Автор: Трепутина Любовь Ивановна
Фокинский филиал Государственного автономного профессионального образовательного учреждения «Брянский техникум энергомашиностроения и радиоэлектроники имени героя Советского Союза М.А. Афанасьева»
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА
тема: «Комплексные работы по ручной дуговой сварке и резке сложностью 3-го разряда».
Профессия: 15.01.05 СВАРЩИК (электросварочные и газосварочные работы)
Разработал:
мастер производственного обучения
высшей квалификационной категории
Трепутина Любовь Ивановна
г. Брянск 2023год
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Данная методическая разработка предназначена для проведения практического занятия по учебной практики профессии: «15.01.05 СВАРЩИК (электросварочные и газосварочные работы)»: «Комплексные работы по ручной дуговой сварке и резке сложностью 3-го разряда». Актуальность методической разработки обусловлена тем, что использование на занятиях учебной практики проблемных методов обучения, а именно решения ситуационных производственных задач в настоящее время связано, с внедрением инновационных технологий в профессиональную деятельность будущих специалистов широкого профиля. В данной разработке отражён деятельностно-компетентностный подход к проектированию учебного занятия в условиях внедрения ФГОС СПО и реализации основных профессиональных образовательных программ, направленных на формирование новых образовательных результатов. Структурно методическая разработка содержит педагогический, методический и психологический аспекты учебного занятия. В педагогической структуре определён тип занятия, поставлены цели обучения, воспитания, развития обучающихся, формируемые компетенции, приведены используемые средства обучения, сформулированы требования к результатам освоения программы учебной практики. Методическая структура практического занятия включает ход учебного занятия, организационный, целевой, содержательный компоненты (деятельность мастера п/о и деятельность обучающихся), а также процессуальный компонент, содержащий методы, средства и формы обучения на практическом занятии. В ней регламентированы организационно-мотивационный этап, этап самостоятельной работы по получению информации и нового опыта деятельности, рефлексивно-оценочной этап. В приложении представлены материалы, способствующие реализации поставленных целей и задач практического занятия: таблицы режимов сварки, инструкционная карта учебного занятия, характеристики защитных газов и свариваемых материалов, схемы процессов сварки, модель решения учебно-производственных задач и примерная тематика домашнего задания. Апробация методической разработки проходила в ФФ ГАПОУ БТЭиР в группе 201 профессия «15.01.05 СВАРЩИК (электросварочные и газосварочные работы)» в 2 семестре 2017 – 2018 учебного года.
В ходе апробации методической разработки были получены следующие результаты: оценка качества успеваемости – 100%. Удалось способствовать развитию познавательной активности, познавательного интереса обучающихся, закрепить знания теоретического курса обучения в умения на занятиях учебной практики, способствовать развитию исследовательских умений. Наблюдался личностный рост каждого обучающегося. Появилась возможность в непринуждённой форме приобретать опыт анализировать, оценивать и оппонировать. Были созданы педагогические, методические, психологические условия для развития индивидуальных способностей и, тем самым, стимулирования студентов к творческой профессиональной деятельности.
Методическая разработка поможет мастерам производственного обучения более эффективно организовать самостоятельную индивидуальную работу обучающихся на занятиях учебной практики.
РЕЦЕНЗИЯ
Рецензия на методическую разработку учебного занятия по учебной практики профессии: «15.01.05 СВАРЩИК (электросварочные и газосварочные работы)»по теме: «Комплексные работы по ручной дуговой сварке и резке сложностью 3-го разряда» мастера производственного обучения Трепутиной Любови Ивановны
Методическая разработка учебного занятия по учебной практики профессии «15.01.05 СВАРЩИК (электросварочные и газосварочные работы)» разработана для проведения учебного занятия с использованием в практической деятельности наиболее эффективных форм, методов, методик проведения учебных занятий в образовательном процессе при реализации деятельностно — компетентностного подхода в соответствии с ФГОС СПО, а также выполнения совокупности требований ФГОС СПО при реализации основной образовательной программы по направлению подготовки учебного занятия профессии «15.01.05 СВАРЩИК (электросварочные и газосварочные работы)» Актуальность методической разработки не вызывает сомнения поскольку необходимость использование на занятиях учебной практики проблемных методов обучения, а именно решения ситуационных производственных задач в настоящее время связано, с внедрением инновационных технологий в профессиональную деятельность будущих специалистов широкого профиля. Методическая разработка учебного занятия оформлена в соответствии с педагогической, психологической и методической структурами. В ней показан ход учебного занятия, деятельность мастера п/о и обучающихся, этапы учебного занятия, используемые методы, приёмы и формы организации деятельности обучающихся. Цели учебного занятия, поставленные в методической разработке, соответствуют структурным элементам и формируемым профессиональным и общим компетенциям. Цели достижимы и диагностируемы по критериям оценки занятий учебной практики. Используемые активные методы обучения направлены на формирование ПК и ОК и соответствуют уровням познавательной деятельности студентов. Ценно, что методическая разработка содержит интересный материал, информацию на заданную тему подбирают и обрабатывают сами обучающиеся, способствуя их самооценке. Имеются приложения. В приложении представлены материалы, способствующие реализации поставленных целей и задач практического занятия: таблицы режимов сварки, инструкционная карта учебного занятия, характеристики защитных газов и свариваемых материалов, схемы процессов сварки, модель решения учебно-производственных задач и примерная тематика домашнего задания. Методическая разработка учебного занятия соответствует требованиям оформительской и языковой грамотности. В целом, методическая разработка учебного занятия на тему: «Комплексные работы по ручной дуговой сварке и резке сложностью 3-го разряда» способствует качественному усвоению обучающимся общекультурных и профессиональных компетенций.
