Классный час-тренинг на сплочение коллектива

Автор: Харитонова Вероника Анатольевна

Классный час — тренинг на сплочение коллектива

Цель: Сплочение коллектива и повышение самооценки детей.

Актуальность:  В сплоченном коллективе взаимопомощь – это залог успеха, без поддержки будут достигнута только маленькая цель, которую поставил каждый, но цель коллектива останется на нулевом уровне. Цель тренинга – это сплочение нашего  коллектива. Сплочение – это возможность для коллектива стать единым целым для достижений конкретных целей и задач. Ведь как хорошо когда тебя понимает и поддерживает твой товарищ, нужно уметь  услышать и помочь, когда необходима эта помощь, и понимать друг друга даже без слов. Сплоченный коллектив добивается многих вершин и побед.

Ход занятия

ПРОСМОТР ВИДЕО «ДРЕВНЯЯ ПРИТЧА»

Погружение. Поднимите руку те, у кого сейчас хорошее настроение, поднимите руку те, у кого сейчас плохое настроение. Поднимите руку те, кто знает, что мы сейчас будем делать. Поднимите руку те, у кого в группе есть друзья. В тренинге есть одно важное условие: задание засчитывается, если его выполнили все участники. Важно не кто лучше или быстрее, а чтобы сделали все.

 

Упражнение «Ведро мусора»

 

Цель: освобождение от негативных чувств и эмоций.

Материалы: листы бумаги, ручки, ведро для «мусора».

Посреди комнаты ведущий ставит символическое ведро для мусора. Участники имеют возможность поразмышлять, зачем человеку мусорное ведро и почему его нежно постоянно освобождать.

Представьте себе жизнь без такого ведра: когда мусор постепенно заполняет комнату, становится невозможно дышать, двигаться, люди начинают болеть. То же происходит и с чувствами – у каждого из нас накапливаются не всегда нужные деструктивные чувства, например, обида, страх. Я предлагаю всем выбросить в мусорное ведро старые ненужные обиды, гнев, страх.

Для этого на листе бумаги напишите ваши негативные чувства: «я обижаюсь на…», «я сержусь на…», и тому подобное.

После этого участники тренинга рвут свои листки на мелкие кусочки и выбрасывают их в ведро, где они все перемешиваются и убираются.

 

 

Сегодня на тренинге мы посмотрим, насколько вам удастся действовать вместе. Начинаем.

Упражнение «Строй». 

Вы можете легко и быстро построиться по росту. А я попрошу вас построиться по цвету волос: от самого светлого, до самого темного, но сделать это молча. Ребята, а сейчас я предлагаю вам немного поиграть, станьте по парам

 

Упражнение «Слепой и поводырь»

Это очень хорошее упражнение для создания в группе атмосферы взаимного доверия.

Инструкция. Разбейтесь на пары. Тот, кто стоит слева, закрывает глаза — он будет «слепым». Второй партнер станет «поводырем». Поводырь берет слепого за руку и медленно ведет его через комнату. У поводыря необычная задача — он отвечает не только за себя самого, но и за партнера, он должен настроиться на это новое состояние. Выберите себе темп таким образом, чтобы слепой начал чувствовать себя все увереннее. Пожалуйста, не разговаривайте друг с другом, используйте другие способы общения (2–3 мин).
Поменяйтесь ролями.
По окончании — обсуждение: не было ли участникам страшно, уверенно ли они себя чувствовали, насколько они могли доверять друг другу, насколько принимали на себя ответственность за безопасность другого.

(на слайде правило помогать друг другу)

 

Садитесь на места

Ребята, как вы считаете, сколько у человека может быть настоящих друзей? (ответы детей)

На самом деле люди, которые говорят, что имеют много друзей, в трудной ситуации оставались либо с самим собой, либо с близкими родственниками. А люди, которые утверждают, что друзей у них мало (1-2 человека) всегда находят у них поддержку и понимание. Таким образом, можно сказать, что настоящих друзей всегда не так много. Но у любого человека обязательно должны быть не только друзья, но и приятели.

 

Упражнение «Без маски»

 

Вы знаете, что в дружбе очень важна честность. А знаете ли вы, что честным быть очень непросто? Часто хочется быть лучше, чем мы есть на самом деле. Вот в честности мы сейчас поупражняемся.

Упражнение направлено на снятие эмоциональной закрепощённости и формирование навыков искренних высказываний.

Каждый участник получает карточку, на которой написана фраза, не имеющая окончания. Без всякой предварительной подготовки надо продолжить и завершить фразу. Высказывание должно быть искренним.

