Автор: Шабурова Юлия Сергеевна
В современной действительности в систему дополнительного образования детей входит большое количество детей с разным уровнем музыкальных способностей и интереса к обучению. Современные дети отличаются широкой осведомленностью, рациональностью, дальновидностью, утратой терпимости к ошибкам и недостаткам окружающих людей (как следствие – усиление отчужденности, отсутствие интереса друг к другу). Дети все больше времени проводят за онлайн-играми, онлайн-общением, и зачастую вести «живой» разговор, не говоря уже о взаимодействии, становится очень сложно. С учетом этого аспекта и темпа современной жизни (ограниченность времени, учебная нагрузка в общеобразовательной школе) следует сделать вывод, что весь образовательный процесс в рамках этой системы должен быть направлен на стимулирование творческой активности ребенка и развитие общения. Быть увлекательным, интересным, побуждать к действию, развивать фантазию и воображение, закреплять полученные умения на практике. И именно здесь нам необходимо найти метод для того, чтобы заинтересовать детей в обучении, чтобы они успешно прошли путь до самого выпускного класса. Таковым является коллективный способ обучения в ДШИ.
Совместное обучение происходит тогда, когда существуют связи не только между учителем и учениками, но и между самими учениками. Учитель устанавливает, организует, поддерживает эти связи и не дает им разорваться и превратиться в бесполезные разговоры. Технология коллективной формы обучения позволяет построить учебный процесс согласно зоне непосредственного развития каждого обучающегося.
Коллективное исполнительство как дуэт или трио весьма привлекателен тем, что приносит радость совместной работы. Совместным музицированием занимались на любом уровне владения инструментом и при каждом удобном случае. Многие композиторы писали в этом жанре для домашнего музицирования и концертных выступлений. Бела Барток, венгерский композитор, педагог, пианист, фольклорист считал, что к ансамблевому музицированию детей нужно приобщать как можно раньше, с первых шагов в музыке.
В чем же польза коллективного музицирования? Значение ансамблевой игры в том, что, раздвигая горизонты познанного обучающимися в музыке, пополняя фонд его слуховых впечатлений, обогащая профессиональный опыт, увеличивая багаж специфических сведений и т.д., она способна сыграть активную роль в процессах становления и развития музыкального сознания.
Коллективное музицирование создает максимально благоприятные условия для музыкального развития каждого обучающегося. Почему же так происходит? На фоне эмоциональной волны происходит общий подъем музыкально интеллектуальных действий. Из этого следует, что занятия ансамблевой игрой важны не только как способ расширения репертуарного кругозора или накопления музыкально-теоретических и музыкально-исторических сведений -эти занятия способствуют качественному улучшению процессов музыкального мышления.
Цель работы – обобщение и систематизация наиболее ценного, что издано на тему развития навыков коллективного музицирования в классе духовых инструментов.
Задачи:
1. Привлечь обучающихся в разными музыкальными возможностями к концертной творческой деятельности в составе творческого коллектива.
2. Выявить обучающихся со способностями выше среднего уровня для их дальнейшего развития.
3. Повысить мотивацию к обучению через работу в творческом коллективе.
В классе духовых инструментов применяются различные формы работы обучения. Среди них особыми развивающими возможностями обладает ансамблевое музицирование. Коллективное инструментальное музицирование – это одна из самых доступных форм ознакомления обучающихся с миром музыки. Творческая атмосфера этих занятий предполагает активное участие детей в учебном процессе. Радость и удовольствие от совместного музицирования с первых дней обучения – залог интереса к этому виду искусства – музыке. При этом каждый ребёнок становится активным участником ансамбля, независимо от уровня его способностей в данный момент, что способствует психологической раскованности, свободе, дружелюбной атмосфере.
Педагоги-практики знают, что игра в ансамбле как нельзя лучше дисциплинирует ритмику, совершенствует умение читать ноты с листа, что является незаменимой с точки зрения выработки технических навыков и умений, необходимых для сольного исполнения. Обчающиеся, испытывающие трудности с сольным исполнением на занятиях по ансамблю, имеют в целом замечательную возможность поработать над произведением и получить перспективу концертного выступления. Выступление на публике в составе ансамбля – возможность пережить ситуацию успеха.