Старший мастер В.В. Гулянов
План проведения занятия
(технологическая карта занятия)
Учебная практика
профессия «15.01.05 СВАРЩИК (электросварочные и газосварочные работы)»
ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ СТРУКТУРА УЧЕБНОГО ЗАНЯТИЯ
Занятие
Тема: «Комплексные работы по ручной дуговой сварке и резке сложностью 3-го разряда»
Урок: «Выполнение сварки сварного шва полуавтоматической сваркой»
Тип занятия: комбинированный
Цель занятия
Обучения: Закрепить практические навыки выполнения сварки пластин в нижнем, наклонном, горизонтальном и вертикальном положении сварного шва полуавтоматической сваркой.
Воспитания: Развитие абстрактного мышления выполнения технологических операций сварки.
Развития: Воспитание чувства ответственности за качество выполняемых работ.
Формируемые компетенции:
ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
Ок 2. Организовать собственную деятельность, исходя из цели и способов ее достижения, определённых руководителем.
ОК 3. Анализировать рабочую ситуацию, осуществлять текущий и итоговый контроль, оценку и коррекцию собственной деятельности, нести ответственность за результаты своей работы.
ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.
ОК 5. Владеть информационной культурой, анализировать и оценивать информацию с использованием информационно-коммуникационных технологий.
ОК 6. Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.
ПК 3.1. Собирать изделия, сваривать, наплавлять дефекты.
Средства обучения
Спецодежда, плакаты, инструкционная карта, таблицы, металлические пластины, защитные маски, вытяжная вентиляция, сварочные кабины, инструкции по ОТ и ПБ, пожарный щит.
Обучающийся должен
иметь практический опыт:
выполнения сварки тавровых, угловых и соединениях внахлестку соединений в нижнем, наклоном, горизонтальном и вертикальном положении сварного шва полуавтоматической сваркой.
уметь: выбирать и настраивать режимы сварки, диаметр электродов, подготавливать сварочные материалы к сварке, производить сборку и сварку изделий, проверять качество сварных швов и соединений.
ТИП ЗАНЯТИЯ:
Изучения трудовых приёмов и операций с элементами проблемного обучения
ТЕХНОЛОГИЯ ОБУЧЕНИЯ:
Проблемное обучение
ФОРМА ОРГАНИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ РАБОТЫ:
Индивидуальная, бригадная, групповая
МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ:
— СЛОВЕСНЫЕ (рассказ, объяснения, инструктаж, самостоятельная работа студентов.)
— НАГЛЯДНО-ДЕМОНСТРАЦИОННЫЕ (демонстрация наглядных пособий, показ трудовых приёмов и операций)
— МЕТОДЫ РАЗВИТИЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ И АКТИВНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ (самостоятельные наблюдения, решение производственно-технических задач)
— МЕТОДЫ ПРОВЕРКИ УЗН (устный и письменный опрос, выполнение и анализ практических заданий)
СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ: спецодежда, плакаты, инструкционная карта, таблицы, металлические пластины, защитные маски, сварочное оборудование, образцы выполненных работ, вытяжная вентиляция, сварочные кабины, инструкции по Охране труда и Пожарной безопасности, пожарный щит.
- ОРГАНИЗАЦИОННО-МОТИВАЦИОННЫЙ ЭТАП.
