Автор: Бурцева Алла Сергеевна
Цель: Расширение знаний обучающихся о профессиях.
Задачи:
1. Познакомить с понятием «профессия», обобщить знания о разнообразии и важности профессий
2. Формировать учебно-познавательные мотивы, интеллектуальные и творческие возможности учащихся.
3. Воспитывать уважение к труду, людям любой профессии.
1.Организационный момент.
(Улыбнитесь гостям и скажите слова приветствия: «Мы очень рады видеть вас!» )
2. Актуализация знаний. Формулирование темы.
— Сегодня у нас с вами необычный классный час. И хочу я обратиться к вам так: «Уважаемые врачи и учителя, нефтяники и поэты, спортсмены и космонавты, артисты и мореплаватели, строители и защитники Отечества.»
— Как вы думаете, ребята, а почему я сегодня вас так приветствую?
— Пройдут школьные годы, и именно вы построите уютные дома, сошьёте красивую и удобную одежду, испечёте самый вкусный в мире торт или первыми откроете новые звезды.
— Я думаю, вы уже догадались, о чём пойдет речь на нашем классном часе, но я предлагаю вам решить кроссворд и проверить свои предположения.
1) Скажи, кто так вкусно
Готовит щи капустные,
Пахучие котлеты,
Салаты, винегреты?
2) Кто в дни болезней всех полезней?
И лечит нас от всех болезней?
3) В доме 10 этажей,
В доме тысячи людей.
Кто построил этот дом,
Дом, в котором мы живем?
4) Ежедневно спозаранку
В руки он берёт баранку,
Крутит, вертит так и сяк,
Но не съест её никак?!
5) Мы учим детишек
Читать и писать,
Природу любить,
Стариков уважать?
6) С книжкой кто в руке – читатель.
Книги пишет кто?
7) Зарю поёт селу петух –
Коров на луг ведёт….
8) Хозяин книг и книжный лекарь.
Так кто же он?
9) В небе синем самолёт,
Управляет им …..
— Молодцы, ребята, сумели отгадать все загадки. А теперь давайте прочитаем слово, получившееся в выделенных клетках.
(В выделенных клетках получается слово «ПРОФЕССИИ»)
— И тема сегодняшнего занятия: «Мир профессий ».
А девизом станут слова: «Все профессии важны, все профессии нужны!»
— Я хочу предложить вам сегодня поговорить о том, какие бывают профессии, какую пользу каждая из них приносит людям. И может быть, о какой-нибудь профессия вы уже задумаетесь сегодня.
3. Беседа.
— Что же такое профессия ? Как вы думаете?
— Вот какие сведения даёт нам Толковый словарь:
«Профессия – это основное занятие человека. Профессия – это труд, которому человек посвящает всю свою жизнь».
— Послушайте сказочную историю «Генерал Гена».
Гусенок Гена мечтал стать генералом. Однажды оставшись дома один, он открыл гардероб, надел папин галстук и галоши, на голову – громадную шляпу из газеты, а под крыло вместо сабли сунул большой гвоздь. Глянул в зеркало – настоящий генерал получился!
— Может ли человек получить профессию сразу, без подготовки как наш герой, оделся генералом и пошёл командовать армией? Почему?
(Нет. Чтобы стать профессионалом своего дела, необходимо хорошо учиться, получить прочные знания, приобрести нужную профессию).
— Где же мы можем получить профессию? Куда пойти учиться после школы? — Да, оказывается, всему в жизни надо учиться. Сначала всем – в школе. Школа – это начало пути к вашей будущей профессии и подойти к учёбе нужно очень серьёзно и ответственно. И учиться придётся всю жизнь. Ведь если не учиться – вот что может получиться: взялся бы неуч дом строить – стена бы завалилась; пошёл бы в моряки – корабль бы на мель посадил; решил бы стать портным – людей бы насмешил: рукав – на спине, воротник – на животе. Учатся даже самые знающие люди на свете – профессора, академики, известные на весь мир ученые. Словом, учатся все от мала до велика, всё время, пополняя свои знания.