Примерное содержание карточек:

«Иногда люди не понимают меня, потому что я…»

«Особенно мне нравится, когда люди, окружающие меня…»

«Чего мне иногда по-настоящему хочется, так это…»

«Верю, что я…»

«Думаю, что самое важное для меня…»

«Мне бывает стыдно, когда я…»

«Особенно меня раздражает, что я…»

«Мне нравится в себе…»

«Я никогда не соглашусь с…»

«Если я кого-то обижу, то…»

«Мое настроение очень зависит от…»

«Я очень сочувствую тем, кто…»

«Жизнь кажется мне тяжелой, когда…»

«Я люблю в людях…»

«Я хочу, чтобы у меня получилось…»

«Мне бывает грустно, когда…»

 

После того, когда все высказались, обобщить – честность в дружбе играет большую роль, если мы не будем честными, потеряем своих друзей, они просто отвернутся от нас.

 

Цель: группа прислушивается к интонациям, голосу, оценивает меру искренности. Если признано, что высказывание было искренним, то участник группы поднимает белую табличку. Если же группа признает, что оно было шаблонным, неискренним, участники поднимают черную табличку.

Упражнение «Связующая нить»

Все становятся в круг

Ребята, вы когда-нибудь слышали выражение – быть связанными с кем-то? Что это значит? Давайте мы с вами попробуем почувствовать, что это значит? Участники встают в круг. Первый участник, держа в руках клубок, представляется, называет свое увлечение и передает клубок следующему участнику. Каждый участник должен назвать свое имя и свое увлечение, обмотать нитью свою руку и передать клубок. И так по кругу. Когда клубок возвращается к первому участнику, все оказываются «связаны» одной нитью. Ребята, попробуйте отойти назад. Что произошло? (ответы детей: «Ниточка натянулась»). Получается вы одно целое. Вы видите, как нас объединяет эта нить? А что еще, кроме нити, объединяет вас? (ответы детей: «мы учимся в одной группе, сидим за одной партой…») (на слайде правило дружбы – сплоченность).

Упражнение «Камешки»

 

Ребята, а что означает слово «сотрудничать»? (ответы детей: «чтобы вместе делать сложное дело, которое одному не под силу»)

А теперь мы с вами попробуем почувствовать на себе, что значит сотрудничать. Выйти на середину класса и объединиться в пары.

Вы должны постараться удержать камешки пальцами, стоя друг напротив друга.

Сначала участники выполняют подготовительное задание: разбившись на пары, располагаются напротив друг друга на расстоянии 70 см и пытаются удержать два камешка, прижав их концы подушечками указательных пальцев. Дается задание: не выпуская камешки, двигать руками вверх-вниз, вперед-назад.

После подготовительного задания группа встает в свободный круг (расстояние между соседями 50-60 см). Соседи должны зажать камешки между подушечками указательных пальцев. Группа, не отпуская камешки, синхронно выполняет движения.

·        — поднять руки, опустить их;

·        — сделать шаг вперед, два шага назад, шаг вперед;

·        — наклониться вперед, назад, выпрямиться;

·        — присесть, встать.

Трудно ли было выполнять задание? Почему? Какие действия должен был выполнять каждый участник, чтобы камешки не падали (на слайде сотрудничество).

 

 

 «Психологическая загадка».

По описанию детям необходимо догадаться, какое качество характера человека загадал ведущий:

·        «Человек, умеющий жить мирно, дружно, без ссор». (Миролюбивый).

·        «Человек, умеющий сам выполнять свои обязанности» (Ответственный).

·        «Человек, любящий трудиться» (Трудолюбивый).

·        «Человек, который знает свои недостатки» (Самокритичный).

·        «Человек, всегда готовый помочь» (Отзывчивый)


Обобщение. Рефлексия тренинга:

Подведение итогов, развитие обобщающей рефлексии. Обсуждается примерный план подведения итогов конкретного дня методом пяти пальцев: М (мизинец) — мыслительный процесс: какие знания, я сегодня получил. Б (безымянный) — близость цели: что я сегодня сделал и чего достиг. С (средний) — состояние духа: каким было сегодня мое настроение. У (указательный) — услуга, помощь: чем я сегодня помог другим, чем порадовал или поспособствовал. Б (большой) — бодрость, физическая форма: каким было мое самочувствие (каждый пишет свое мнение на ватмане).

Обсуждаются различные высказывания, в которых хранится мудрость веков:

·        Не унывай! Унывающий обречен на неудачи.

·        Не бойся! Трус обречен на поражение.

·        Трудись! Другого пути к успеху не дано.

·        Думай! Думай до поступка, думай, совершив поступок, и ты научишься не совершать ошибок, накопишь опыт.

·        Не лги! И ты будешь иметь друзей.

×
×