1.1.Проверка готовности к занятию —10мин
Построение группы. Проверка присутствия и готовности к учебному занятию. Проверка состояния здоровья студентов. Самоконтроль внешнего вида. Проверка присутствующих студентов по журналу производственного обучения
1.2.Мотивационная установка предстоящей деятельности ОК1 — Сообщение темы и разъяснение основных аспектов темы.
1.3 Совместная постановка целей занятия, определение плана деятельности.
ОК4 — Направление мысленной деятельности обучающихся на основные цели данного занятия по практическому изучению подраздела темы. Формируют цель и определяют план деятельности на занятии.
- ЭТАП САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ ПО ПОЛУЧЕНИЮ НОВОЙ ИНФОРМАЦИИ И НОВОГО ОПЫТА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.
2.1.Актуализация опорных знаний обучающихся на начало практического занятия.
ОК3, ОК5, ОК6. — 4 часа 40 мин
Восстановление опорных знаний обучающихся по учебному материалу профессионального модуля:
- От чего зависит выбор режимов сварки.
- Как выбрать диаметр электрода.
- Какова последовательность постановки прихваток.
- Под каким углом производят сварку таврового соединения.
Восстановление опорных практических умений:
- Подготовка металла к сварке.
- Сборка деталей перед сваркой в нижнем положении сварного шва встык.
- Порядок постановки прихваток.
- Техника сварки пластин встык в нижнем положении сварного шва.
- Меры безопасности при выполнении электросварочных работ
Ответы обучающихся на вопросы мастера производственного обучения.
Составление технологической карты.
Показ трудовых приёмов на прошедших занятиях производственного обучения.
2.2. Формирование ориентировочной основы действий — ОК1, ОК3, ОК4, ОК5, ОК6
Разбор с обучающимися схем, технических требований, демонстрация образцов. Ознакомление обучающихся с инструментами, приспособлениями, оборудованием. Объяснить последовательность выполнения учебно-производственных работ. Показ приёмов выполнения работ. Объяснение способов контроля и самоконтроля. Проверка усвоения материала. Дать задание обучающимся на занятие и распределить по рабочим местам. Восприятие. Осмысление. Запоминание новой информации. Организация рабочего места.
Рассказ. Демонстрация наглядных пособий, инструментов, приспособлений. Объяснение. Беседа. Показ. Выполнение трудовых приёмов. Плакаты. Схемы. Инструкционная карта. Образцы выполненных изделий.
Инструменты. Сварочные полуавтоматы. Баллоны с защитным газом. Газовое оборудование. Металлические пластины. Сварочные маски.
2.3. Самостоятельная работа — ОК2, ОК3, ОК4, ОК6, ПК2.3, ПК2.6. Проверить организацию и содержание рабочих мест обучающихся. Инструктаж по ОТ и ПБ. Рациональная организация рабочего места. Соблюдение правил ОТ и ПБ. Проверка правильности выполнения трудовых приёмов и операций. Выполнение трудовых приёмов. Индивидуальная. Контроль соблюдения правильности выполнения технологического процесса. Ведение технологического процесса. Индивидуальная. Проверка правильности выполнения самоконтроля. Самоконтроль. Индивидуальная.
3. РЕФЛЕКСИВНЫЙ ЭТАП.
Анализ и оценка успешности достижения цели и определение сформированности ОК и ПК — ОК3, ОК6 — 60мин. Выяснение у обучающихся темы сегодняшнего занятия. Готовые изделия. Подведение итогов выполнения УПР и учебно-производственного задания в целом. Разбор типичных ошибок, их причины и способы устранения. Выставление оценок с комментарием в журнал производственного обучения.
Задание на дом: «Разработать технологию сварки соединения внахлест, в нижнем положении сварного шва».
Развёрнутый конспект учебного занятия.
I. Организационно-мотивационный этап — 20 минут.
Мастер производственного обучения приветствует обучающихся, проверяет списочный состав (уточняет у старосты причину отсутствия не явившихся обучающихся), и подготовку к занятию, обязательно интересуется состоянием здоровья. Необходимо уточнить (или назначить) дежурных в начале занятия — т.к. в конце это будет расцениваться скорее как «наказание». Если все хорошо, то мастер производственного обучения приступает к проведению мотивационной части занятия.
Необходимо постараться создать на занятии доброжелательную, доверительную, но все же рабочую атмосферу, вызвать интерес к изучаемому на занятии материалу.
Мастер п\о: «Ребята, рад видеть вас собранными и подготовленными к занятию! Это характеризует вас как ответственных и организованных людей. Это поможет нам работать плодотворно и эффективно».
