Автор: Елена Григорьевна Гущина
Здравствуй, зимушка зима.
Цель: развитие лексико-грамматических средств языка.
Коррекционно-образовательные задачи:
− расширять, уточнять и активизировать номинативный словарь: зима, время года, декабрь, январь, февраль, снег, мороз, лед, ледок, морозец, снежинки, снеговик, санки, снежки, птицы, звери, одежда, снегопад, вьюга, водоемы, холод, сосульки; предикативный: дуть, завывать, падать, лететь, кружиться, морозить, лепить, кататься; адъективный: морозный, холодный, легкий, пушистый, блестящий, прозрачный, зимний; морозно, холодно.
− подбирать противоположные по смыслу слова – антонимы;
−совершенствовать грамматический строй речи: образовывать существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами, согласовывать существительные с прилагательными, согласовывать числительные с существительными, употреблять существительные в форме родительного падежа в единственном числе, образовывать существительные мн. числа, образовывать относительные прилагательные от существительных употреблять предложно-падежные конструкции;
Коррекционно-развивающие задачи:
− развивать основные психические процессы: внимание, память, мышление;
−развивать связную речь;
Коррекционно-воспитательные задачи:
−формировать навыки сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности.
Оборудование: картинки по теме «Зима», мяч
Компьютерные средства обучения: интерактивная игра
1.Организационный момент
− Посмотрели мы в окно
Все вокруг белым бело.
Дуб кивает головой
Рад поздравить вас с …(зимой)
− О каком времени года мы будем сегодня говорить? (о зиме).
− Назовите месяцы зимы.
II. Основная часть.
− Я, ребята, Снеговик,
К снегу, холоду привык.
Вы меня слепили ловко,
Вместо носа тут морковка.
И ведро на голове,
И метла в моей руке.
Я пришёл к вам в детский сад,
Чтоб порадовать ребят.
− Снеговик приготовил для нас много интересных заданий. Давайте поможем снеговику выполнить все задания.
Лексико-грамматические игры и упражнения:
Признаки зимы (составление предложений по опорным картинкам)
– Назовите снеговику признаки зимы.
Солнце светит, но не греет. На улице холодно, морозно. Падает белый пушистый снег. Дует холодный ветер. Деревья стоят голые, а елки зеленые. Дети катаются на санках, лыжах, коньках, играют в снежки, строят снежную крепость.
Игра с мячом «Кто больше?» (обогащение словаря)
– Кто больше назовет зимних слов?
«Какая погода?» (согласование существительных с прилагательными)
– Какая погода может быть зимой.
– Если на улице мороз, погода какая?
– Если на улице ветер, погода какая?
– Если на улице идет снег, погода какая?
– Если на улице холодно, погода какая?
«Один много» (образование существительных и прилагательных мн. числа)
– Поиграем со снеговиком в игру «Один −много»
Снежинка− снежинки
Сосулька−сосульки
Снежок− снежки
Лед − льды
«Сосчитай-ка» (согласование числительных с существительными)
– У снеговика в мешке много предметов, поможем ему их сосчитать.
Снежинка, сосулька, дерево, снегирь.
Физкультминутка
Дети все в кружок вставайте,
Физкультминутку начинайте.
Игра на ускорение «Лепим снежный ком».
«Назови ласково» (образование существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами)
– Снеговик большой, а малыш маленький. Назовите большие и маленькие предметы.
Красивая снежинка, острая сосулька, быстрые санки, зимнее дерево.
«Что из чего» (образование относительных прилагательных от существительных)
– Помоги снеговику назвать что из чего сделано.
Снеговик из снега – снежный снеговик
Горка изо льда
Мешок из материи
Шар из стекла
Метла из соломы
Скамейка из дерева
Дом из глины.
«Где спрятался снеговик» (употребление предложно-падежных конструкции)
– За горкой, за елкой, за снежной крепостью, под льдиной, между деревьями, на скамейке, в доме, на дереве.
«Скажи наоборот» (подбирать противоположные по смыслу слова – антонимы)
– Помоги снеговику перевернуть снежные комья. Скажи наоборот.
Летом дни жаркие, а зимой холодные.
Снег мягкий, а лед твердый.
Сосулька длинная, короткая.
Осенью лед тонкий, а зимой толстый.
Мешок тяжелый, а подарок легкий.
III. Итог занятия.
− О чём говорили на занятии? Оценка работы детей.