— А как вы думаете, сколько существует в мире разных профессий? Более 70 тысяч. И у каждого дела есть свой особый запах …
Джанни Родари «Чем пахнут ремесла?»
У каждого дела
Запах особый:
В булочной пахнет
Тестом и сдобой.
Мимо столярной
Идёшь мастерской, —
Стружкою пахнет
И свежей доской.
Пахнет маляр
Скипидаром и краской.
Пахнет стекольщик
Оконной замазкой.
Куртка шофёра
Пахнет бензином.
Блуза рабочего —
Маслом машинным.
Пахнет кондитер
Орехом мускатным.
Доктор в халате —
Лекарством приятным.
Рыхлой землёю,
Полем и лугом
Пахнет крестьянин,
Идущий за плугом.
Рыбой и морем
Пахнет рыбак.
Только безделье
Не пахнет никак.
Сколько ни душится
Лодырь богатый,
Очень неважно
Он пахнет, ребята!
– Можно ли назвать самую главную профессию в мире? (Нет, потому что, любая профессия важна)
— Все профессии нужны, все профессии важны!
— Для чего существуют профессии? Зачем люди посвящают свою жизнь определённому делу? (Приносить пользу)
4. Рассказ о профессиях «Бюро находок»
— Узнайте профессию человека, рассмотрев изображённые на слайде предметы.
1) Шприц, таблетки – врач.
— А чем интересна профессия врача? (Рассказ учащегося)
Ученик: Профессия врача очень важная и ответственная. От его работы зависит наше здоровье и жизнь. Врач должен много знать о строении человеческого тела и работе его внутренних органов, уметь разбираться в симптомах, а ведь болезней на свете очень много. А главное, настоящий врач должен быть добрым, жалеть своих больных пациентов и очень-очень стараться помогать им выздороветь.
— Как называют детского врача? (Педиатр)
— Зубного врача? (Стоматолог)
— Врач, который видит пациентов насквозь, – это… Кто? (Рентгенолог)
— А как называют врача, который лечит животных? (Ветеринар)
2) Кирпич — строитель, каменщик .
— Что вы знаете об этой профессии?
Ученик. С древнейших времен одной из самых нужных в нашем мире является профессия «Строитель». Для того чтобы хорошо жить, работать, учиться, людям нужна крыша над головой. И не только крыша, но еще и стены, окна, двери и многие другие вещи, которые делают для нас настоящие мастера, объединенные общей профессией «строитель»
Кто знает, как построить дом?
Чтоб было нам уютно в нём,
Чтобы он тёплым был и прочным.
Строитель это знает точно.
Он строит школы и больницы,
Многоэтажек вереницы.
Кирпич кладёт за кирпичом,
И вырастает новый дом.
3) Лётчик
Ученик. Лётчик – очень смелая профессия. Есть летчики, которые летают на пассажирских самолетах, есть те, которые летают на грузовых. А есть летчики, которые управляют маленькими самолетами: тушат пожары, рассыпают удобрения, доставляют полярникам еду и письма. Летчик должен поднять самолет вверх в воздух и в конце полета плавно посадить его на землю. Управлять такой махиной ему помогают приборы. В кабине с летчиком штурман, механик, стюардесса, а на земле – авиадиспетчер.
Лётчик водит самолёт,
Он отчаянный пилот.
Он в фуражке, в форме синей,
Человек отважный, сильный.
Он летает, словно птица,
Даже бури не боится.
Я хочу пилотом стать –
Буду небо защищать.
