Автор: Здержикова Наталья Олеговна
Коллективное музицирование как стимулирующая форма музыкального развития учащихся.
Коллективное музицирование на народных инструментах подразумевает занятия с учащимися в различных по составу и количеству ансамблях.
Ансамбль имеет огромное значение в музыкальном развитии и воспитании детей. Поэтому в программе нашей музыкальной школы есть коллективное музицирование со второго года обучения. Это помогает постоянно поддерживать интерес и увлеченность детей. Совместные творческие занятия дают стимул к учебе, самосовершенствованию, эмоциональному и психологическому развитию. Воспитывают музыкальный вкус и эстетическое отношение к музыке.
Хочется рассказать о своей работе с разными коллективами, поделиться опытом. Уже более двадцати лет я руковожу детским оркестром народных инструментов. У нас необычный состав, в аккомпанирующей группе сидят гитаристы, вместо балалаек секунд и альтов. Вместо балалайки-контрабас – бас-гитара. Постоянно приходится что-то менять в составе оркестра. Бывало, на некоторые произведения вводили рояль, синтезатор, играли в составе оркестра и на трубе, почти постоянно есть флейта. Все перемены зависят от наличия учеников и их подготовки. Ребята начинают заниматься в оркестре с 4-го класса. Сначала им очень сложно, первый год они постоянно теряются, играют неуверенно, но с каждым годом приобретают навыки, уверенность и к старшим классам уже ведут солирующие партии, являются опорой всего коллектива. Могу точно сказать, что, занимаясь в оркестре дети учатся хорошо читать ноты с листа, приобретают уверенность в себе, начинают больше заниматься дома. Ведь оркестр – это большой разно тембровый коллектив, а дети в нем разного возраста и уровня подготовки. Ребята учатся дружить, помогать друг другу, лучше играть в оркестре.
С 2019 года существует проект «Под звуки оркестра», где солистами выступают дети, учащиеся на самых разных музыкальных инструментах. Это все народные инструменты, скрипка, виолончель, фортепиано, флейта, кларнет, ударные инструменты. Постепенно вариативность солистов расширяется. Были целые ансамбли, инструментальные и вокальные, даже хоры. С каждым годом интерес к проекту возрастает. Играют и поют с оркестром пока только учащиеся нашей школы, но уже есть заявки на следующий год из других музыкальных школ. Дети, которые играют в оркестре, сами хотят быть солистами.
Концерты мы проводим в конце учебного года при полном аншлаге. Приходят родители целыми семьями с друзьями, приходят выпускники. Все ждут этот концерт, а ребята очень стараются на хорошем уровне подготовиться к самому настоящему празднику. Так ярко у нас заканчиваются занятия по оркестру.
Коллективное музицирование очень нужно для каждого исполнителя. У меня в классе дети начинают играть в ансамбле со второго полугодия первого года обучения. Сначала я сама играю с ребенком, а со второго класса объединяю детей по 2, 3, 4 или более человека. Во вором классе ансамбль может исполнять пьесу на два голоса. Ребята учатся слушать друг друга. Даже самый слабый ученик старается, тянется за остальными. Занятия в ансамбле стимулируют ребят больше заниматься, быстрее учить, развивать технические возможности. Дети младшего возраста, играя в коллективе, больше соперничают между собой. А вот уже в средних классах стараются играть вместе, больше слушают друг друга, уже приобретают небольшой опыт. Интерес усиливается, и они начинают слышать новые краски музыки. В старшем возрасте учащихся ансамбль уже представляет собой единое целое. Ребята даже «дышат вместе». С детьми старшего возраста я стараюсь делать ансамбли смешанные. Это могут быть дуэты, состоящие из разных инструментов, трио и даже камерный оркестр (до 10 человек).
Как показал опыт работы с разными коллективами, ансамблевое исполнительство – очень эффективная форма музыкального развития детей. Такой вид обучения помогает ребятам почувствовать себя увереннее, развивает слух, музыкальность, способствует совершенствованию технических возможностей, расширяет кругозор, дает стимул к саморазвитию, учит дисциплине. А также ориентирует детей на поступление в специальные учебные заведения для приобретения творческих профессий.