Автор: Полякова Светлана Владимировна
Конспект этической беседы «О дружбе и друзьях» в подготовительной группе
Цель: воспитание дружеских чувств — доверия, взаимовыручки, сопереживания, создание дружеских отношений в группе
Задачи:
1. формировать представления детей о дружбе
2. формировать у детей чувства совести и сожаления за совершение плохих поступков
3. формировать понятие у детей товарищеской взаимопомощи
4. формировать осознанности у детей, что общение с друзьями приносит радость
5. развивать монологическую речь и связные высказывания детей
6. закреплять умение отвечать на вопросы полным предложением;
7. закреплять «Правила дружбы»
8. учить детей составлять описательные рассказы о друзьях, используя план – схему
9. учить детей подбирать прилагательные к слову «друг»
10. учить правильно, называть нравственные качества настоящего товарища
Предварительная работа: беседы на тему: «Что такое дружба?», «Что такое эмоции?»; обсуждение пословиц и поговорок о дружбе; чтение и обсуждение произведений: «Ласковое слово»(Л. Воронкова); «Друг детства»(В. Драгунский); «Цветик – Семи цветик»(Катаев В)
Словарная работа: доброжелательный, заботливый, внимательный, ласковый, великодушный, щедрый
Оборудование: план – схема описания друга, аудиозапись в исполнении Алексея Гомана и ансамбля «Непоседы»: «Если с другом вышел в путь»
Ход беседы:
звучит песня «Если с другом вышел в путь» в исполнении Алексея Гомана и детского ансамбля «Непоседы»
Воспитатель: вам понравилась эта песня?
ответ детей
Воспитатель: о ком она?
ответ детей
Воспитатель: у вас есть друзья?
ответ детей
Воспитатель: расскажите о своем друге. Постарайтесь придерживаться такого плана:
1. как зовут друга?
2. где он живет?
3. где и когда вы с ним встречаетесь?
4. в какие игры любите играть?
5. приходил ли он к тебе на помощь?
6. как ты помогал своему другу?
воспитатель выслушивает рассказы нескольких детей о своих друзьях. После рассказов похвалить детей за полные и интересные рассказы
Воспитатель: кто же такой друг?
ответ детей: кто помогает завязать шнурки, делится игрушками, помогает на занятиях
Воспитатель: кого можно назвать своим другом?
ответ детей: с кем интересно рассматривать книги, интересно играть в строительные и другие игры, кто никогда не жалуется, учит тому, что умеет сам и делится всем, что у него есть. Другом может называться тот, кто готов разделить твою радость и твое горе, а если понадобится, то отдать тебе все, что имеет сам
Воспитатель: а вы как должны относиться к своему другу?
ответ детей: доверять ему, делиться всем, не обижать, помогать, защищать
Воспитатель: послушайте отрывок из рассказа о мальчиках, которые считают себя друзьям, оцените их поступки
воспитатель читает отрывок из рассказа
Саша и Андрейка так расшалились и разбегались, что помяли цветы на клумбе
— Это Андрейка виноват! — сразу же закричал Саша, увидев воспитателя
— Андрей, это ты виноват? — строго спросила воспитатель мальчика.
— Я,— ответил Андрейка и отвернулся от Саши
— Хотя виноват только Андрей, но я накажу вас обоих,— сказала Ольга Ивановна. Воспитатель внимательно посмотрела на него, вздохнула и отвернулась. И Андрей отодвинулся, сел к Саше чуть ли не спиной
— Тоже мне, друг еще называется,— пробурчал Саша, но Андрейка никак не среагировал на его ворчание
Воспитатель: почему Ольга Ивановна наказала и Сашу и Андрейку?
ответ детей
Воспитатель: почему вздохнула?
ответ детей
Воспитатель: хотели бы вы, чтобы Саша был вашим другом?
Воспитатель: послушайте еще одну историю
воспитатель зачитывает рассказ
«У Юры был день рождения. Пришли в гости дети. Принесли подарки, а Оля — самый лучший друг Юры, забыла подарок дома. Она сказала об этом мальчику»
Воспитатель: как вы думаете, что ответил девочке Юра?
ответ детей
воспитатель продолжает чтение
Юра улыбнулся и сказал: «Разве забытый подарок — повод для огорчения? Я же тебя ждал в гости, а не подарок»
Воспитатель: как вы думаете, правильно ли поступил Юра?
ответ детей
Воспитатель: можно ли его считать настоящим другом?
ответ детей
Воспитатель: вспомните и повторите слова, которыми Юра утешил Олю
ответ детей
Воспитатель: а сейчас мы будем с вами подбирать слова к слову – друзья, какие они должны быть
ответ детей
Воспитатель: теперь вы знаете, кого можно назвать настоящим другом?
ответ детей: того, кто спешит тебе на помощь, радуется и огорчается вместе с тобой, умеет прощать. Никогда тебя не обижает, не перекладывает на тебя свою вину
Воспитатель: о чем мы сегодня говорили?
ответ детей
Воспитатель: как вы думаете, зачем человеку нужны друзья?
ответ детей