4) Инженер
Ученик. Очень нужная профессия и в городе, и на селе. Инженеры помогают ученым, врачам, шахтёрам, создавая новые аппараты, двигатели, насосы, станки и другую полезную технику. Инженеры знают о технике все: чем она болеет, чем ее лечить. Инженеры работают совместно с изобретателями. Изобретатель изобрел и нарисовал на бумаге, а инженер должен по этому рисунку все рассчитать и сделать чертеж. По этим чертежам рабочие соберут нужную машину по деталям. Испытатели эту машину испытают и доложат инженеру, что в ней хорошо, а что плохо, и он эти недостатки устранит.
Он рассчитывает точно,
Чтоб всё было крепко, прочно.
Без его расчёта
Развалится работа!
5) Журналист
Ученик. Одним из первых, к месту событий приезжает репортер. Действительно, профессия журналиста увлекательная, интересная, но очень трудная. Для того чтобы написать несколько строчек, журналисту приходится порой не спать, ехать в отдаленные точки нашей Родины, встречаться с опасностью. Журналисту необходимо умение не только писать статьи, но и слушать людей, слышать их проблемы, беды и радости, быть честным, трудолюбивым, надежным товарищем, профессионалом своего дела. Может быть, кто-то из вас, когда вырастет, тоже посвятит себя журналистской профессии, но для этого надо много и упорно трудиться.
Журналисту всё известно обо всём на свете:
Вот нашли следы воды на другой планете,
Вот проснулся вновь вулкан, вот упал подъёмный кран…
Журналист проверит факты, побывав на месте сам,
А потом, через газету, обо всём расскажет нам.
6) Спасатель.
Ученик. Профессия спасатель — это героическая работа, о которой мечтают многие молодые люди. Спасателей еще называют сотрудниками МЧС (Министерство Чрезвычайных ситуаций). Ежечасно мы узнаем о стихийных бедствиях, катастрофах, терактах, во время которых страдают люди. Спасатели всегда первыми приходят на помощь в любых ситуациях. Работа спасателя МЧС очень тяжелая, мужественная. Поэтому в этой профессии работают — отважные, исполнительные, дисциплинированные, выносливые и уверенные в себе люди, умеющие работать в команде, сочувствовать чужому горю.
Они придут на помощь нам,
Когда бушует океан,
Когда землетрясение,
Тайфун иль наводнение.
Рискуя, жизнью, нас спасут –
Такой у них опасный труд!
— Ребята, а кто знает телефон службы спасения? Служба спасения(112)
— Скажите, а что нужно, чтобы каждый день с радостью и удовольствием ходить на работу?
— Да для этого, прежде всего, нужно выбрать такую профессию, чтобы она приносила радость и нравилась тебе. Выбрать себе профессию по душе – дело не простое.
Да, профессий век не счесть
Присмотреться время есть,
Кем же вы хотите стать?
Любопытно всем узнать.
5. ФИЗКУЛЬТМИНУТКА
6. Блиц-викторина.
— А сейчас для вас блиц-викторина. Вспомните профессии героев литературных произведений.
-Кем был Печкин – персонаж произведения Э.Успенского «Трое из Простоквашино»? (почтальон)
-Кем был старик из сказки о золотой рыбке А.С.Пушкина? (рыбак)
-Профессия Джузеппе из сказки А.Толстого «Золотой ключик. (столяр)
-Кем были грачи из сказки С.Маршака «Кошкин дом» ?(пожарные).
-Какой профессии научились три поросёнка? (строитель).
— Профессия коротышки из цветочного города по имени Тюбик. (художник)
— Профессия хитрецов из сказки Г.Х.Андерсена «Новое платье короля». (портные)
— Профессия дяди Стёпы из стихотворения С.В.Михалкова. (милиционер)
— Кем стали животные из Бремена — осёл, собака, кот и петух? (музыканты)
— Молодцы! А сейчас игра на внимание.
Весёлая компания,
Удвой своё внимание!
Раньше рифма помогала,
А теперь коварной стала.
Ты, дружок, не торопись,
На крючок не попадись!
