Автор: Зубаирова Римма Фаридовна
Конспект коррекционного занятия
учителя-дефектолога (тифлопедагога)
по разделу: «Развитие зрительного восприятия»
для детей с нарушением зрения
Тема: «Геометрические фигуры»
Форма проведения: подгрупповое
Цель: Закрепить представление детей о геометрических фигурах. Продолжать учить отгадывать загадки, развивать образное мышление ребенка.
Использовать полисенсорный принцип в коррекционной работе.
Задачи:
Коррекционно-образовательные:
Закрепить представление детей о геометрических фигурах
— продолжать учить оперировать пространственными представлениями (справа, слева, внизу, вверху…)
— уточнять и расширять словарный запас по теме
Коррекционно-развивающие:
— развивать зрительное восприятие при составлении картинки из геометрических фигур
— развивать осязательную и мелкую моторику
— развивать полисенсорную систему и тактильное восприятие
— развивать зрительное внимание, память и мышление
— развивать активную связную речь детей, правильно употреблять в речи пространственные термины: справа, слева
— учить рисовать на манке (манкография)
Коррекционно-воспитательные:
— воспитывать усидчивость и познавательный интерес к занятию
— развивать простейшие навыки самоконтроля
Оборудование и материалы:
Демонстрационный материал: геометрические фигуры плоские и объемные, «волшебный мешочек»
Раздаточный материал: геометрические фигуры, коробочки с манкой, Продолжительность занятия — 20 минут.
Методические приемы:
Словесные: объяснение, напоминание, уточнение, оценка деятельности детей, беседа, художественное слово, вопросы.
Наглядные: показ картинок с геометрическими фигурами.
Практические: манкография – рисование на манке, физ. минутка, пальчиковая гимнастика и гимнастика для глаз.
Игровые: создание игровой ситуации.
Организационный момент
Ребята послушайте загадку:
Тает снежок, ожил лужок.
День прибывает. Когда это бывает?…(Весной)
Что же весной светит и греет? …(Солнце)
А давайте найдем фигуру похожую на солнце… (шар)
1. Игра: Чудесный мешочек
Дети на ощупь называют объемные геометрические фигуры
(Шар, куб, цилиндр, конус, эллипсоид, параллелепипед).
Игра «Фигуры и предметы»
Какие предметы похожи по форме:
шар – колобок, мяч, солнце, глобус, апельсин, яблоко, арбуз, луна…;
куб – тумбочка, телевизор, торт, кубик…;
цилиндр – пенек, катушка ниток, барабан, стакан, батарейка…;
конус – морковка, ёлка, колокольчик, пирамидка, мороженое рожок…;
эллипсоид – яйцо, шарик, дыня…;
параллелепипед — сундук, чемодан, фотоаппарат, книга, шкаф…
2. Манкография
Дефектолог: А теперь послушайте загадки, а отгадки нарисуйте пальчиком на манке (перед детьми на столах коробочки с манкой)
Как тарелка, как венок,
Как веселый колобок,
Как колеса, как колечки,
Как пирог из теплой печки!… Дети рисуют отгадку на манке (круг), сверяем ответы-рисунки и на доску выставляем фигуру- круг
Он похожий на яйцо
Или на твое лицо.
Вот такая есть окружность —
Очень странная наружность:
Круг приплюснутым стал.
Получился вдруг…. Дети рисуют отгадку на манке (овал), сверяем ответы-рисунки и на доску выставляем фигуру- овал
Я фигура – хоть куда,
Очень ровная всегда,
Все углы во мне равны
И четыре стороны одинаковой длины,
Вам представиться я рад, а зовут меня… Дети рисуют отгадку на манке (квадрат), сверяем ответы-рисунки и на доску выставляем фигуру-квадрат
Растянули мы квадрат
На кого он стал похожим
Или с чем-то очень схожим?
Не кирпич, не треугольник —
Стал квадрат… Дети рисуют отгадку на манке (прямоугольник), сверяем ответы-рисунки и на доску выставляем фигуру- прямоугольник
На фигуру посмотри
И на манке начерти
Три угла, три стороны
Меж собой соедини.
Получился не угольник,
А красивый… Дети рисуют отгадку на манке (треугольник), сверяем ответы-рисунки и на доску выставляем фигуру- треугольник
Чуть приплюснутый квадрат
Приглашает опознать:
Острый угол и тупой
Вечно связаны судьбой.
Догадались дело в чем?
Как фигуру назовем? … Дети рисуют отгадку на манке (ромб), сверяем ответы-рисунки и на доску выставляем фигуру- ромб
На магнитной доске геометрические фигуры: квадрат-прямоугольник-ромб-треугольник-круг-овал
Как мы можем назвать одним словом эти фигуры?… (плоские геометрические фигуры)
3. Гимнастика для глаз
1. Исходное положение (и. п.) — сидя, откинувшись на спинку стула. Глубокий вдох. Наклонившись вперед, выдох. Повторить 5—6 раз.
2. И. п. — сидя, откинувшись на спинку стула. Крепко зажмурить глаза, затем открыть веки. Повторить 4 раза.
3. И. п. — сидя, руки на поясе. Повернуть голову влево, посмотреть на локоть левой руки. Повернуть голову вправо, посмотреть на локоть правой руки.
4. И. п. — сидя, посмотреть вверх, влево, вниз, вправо и в обратном направлении.
4. Игра: «4 лишний»
квадрат-прямоугольник-ромб-треугольник
красный круг-желтый круг-зеленый овал-синий круг
5. Игра «Составь квадрат» (из треугольников)
На столах у детей лежат геометрические фигуры (треугольники), из которых ребята составляют квадраты
6. Физкультминутка (расскажи стихи руками)
«Весна» Г.Ладонщикова
Отшумела злая вьюга, — круговые движения рук, согнутых в локтях,
Стала ночь короче дня – руки в стороны, затем постепенно соединяются
Теплый ветер дует с юга, — взмахи ладонями около лица
Капли падают, звеня. – взмахи ладонями сверху-вниз
Солнце, землю нагревая, — руки поднять вверх
Гонит с нашей горки лед. – взмахи рук слева-направо
Тает баба снеговая – поднять руки вверх, соединив их над головой,
постепенно приседая
И ручьями слезы льет. — взмахи рук к лицу, затем вниз
6. Итог занятия