Особенностью коллективного музицирования является воспитание чувства ответственности учащихся за качество освоения собственной партии, достижение исполнителями точности в темпе, ритме, штрихах, динамике, агогике, специфике тембрового звучания, что способствует созданию единства и целостности музыкально-художественного образа исполняемого произведения.
К основным ансамблевым навыкам можно отнести «чувство партнера», умение слышать солиста и помогать ему в воплощении исполнительских намерений, навыки самоконтроля и самооценки собственных и коллективных игровых действий.
Одинаковые ощущения характера и темпа произведения, соответствие приемов звукоизвлечения – именно эти требования являются важнейшими для совместной игры. Игра в ансамбле требует от обучающихся также умения передавать партнеру мелодию, сопровождение, штрихи, не разрывая при этом музыкальной ткани.
На занятиях по ансамблю развиваются следующие навыки и умения:
— прослушивание музыки в исполнении всего ансамбля и отдельных групп, прослушивание звучания темы, минусовки и аккомпанемента;
— способность умело исполнить свою партию по замыслу композитора и руководителя ансамбля.
— умение использовать и совершенствовать исполнительские навыки;
— использование современных технологий для прослушивания и анализа произведений выдающихся музыкантов.
Реализации этих задач способствует внедрение в уроки современного образования и информационных технологий.
Таким образом, ансамбль – предмет с большими возможностями для обучения, развития и обучения детей в музыкальной школе. И очевидно, что задача руководителя ансамбля, педагога – максимально эффективно реализовать эти возможности.
2.Формирование основных навыков ансамблевого музицирования на начальном этапе.
Игра в ансамбле, как процесс познания искусства, играет особую роль, поскольку художественное творчество является его системообразующим стержнем и органично влияет на развитие творческих способностей обучающихся.
Важно начинать работу над ансамблем с самых первых уроков занятий на инструменте. Чем раньше ученик начинает играть в ансамбле, тем более грамотный, техничный, музыкант из него вырастет.
И первейшая задача руководителя ансамбля – объединить участников в сплоченный коллектив, определить его ближайшие задачи, наметить перспективы работы.
Для этого нужно определить четкие задачи и для преподавателя, и для обучающихся.
Задачи для преподавателя:
1. Определить состав ансамбля;
2. Подобрать репертуар с учетом исполнительских индивидуальных
возможностей обучающихся и задач, стоящих перед коллективом (участие в конкурсах, концертах…)
3. Сделать, если это необходимо, аранжировку, переложение, адаптировать текст к возможностям обучающихся, внести в партии коррективы и максимально подробные указания темпа, характера, штрихов, динамики, нюансов;
4. Тщательно разработать планы уроков на отдельных стадиях работы, что позволяет рационально и эффективно использовать время, отведенное на репетиции;
5. Выстроить свои отношения с обучающимися таким образом, чтобы
позволить им развиваться в индивидуальном плане, достигая наилучших результатов;
6. Довести работу в классе до конечного результата – выступление на
концертах, конкурсах и т.д.
Задачи обучающихся:
1. Научиться понимать исполняемые произведения: стиль, характер,
строение, фактуру. Различать партии, ведущие основную мелодию,
подголосок, аккомпанемент, басовую линию;
2. Уметь читать с листа партию, ориентироваться в ней, исполнять её, следуя замыслу и избранной трактовке;
3. Добросовестно и ответственно относиться к репетициям и выступлениям.
Навыки ансамблевого музицирования ребенок приобретает уже на первых уроках. Пусть это будут пьесы, состоящие из одного или нескольких звуков, ритмически организованных. В игровой форме, уже на данном этапе можно научить обучающегося синхронности исполнения (вместе вступить и снять звучание 2-4 нот). Начальные и заключительные звуки должны быть исполнены синхронно и чисто, независимо от того, что и как звучало между ними. Синхронность – результат основного качества ансамбля, единого понимания и чувства ритма и темпа. Нужно одновременно взять и снять звук, выдержать вместе паузу, перейти к следующему звуку.