Мастер п\о: «Тема нашего сегодняшнего занятия: «Выполнение сварки сварного шва полуавтоматической сваркой» оно будет проходить в 3 этапа: вводная часть, самостоятельная работа и заключительная часть. Постановка 1 проблемы: мастер п/о задает обучающимся вопрос : «Какая форма организации работы: групповая, бригадная или индивидуальная, рациональна для каждого этапа занятия?»
Обучающиеся: «Для первого этапа рациональна групповая форма работы, для самостоятельной работы – бригадная и индивидуальная, а для заключительной части также групповая»
Мастер п\о: «Вы уже имеете четкое представление об устройстве и принципе работы источников питания постоянного тока, технике и технологии полуавтоматической сварки. Сегодня мы должны закрепить ваши знание техники и технологии полуавтоматической сварки тавровых, стыковых и соединений внахлестку в различных положениях сварного шва. Как вы считаете, какую цель можно поставить на сегодняшнем нашем занятии?»
Обучающиеся: «Закрепить практические навыки выполнения сварки тавровых, стыковых и соединений внахлестку в различных положениях сварного шва».
II. Этап самостоятельной работы по получению новой информации и нового опыта деятельности – 4 часа 40 минут.
Мастер п\о: «Прежде, чем начать нашу работу, я предлагаю разбиться на бригады и выбрать бригадиров (2 проблема)».
Обучающиеся разбиваются на две бригады и выбирают бригадиров
Мастер п\о: «Наше занятие сегодня не совсем обыкновенное. Вам дано было домашнее задание повторить весь теоретический курс. Бригадиры получат технологические карты и чертежи. Каждый член бригады будет выполнять определенную операцию. Пока кто-то выполняет сборку или сварку, другие члены бригады должны в письменном виде составить по 3 вопроса и передать своему товарищу, который на эти вопросы должен ответить (3 проблема). После чего проходит проверка правильности ответов на вопросы.»
Обучающиеся: Бригадиры получают технологические карты и чертежи. В бригадах идет обсуждение кто какую операцию выполняет.
Мастер п\о: «Ребята, работа каждого из вас влияет на результат. Задача бригадиров: вы должны контролировать выполнение каждой операции членов вашей бригады, подсказывать, контролировать соблюдение безопасных условий труда. По окончании работы внимательно осмотреть полученное изделие, по необходимости зачистить, подправить и предоставить мастеру п/о» Какие есть вопросы?»
Обучающиеся: по необходимости задают вопросы, которые решаются совместно с группой.
Самостоятельная работа
Мастер производственного обучения последовательно выполняет целевые обходы всех рабочих мест и при необходимости проводит дополнительные консультации обучающихся по следующим критериям выполнения учебно-производственных работ:
- Проверить организацию и содержание рабочих мест обучающихся. Инструктаж по ОТ и ПБ.
- Проверка правильности выполнения трудовых приёмов и операций.
- Контроль соблюдения правильности выполнения технологического процесса.
- Проверка правильности выполнения самоконтроля.
III. Рефлексивный этап- 60 минут.
Выключение источников электропитания, уборка рабочих мест, сдача бригадирами выполненных работ на проверку мастеру производственного обучения, листочков с вопросами и ответами, анализ и оценка успешности достижения цели и определение сформированности ОК и ПК.
Мастер п\о: «Какая была тема сегодняшнего занятия?».
Обучающиеся: «Выполнение сварки сварного шва полуавтоматической сваркой». Мастер п\о: «Какая была основная цель сегодняшнего занятия».
Обучающиеся: «Закрепить практические навыки выполнения сварки угловых, стыковых и тавровых соединений различных положениях сварного шва полуавтоматической сваркой».
Мастер п\о: «Какие новые для вас знания и умения вы получили на сегодняшнем занятии?»
Обучающиеся: «Правильно собирать и сваривать сварные элементы».
Далее мастер производственного обучения дает общую оценку занятия и просит обучающихся самим дать оценку своих работ и сделать вывод о достижении ими цели урока (3 проблема).
Независимо от результатов, необходимо похвалить всех членов подгруппы за работу, за эффективные коллективные действия. А затем оценить работу каждого в отдельности, отметив плюсы и минусы его работы. Произвести разбор типичных ошибок и способы их предотвращения, и исправления и выставить отметки в журнал производственного обучения.
Обязательно выдается домашнее задание с целью закрепления изученного материала или подготовке к изучению следующей темы.
Мастер п\о: «Тема нашего следующего занятия — «Упражнение в пользовании оборудованием для ручной дуговой сварки вольфрамовым электродом в инертном газе» Всем большое спасибо за работу — все, кроме дежурных, могут быть свободны. А дежурные помогут мне навести порядок.