчик. который сидел с Лёвой за одной партой, тихонько рассказывал ему во время урока то , что учитель пишет на доске. А как замирал класс, когда Лёва отвечал! Как радовались его пятеркам. даже больше , чем своим!
Учился Лёва прекрасно. Лучше учиться стал и весь класс. Для того. чтобы объяснить уроку другу, попавшему в беду, нужно самому его знать. И ребята старались. Мало того, зимой они стали водить Лёву на каток. Мальчик очень любил классическую музыку, и одноклассники ходили с ним на симфонические концерты…
Школу Лёва окончил с золотой медалью. затем поступил в институт. И там нашлись друзья. которые стали его глазами. После института Лёва продолжал учиться и , в конце концов, стал всемирно известным математиком, академиком Понтрягиным. Не счесть людей. прозревших для добра.
Лев Семёнович Понтрягин(1908-1988)- советский математик. один из крупнейших математиков XX века, академик АН СССЗ, потерявший в 14 лет зрение.
Вот так настоящие друзья помогли мальчику Лёве выучиться и стать известным ученым.
После прослушивания рассказа педагог предлагает детям ответить на вопросы: Как вы думаете, заставлял кто-то ребят помогать другу? Какова главная мысль этого рассказа?
Заключительный этап 3 минуты
5. Подведение итогов.
Педагог подводит детей к формулированию вывода о том, что для настоящего друга не важно есть ли у его друга ограничение возможности здоровья или нет.
Домашнее задание: Читать сказку Валентина Катаева «Цветик-семицветик».