В процессе данной работы ученик развивает слух для исполнения пьес с аккомпанементом, концентрируется внимание на ритмической точности, верном распределении дыхания, осваивает элементарную динамику, первоначальные игровые навыки. Развиваются ритм, слух, и самое главное- чувство ансамбля, чувство ответственности за общее дело. Такое исполнение вызовет у учащегося интерес к новому для него звучанию музыки, интересному и красочному. Пьесы следует выбирать разнообразные по возможностям обучающегося, темпу, характеру, чтобы обучающемуся было понятно и хотелось развиваться дальше.
2.1. Создание ансамбля.
По опыту знаю, что играть в ансамбле нравится ученикам. Поэтому важно подобрать для ансамбля учащихся, равных по музыкальной подготовке и владению инструментом.
Ученик проявляет повышенный интерес к занятиям тогда, когда не чувствует собственной беспомощности, а получает удовольствие от результатов своей работы.
Чтобы начать работу в ансамбле, первое, что вам нужно сделать, это подобрать участников. На этом этапе велика роль преподавателя. Знание педагогики и психологии детей и подростков является условием продуктивной работы с ансамблем и способствует созданию здорового психологического климата. Также надо учитывать межличностные отношения участников ансамбля. Если коллектив состоит из людей, уважающих и ценящих друг друга, то занятия проходят более результативно, дети чаще встречаются, интенсивнее репетируют. Благоприятный морально-
психологический климат в ансамбле – залог успешной работы.
Теперь давайте рассмотрим различные формы ансамблевой игры и типы ансамблей, которые можно и успешно используют в музыкальных школах:
• «Учитель – ученик»
• малые ансамбли (все виды дуэтов, трио)
• ансамбли с фортепиано (камерный ансамбль)
• смешанные ансамбли
• массовые ансамбли.
• Оркестр
Начинать ансамблевое обучение лучше с дуэта «учитель – ученик». Юный исполнитель, ощущая поддержку педагога, охотно включается в процесс совместного музицирования и осознает свою равноправную роль в ансамбле.
В данной ситуации преподаватель выступает чутким партнером и внимательным наставником, который стремится выработать у своего подопечного важнейшие навыки ансамблевой игры и способствует преодолению различных психологических напряжений — зажимов, которые возникают у обучающегося в ходе сольного исполнения. Совместные выступления ученика с преподавателем позволяют ребенку уже на раннем этапе обучения почувствовать себя артистом и надолго остаются в памяти, стимулируя дальнейшие занятия на инструменте. Но большей внимательности, концентрации внимания, ответственности, умению слушать себя и другого, дети учатся при игре в ансамбле друг с другом. Союз «учитель-ученик» незаменим, когда необходимо «разбудить», вдохновить, ритмично организовать, помочь ученику выйти на сцену и получить положительный опыт публичных выступлений. Игра в ансамбле с педагогом особенно полезна психологически, так как помогает установить доверие между учеником и учителем, развивает эмоциональную отзывчивость ребенка. Роль преподавателя становится еще большей; он становится не просто «музыкальным тренером», а преподавателем музыки в самом широком смысле этого слова.
В школе с большим количеством учеников можно сформировать оркестр, привлекая к нему учащихся всех классов.
Замечательно, если на создание ансамбля уходит много времени или если у него давняя основа. У этого ансамбля долгая музыкальная история, счастливая концертная жизнь, поездки на фестивали и конкурсы. Здесь вы узнаете, как закрепляются и приобретаются новые ранние ансамблевые навыки, как увлечение ансамблевой игрой помогает преодолеть возрастные кризисы и трудности в обучении. Как формируются дружеские отношения между студентами на основе ансамбля. Этот яркий визуальный опыт доказывает важность совместной работы учащихся всех возрастов. В результате этой деятельности формируется важное социальное качество человека – коммуникабельность. «Дети… учатся не только музыке, но и основам человеческого общения» (А. Артоболевская). Игра в ансамбле учит взаимодействию и партнерству, а не просто действию. Игра в ансамбле учит понимать партнера, слушать его и сопоставлять свои интересы с интересами партнера. Важные навыки человеческого общения, такие как взаимопонимание и взаимная ответственность, являются основой успешной взрослой жизни. Этот опыт нужен каждому.
