Коммуникативные игры как средство развития межличностных отношений детей старшего дошкольного возраста

Автор: Глинская Валерия Юрьевна

Коммуникативные игры как средство развития
межличностных отношений детей старшего дошкольного возраста

 

Одним из принципов ФГОС ДО является построение образовательного процесса на соответствующих возрасту формах работы с детьми. Развитие межличностных отношений у детей старшего дошкольного возраста в образовательном процессе дошкольной образовательной организации осуществляется в различных видах детской деятельности во взаимосвязи разнообразных форм, методов и приемов.

Так как ведущей деятельностью детей старшего дошкольного возраста является игра, главную роль в развитии межличностных отношений следует отводить игровым приемам.

Под понятием «игра» в данной работе мы будем пользоваться определением Д. Б. Эльконина, с точки зрения которого «игра – это не всеобщая форма жизни всех детей, игра – образование историческое. Игра – это особая форма освоения действительности путем ее воспроизведения, моделирования» .

Игра, в свою очередь, является ведущим средством воспитания детей дошкольного возраста, ее можно использовать для развития межличностных отношений и формирования коммуникативной деятельности, коммуникативной культуры, коммуникативных способностей».

Доказано, что в игре дети получают первый опыт взаимодействия со сверстниками, потребность быть принятым в игру формирует способность чувствовать партнера, учитывать его потребности и психологическое состояние, что опосредует развитие межличностных отношений. Многие ученые (И. В. Зотова , В. Ю. Коберник, Л. О. Подгорова, Д. Б. Эльконин ) считают, что детские игры стихийно, но закономерно возникли как отражение трудовой и общественной деятельности взрослых людей. Однако известно, что умение играть возникает не путем автоматического переноса в игру усвоенного в повседневной жизни, а в процессе приобщения к игре.

В совместной игре у детей возникает потребность «в обмене высказываниями, возникает инициативный диалог, который способствует согласованию и регуляции любой совместной детской деятельности». Ведущие педагоги и психологи подчеркивают: когда деятельность создает условия для объединения детей, межличностные отношения формируются лучшим образом.

Обращаясь к требованиям государственного стандарта образования в Российской Федерации, можно отметить, что одним из ведущих приоритетов является коммуникативная направленность учебного процесса, так как формирование личности, способной к организации межличностного взаимодействия, решению коммуникативных задач, обеспечивает успешную ее адаптацию в современном социокультурном пространстве.

Коммуникативная игра – это совместная деятельность детей, способ самовыражения, взаимного сотрудничества, где партнеры находятся в позиции «на равных», стараются учитывать особенности и интересы друг друга.

Основная цель использования коммуникативных игр – помочь детям войти в современный мир, такой сложный, динамичный, характеризующийся множеством негативных явлений, сформировать позитивные межличностные отношения.

Нужно отметить, что основная задача коммуникативных игр – это развитие коммуникативных навыков у детей дошкольного возраста, что в свою очередь способствует развитию межличностных отношений. Также коммуникативные игры направлены установление эмоционального контакта и доверия детей к окружающим, что способствует развитию эмоционального компонента межличностных отношений. Эмоциональное общение возникает на основе совместных действий, сопровождаемых улыбкой, ласковой интонацией, проявлением заботы к каждому ребенку.

Ребенок дошкольного возраста в силу своих психологических особенностей лучше всего воспринимает новые знания и усваивает навыки, если они были поданы в игровой форме. Именно поэтому использование коммуникативных игр будет способствовать развитию эмоций, формированию способности откликаться на воздействия сверстников, готовности идти на контакт, умению избегать конфликтные ситуации, способности видеть и слушать сверстника, откликаться на инициативу партнера по игре.

Специфика развития межличностных отношений у детей старшего дошкольного возраста обусловлена тем, что в этом возрасте происходит плотное общение со сверстниками и их взаимодействие, проявляются собственные предпочтения, реализуются задатки и потребности.

Под межличностными отношениями детей старшего дошкольного возраста понимаются отношения, в которых проявляется положительная установка на партнера, эмпатия (содействие, сочувствие), доброжелательность, внимание к другому, стремление к взаимопомощи и взаимодействию.

На развитие межличностных отношений влияют не только отношения с окружающими людьми, но и активно используемые в процессе обучения разнообразные средства, методы и приемы. Эффективный способ развития общения детей – коммуникативная игра, так как игровая деятельность является ведущей в дошкольном возрасте.

×
×