Автор: Самойлова Татьяна Валерьевна
Содержание:
Введение
I. Содержание и цели деятельности концертмейстера
II. Аккомпанемент и его роль в концертмейстерском искусстве
III. Профессиональные требования к концертмейстеру
IV. Качества и навыки концертмейстера
V.Особенности работы концертмейстера с вокальными и хоровыми коллективами
V I. Специфика работы концертмейстера в школе искусств
Заключение
Список литературы
Введение.
Современное исполнительское сольное искусство немыслимо без участия пианиста-концертмейстера. Есть мнение, что концертмейстер – это простая профессия, но на самом деле эти музыканты должны обладать гораздо большим арсеналом способностей и умений, так как им недостаточно просто быть хорошими исполнителями, но и нужно иметь чувство ансамбля, уметь эффектно подать солиста и т. д. Концертмейстер сопровождает других музыкантов, учеников, музыкальные представления. Уже само название профессии говорит о том, что этот человек – мастер ведения концертов, он является объединяющим началом концертного действия.
Концерт или музыкальный конкурс, хореографическая постановка или оперный спектакль не могут состояться без огромной предварительной работы с концертмейстером. Художественный замысел, образность произведения выявляются в партии аккомпанемента не менее ярко, чем у солиста. Поэтому концертмейстер-аккомпаниатор является активным участником художественного ансамбля.
Концертмейстерское мастерство, будучи едва ли не самой распространённой из музыкантских профессий, во многом остаётся «вещью в себе», так как находится на стыке нескольких исполнительских жанров: ансамблевого и сольного, вокального и инструментального, хореографического, камерного и оперного.
Концертмейстеру и аккомпаниатору приходится работать как с вокалистами, так и с исполнителями на народных, струнно-смычковых инструментах, с хоровыми и хореографическими коллективами. В каждом конкретном ансамбле объединяются различные творческие личности, имеющие разный темперамент, уровень профессионализма, музыкальное мышление, например, разные временные и ритмические представления. Постоянно меняющиеся условия требует от пианиста способности быстро приспосабливаться не только к индивидуальным особенностям каждого исполнителя, но и знать специфику его профессиональной подготовки.
Цель работы — изучить и обобщить имеющиеся исследования, методические рекомендации и практический опыт в области творческой и педагогической деятельности концертмейстера, рассмотреть профессиональные качества, необходимые для специализации в области концертмейстерского мастерства, которое может быть отнесено к числу профессий, требующих наличия целого комплекса необходимых природных и приобретенных качеств.
Задачи работы:
Описать музыкальные способности, умения и навыки, а также психологические качества, необходимые для полноценной профессиональной деятельности концертмейстера.
Выявить специфику деятельности концертмейстера-пианиста в условиях детской школы искусств.
Опираясь на научно-методическую литературу и собственный опыт работы, систематизировать формы, методы и приемы работы концертмейстера с учащимися разных художественных специальностей
Подобный анализ может быть полезен для определения профессиональной пригодности к данному виду деятельности. В понятие «профессиональная пригодность» входит совокупность психологических и психофизических особенностей человека, необходимых или достаточных для достижения им при наличии специальных знаний, умений и навыков эффективности труда и удовлетворения от самого труда и оценки его результатов. Профессиональная пригодность не является врожденным качеством, но формируется в самой трудовой деятельности.
I.Содержание и цели деятельности концертмейстера
Концертмейстер — самая распространенная профессия среди пианистов. Он востребован и в классе – по всем специальностям, и на концертной эстраде, и в хоровом коллективе, и в хореографии, и на преподавательском поприще (в классе концертмейстерского мастерства). Однако при этом многие музыканты склонны относиться к концертмейстерству свысока: игра «под солистом» и по нотам якобы не требует большого мастерства. Это глубоко ошибочная позиция. Специфика сольной и концертмейстерской деятельности различна, но не следует заранее дифференцировать эти две области. Концертмейстерское искусство доступно далеко не всем пианистам. Оно требует высокого музыкального мастерства, художественной культуры и особого призвания.
Целью деятельности концертмейстера является исполнение аккомпанементов к вокальным или инструментальным произведениям. С точки зрения музыкальной эстетики основная цель концертмейстерства – доставлять слушателям эстетическое наслаждение красотой, эмоциональностью исполнения музыки. Кроме того, целью может стать реализация творческих способностей в данном исполнительском жанре. Средством реализации этих целей является освоение целого комплекса профессиональных умений и навыков.