2.2. Мотивация
Для начала давайте разберемся с понятием мотивация. Мотивация — это сила, которая побуждает человека к действию для достижения определённой цели.
Участники ансамбля – это индивидуальности. У каждого ребенка свой характер, свои привычки, свой круг интересов. Как же объединить разных по своему складу детей, чтобы это способствовало наибольшей эффективности в обучении? Прежде всего, участников ансамбля сплачивает общая цель, общая идея. Иными словами, дело коллектива, его интересы должны стать в то же время и личными интересами каждого участника ансамбля. Только вера в перспективу ансамбля, в его настоящее и будущее может создать творческую атмосферу, помогающую в каждодневной работе. И первейшая задача руководителя ансамбля – объединить участников в сплоченный коллектив, определить его ближайшие задачи, наметить перспективы работы, то есть должна быть мотивация.
Мотивацией к занятиям в ансамбле часто является общение с преподавателем. Если преподаватель сможет сделать урок интересным, поставив перед учащимися некоторые художественно-технические задачи и помогая им найти эффективные пути их решения, то смыслом урока будет не только результат труда, но и рабочий процесс.
При этом два важнейших момента для преподавателя. Во-первых, постоянное продвижение в глубину освоенного материала через последовательное наслоение все более сложных и тонких задач, от преодоления технологических трудностей до создания стилистически выверенной интерпретации. Ни одна минута урока не должна быть потрачена на скучную и неясно сформулированную цель. В каждый момент занятия необходимо держать ученика в творческом напряжении и максимально концентрировать его внимание. Единого рецепта такой организации урока нет, да и невозможно иметь – это зависит от индивидуальности учителя, его авторитета, личностных особенностей, выбранного стиля общения, заинтересованности и умения освоить поставленные задачи, широкая палитра методов и приемов их решения. Не секрет, что каждый ансамбль, как и отдельный ученик, требует индивидуального подхода. Инструменты и приемы, которые хорошо «работали» на прошлом уроке, могут вообще не работать на следующем уроке. Поэтому опыт и, конечно же, талант преподавателя играют большую роль в поиске оптимальной методики для каждого конкретного случая. Урок, наполненный последовательными решениями прошлых проблем с успеваемостью в дружеской атмосфере сотрудничества, может быть интересен сам по себе и служить основой для мотивирующих уроков. Во-вторых, есть еще один момент: результатом каждого урока должен быть ощутимый прогресс ученика, явная творческая победа, пусть даже небольшая, прогресс как в области личного мастерства, так и в реализации общей художественной цели. Задача педагога – наглядно показать учащимся их достижения и успехи, мотивировать их к честности и творчеству, отметить достижения каждого участника ансамбля – если, конечно, это понятно. Не нужно бояться хвалить учеников, если для этого есть хотя бы небольшой повод: похвала авторитетного преподавателя повышает у учеников уверенность и самооценку, что очень и очень важно для будущих профессиональных музыкантов. В целом роль стимулятора сложно переоценить. Хотя есть десятки явных недостатков и в то же время один-два скромных повода для похвалы, эта похвала, конечно, должна быть услышана на приемлемом уровне и интонации. В контексте нашей темы можно сказать, что заинтересованная доброжелательность преподавателя, сопровождающая каждую встречу с учениками, может быть не менее приятным элементом мотивации, чем успешное выступление на концерте.
Определенный интерес у учащихся вызывает подготовка к конкурсам и участие в них: конкуренция пробуждает честолюбие и стимулирует творческий потенциал для понятной и определенной цели.