Чёрный весь, как будто грач,
С нашей крыши лезет … (трубочист)
Булки нам и калачи
Каждый день пекут … (пекари)
Варит кашу и бульон
Добрый, толстый … (повар)
Арий, опер сочинитель
Называется … (композитор)
Посадил уж сотни роз
В городском саду … (садовник)
Дрессирует львов, собак
Храбрый, смелый наш … (укротитель)
Подметает чисто двор
В шесть утра, конечно, … (дворник)
7. Сценка «Компьютерщик» Специалист по информационным технологиям
(косынка для мамы, самолётик для сына)
Сын:
— Мама, что с тобой случилось?
У тебя печальный вид.
Может быть, ты простудилась
Или голова болит?
Мама:
— «Полетел» у меня Windows
На компьютере программа.
В нем завелся злобный вирус.
Зря трудилась твоя мама:
Все, что сделала, исчезло.
Это был напрасный труд.
Сын:
— Для чего на свете люди
Эти вредные живут?
Расскажи мне все про вирус!
Как в компьютер твой залез?
Для меня компьютер этот
Все равно, что темный лес!
Мама:
— Я, сыночек, очень рада,
Что тебе про все знать надо!
Только, думаю, что должен
Ты сначала подрасти,
В институте поучиться,
Чтоб потом в любом устройстве
Все в порядок привести.
Сын:
— Мама! Очень бы хотелось
Мне компьютерщиком стать
И любые неполадки
Без усилий устранять!
Мама:
— Мой сыночек, ты растешь,
Знанья получаешь.
О профессиях других
Позже ты узнаешь.
Хочешь стать ты программистом?
Я не возражаю!
А захочешь стать артистом —
Я не помешаю!
Сын:
— Я придумаю программу,
Чтобы вирус не пускать,
Чтоб не обижали маму,
Чтобы не пришлось ей снова
Всю работу выполнять.
Мама:
— Математику, сыночек,
Нужно хорошо учить,
Для того чтоб специальность
Программиста получить.
Надо в правила вникать.
А иначе программистом
Никогда не сможешь стать!
Сын:
— Значит, стану я артистом!
У меня способность есть.
Я умею корчить рожи,
Я могу сплясать и спеть!
Мама:
— Для того чтоб стать артистом,
Надо дар тебе иметь!
Сын:
— Ну, а как про дар узнать?
Мама:
— Нужно много выступать!
Для того чтоб кем-то стать,
Должен будешь потрудиться,
Много пота потерять.
Рыбка в руки не плывет —
Только труд ее дает!
8. Презентация профессий родителей.
— Интересно, а хорошо ли вы знаете профессии своих родителей? Чем они занимаются? Я буду называть профессию, а те дети, которые узнали профессию своих родителей, должны встать и похлопать в ладоши.
Представление мини-сочинений «Мамина профессия»
9. «Редкие и необычные профессии» (видео-слайды)
10. Просмотр мультфильма (Все профессии важны…)
11. Итог занятия
— Важное слово прозвучало сегодня много-много раз — профессии.
Все они важные, полезные, нужные. Чтобы получить профессию человек должен учиться, трудиться.
Профессий много в мире есть,
Их невозможно перечесть.
Сегодня многие важны
И актуальны, и нужны.
И ты скорее подрастай –
Профессией овладевай.
— Скажите что нужно, чтобы каждый день с радостью и с удовольствием ходить на работу?
— Чтобы стать профессионалом, мастером своего дела, о выборе профессии нужно задумываться еще в школе и, по возможности, готовиться к этой профессии. Как сказал К.Д.Ушинский «Если вы удачно выберете профессию и вложите в нее всю свою душу, то счастье само вас отыщет».
РЕФЛЕКСИЯ Рисунки детей на тему «Я мечтаю быть…»
Спасибо всем, ребята! Я очень надеюсь, что из вас вырастут знатоки своего дела, представители самых разнообразных профессий!