II. Аккомпанемент и его роль в концертмейстерском искусстве
Остановимся более подробно на основной цели деятельности концертмейстера – исполнении аккомпанемента. Что же такое аккомпанемент? Отвечая на этот вопрос, необходимо дать точное определение термина. В словаре В.И. Даля аккомпанемент определяется как вторенье, подголосок, сопровождение, подыгрывание. Однако следует отметить, что в середине ХХ в. слово «аккомпанемент» приобретает более чёткую формулировку и трактуется по-иному, означая музыкальное сопровождение, дополняющее главную мелодию, служащее гармонической и ритмической опорой солисту (певцу, инструменталисту) и углубляющее художественное содержание произведения.
Музыкальная энциклопедия определяет выразительные функции аккомпанемента следующим образом: «В инструментальной и вокальной музыке Х1Х-ХХ веков аккомпанемент часто выполняет новые выразительные функции: «договаривает» невысказанное солистом, подчёркивает и углубляет психологическое и драматургическое содержание музыки, создаёт иллюстративный и изобразительный фон. Нередко из простого сопровождения он превращается в равноценную партию ансамбля».
Именно создание ансамбля является основной целью деятельности концертмейстера.
Концертмейстер-пианист – это, таким образом, и солист, и равноправный ансамблист, и аккомпаниатор, сопровождающий солиста. Суть концертмейстерского искусства в его триединстве: соло – ансамбль – сопровождение.
Чтобы сохранить это триединство, пианисту требуется особое мастерство, включающее целый комплекс общих и специальных знаний и умений. Для того чтобы исполнять свою партию, достаточно свободно, не стесняя творческой индивидуальности солиста, современный концертмейстер обязан владеть целым арсеналом особых художественных и технических средств. По сути, концертмейстер должен обладать не меньшим «музыкальным потенциалом», чем любой другой деятель исполнительского искусства.
III. Профессиональные требования к концертмейстеру
Термины «концертмейстер» и «аккомпаниатор» не тождественны, хотя на практике и в литературе часто применяются как синонимы. Аккомпаниатор (от франц. «akkompagner» — сопровождать) – музыкант, играющий партию сопровождения солисту (солистам) на эстраде. Мелодию сопровождают ритм и гармония, сопровождение подразумевает ритмическую и гармоническую опору. Отсюда понятно, какая огромная нагрузка ложится на плечи аккомпаниатора. Он должен справиться с ней, чтобы достичь художественного единения всех компонентов исполняемого произведения. Но в деятельности аккомпаниатора явно превалирует исполнительство.
Деятельность концертмейстера имеет более широкий диапазон. Он также является исполнителем, но, кроме того, выполняет и педагогическую функцию. Деятельность аккомпаниатора-пианиста подразумевает обычно лишь концертную работу, тогда как понятие концертмейстер включает в себя нечто большее: разучивание с солистами их партий, умение контролировать качество их исполнения, знание их исполнительской специфики и причин возникновения трудностей в исполнении, умение подсказать правильный путь к исправлению тех или иных недостатков.
Это обстоятельство накладывает на концертмейстера моральную обязанность взять на себя функции своеобразного руководителя в его работе с солистом-исполнителем, учитывая основополагающую роль педагога по специальности (в учебных заведениях).
Общие профессиональные требования к аккомпаниатору и концертмейстеру едины.
Концертмейстеру предъявляются большие требования.
Он должен обладать:
Общей музыкальной одаренностью.
Хорошим музыкальным слухом, воображением. Умением охватить образ и форму произведения. Он должен быть:
артистичным; суметь воплотить замысел автора; быстро освоить музыкальный текст; быть личностью.
Концертмейстеру необходимы и профессиональные навыки:
Уметь читать с листа фортепианную партию любой сложности, понимать смысл произведения, играть аккомпанемент, ясно представляя партию солиста.
Транспонировать текст.
Владеть навыками игры в ансамбле.
Читать хоровые партитуры и транспонировать вверх и вниз.
Знать основные дирижерские жесты и приемы.
Знать основы вокала: постановка голоса, дыхания, фразировку артикуляции, нюансов: темп и характер произведения, если надо — незаметно подыграть мелодию (хору).
Уметь на «слух» подобрать мелодию и аккомпанемент, импровизировать, фрактурно (там, где нужно) изобразить заданную тему, подбирать гармоническую основу к теме в простой фактуре.