Существует такое понятие, как «близкая» мотивация, которая более свойственна детям, но не мешает и взрослым. Прежде всего, конечно – эстетическое удовольствие от исполняемой музыки, которая сама по себе необычайно привлекательна. Постепенное освоение традиций и основ культуры ансамблевого исполнительства существенно расширяет художественный кругозор исполнителей, стимулирует творческую инициативу, обогащает спектр эмоционального восприятия. А в целом активное освоение специфических навыков коллективного музицирования повышает к работе над ансамблевым сочинением – по мере того, как участники ансамбля ощущают реальные результаты своей деятельности, а в их сознании формируется некий художественный эталон, которого хотелось бы достичь в результате репетиций.
3.Основы ансамблевой техники.
Умелое педагогическое руководство, рациональная методика работы над ансамблем предполагают чёткое знание специфики ансамблевой игры. Само слово «анс» в переводе с французского означает «единство». Совместная игра отличается от сольной прежде всего тем, что и общий план, и все детали интерпретации являются плодом раздумий и творческой фантазии не одного, а двоих исполнителей.
Основы техники музыканта-ансамблиста предопределены уже самим названием жанра и заключаются в умении играть вместе. Технически грамотное ансамблевое исполнение подразумевает в первую очередь: синхронное звучание всех партий, единство темпа и ритма, уравновешенность в силе звучания всех партий, единство динамики, согласованность штрихов, единство приемов звукоизвлечения и фразировки.
С усложнением художественных задач, расширяются и технические задачи совместной игры: преодоление трудностей полиритмии, использование особых тембральных, штриховых возможностей ансамбля флейтистов (кларнетистов).
При ансамблевом исполнении партнерам необходимо очень внимательно следить за тем, что происходит в соседней партии, слушать своего товарища и учитывать его исполнительские «интересы». Это умение слушать — основа совместного исполнительства во всех его видах. Большое взаимопонимание и тренировка требуются для достижения синхронности звучания, что является одним из основополагающих технических требований совместной игры. Под синхронностью ансамблевого звучания понимается совпадение с предельной точностью мельчайших длительностей (звуков или пауз) у всех исполнителей. Синхронность является результатом важнейших качеств ансамбля — единого понимания и чувствования партнерами темпа и ритмического пульса. Исполнителям нужно вместе взять и вместе снять звук, или перейти к следующему, выдержать паузу и т.д.
Одновременное вступление обычно достигается незаметным жестом одного из участников ансамбля. В данном случае технически обусловлен прием дирижерского замаха, ауфтакта – легким кивком головы и одновременно взятием дыхания. Это позволит сделать начало исполнения естественным, органичным, снимет сковывающее напряжение.
Более сложные задачи ставит совместное исполнение в начале произведения синкоп, затактных фраз и т.п. Исполнение синкоп требует специальных навыков, хорошего, развитого ритмического чувства и очень ясного ощущения паузы как равноценного звуку выразительного элемента музыки. Оно требует более искусного «сигнала» и особой договоренности участников ансамбля.
Одновременность окончания звука имеет не меньшее значение, чем точность начала. Не вместе снятый аккорд производит такое же неприятное впечатление, как и не вместе взятый. Конечно, в наиболее ответственные моменты конец звучания может быть «подсказан» одним из исполнителей. Синхронность вступления и снятия звука достигается значительно легче, если партнеры правильно чувствуют темп еще до начала игры.
Единство «чувствования темпа» особенно сказывается в паузах и при длительно выдержанных звуках. Музыкант должен уметь не терять нить повествования в перерывах звучания, понимать выразительное значение длительной паузы или выдержанного звука. Самый простой и эффективный способ преодолеть возникающее в паузах ненужное напряжение и боязнь пропустить момент вступления — знать звучащую у партнера музыку (поиграть ее). Тогда пауза перестает быть томительным ожиданием и заполняется живым звуком.
Технически грамотное ансамблевое исполнение предусматривает:
уравновешенность в силе звучания всех партий (единство динамики) и
согласованность штрихов всех партий (единство приёмов и фразировки).
Когда обучающийся впервые получит удовлетворение от совместно
выполненной работы, почувствует радость общего порыва, взаимной
поддержки – можно считать, что занятия в классе дали принципиальный
результат. Пусть даже это исполнение ещё далеко от совершенства, всё
можно выправить дальнейшей работой.