Автор: Елена Николаевна Голованева
Конспект непосредственно образовательной деятельности по обучению игре в шахматы для детей старшего дошкольного возраста
Тема: чтение сказки «Про великого царя и про появление шахмат».
Цель: знакомство с историей возникновения шахмат.
Задачи: Раскрыть историю возникновения шахмат через чтение сказки, помочь осознать её основную мысль.
Развивать образное, логическое и ассоциативное мышление, развивать связную речь
Обогащать словарный запас детей, за счет слов: мудрецы, чародеи, шахматная доска, шахматные фигуры, партнеры.
Воспитывать у детей интерес к шахматам, выдержку, волю, усидчивость.
Материал: выставка иллюстраций к знакомым сказкам, наборы шахмат, музыка В. Зубкова. А. Горохова «Шахматная королева» , картинки шахматных фигур
Ход
Звучит сказочная музыка. Дети рассаживаются по местам.
— Сегодня, ребята, мы с вами отправимся в сказку.
Вы любите сказки? А какие сказки вы знаете? (ответы детей)
— А теперь давайте рассмотрим картинки и назовём сказки, которые ещё не назвали
(Рассматривание картинок из сказок).
— Что вы видите на картинке? (обсуждение картинок из сказки, среди картинок конверт с заданием).
— Ребята, смотрите здесь письмо, давайте прочитаем его. (дети с воспитателем читают письмо).
(Чтобы узнать героев этой сказки, нужно собрать картинку.) (дети собирают картинку и выясняют из какой она сказки )
— Ребята, вы знаете из какой сказки эта картинка? (ответы детей, если дети затрудняются воспитатель помогает им).
_ Правильно, я хочу вас познакомить с историей, откуда пришли шахматы. Но для начала давайте немного отдохнем.
Физкультминутка.
(под музыку «Шахматные кони)
Вся в квадратах – белых, черных,
Деревянная доска.
А ряды фигур точеных – деревянные войска.
Люди их передвигают, коротают вечера.
Люди в шахматы играют, гениальная игра!
— Ну вот ребята мы с вами немного отдохнули, а теперь пора отправляться в сказку. Вы готовы?
СКАЗКА ПРО ШАХА И ПРО ШАХМАТЫ
Давным-давно, 2000 лет назад, в одной прекрасной стране с названием Индия жил да был один очень могучий, сильный и богатый шах Шеран-Шихран. Было у него множество дворцов, крепостей и огромная армия ЧАТУРАНГА, с которой он совершал набеги на своих недругов-соседей.
Вскоре он всех противников победил-покорил, потому что в его армии было сто тысяч пеших воинов, тридцать тысяч закованных в латы боевых коней и всадников, быстрые и мощные колесницы, а самое главное — непобедимые слоны. Раньше, когда не было танков и ракет, грозным в мире оружием! Никто не мог их остановить. Ни человек, ни непроходимый лес, ни стена! Всё они могли преодолеть, всё разрушить на пути.
И вот, когда воевать стало не с кем, заскучал великий государь. Царская охота ненадолго развеяла скуку нашего шаха. Очень скоро все слоны да бегемоты были выловлены, все страшные тигры да крокодилы на цепь посажены. Ни войны, ни охоты!
Посидел падишах на троне да на печи неделю-другую и закричал от скуки страшным голосом: «Скучно! Подать мне сюда всех великих мудрецов да чародеев!»
Прибежали испуганные мудрецы: «Что тебе надобно, царь-государь?» «Развеселите меня! Придумайте забаву царскую, чтоб не грустилось мне. Как угодите мне велю золота отсыпать, сколько унесёте, а нет мой меч — голова с плеч!»
Опечалились мудрецы пригорюнились и пошли думать, как грозному шаху-падишаху угодить. Дал на все думы царь лишь три дня и три ночи. Начали мудрецы лбы морщить да головы себе чесать.
Время, назначенное проходит, зовет их грозный владыка к себе. «Ну что, придумали?» спрашивает.
Один чародей достаёт кубики золотые, цепочки серебряные. Поиграл цепочками царь, побросал кубики. Не понравилось! «С глаз долой!» закричал. Хорошо ещё, что казнить не велел.
Второй мудрец вынул шары изумрудные да кегли мраморные. Покатал правитель шары, тоже не обрадовался этой «детской» забаве. Скоро все мудрецы были прогнаны, лишь один самый известный из них остался. «Ну, а у тебя, что за игрушка?» — спрашивает грозный царь.
Достаёт самый старый мудрец из мешка деревянный ящичек и раскрывает его, а там — деревянные фигурки. Закричал царь, затопал ногами: «Что это такое! Другие мне золото, бриллианты приносили, а ты что принёс!» «Не всё то золото, что блестит!» — мудрец отвечает.
Посмотрел внимательнее царь и узнал в деревянных фигурках всё своё войско: и коней, и пехоту, и крепости, и своих генералов, а в одной фигуре узнал даже самого себя.
Мудрец достал шахматную доску и на одном краю выстроил армию белого короля, а напротив, на другом краю доски, чёрное войско. Падишах с усмешкой спрашивает: «Ты считаешь, что я, великий воин, победитель всех народов, имеющий самую могучую армию в мире, не смогу справиться с небольшим отрядом деревянных игрушек?» .
Мудрец молвил: «Давай, повелитель, попробуем!» — объяснил царю правила игры, и они начали сражение. И вскоре индийский правитель увидел, что управлять небольшим отрядом шахматных фигур гораздо сложнее, чем целой армией.
Так понравилась ему игра, что все дни и ночи проводил он за ней. И детей своих научил играть. Мудреца велел шах по- царски наградить.
Когда царь добирался до шахматного короля противника, то он по своей былой военной привычке окликал врага: «Эй, шах!». А когда вражеский король падал сражённый, то великий падишах с грустью говорил: «ШАХУ МАТ!» Сражение ведь кончалось на этом. А царь так любил воевать.
В переводе на русский язык слова царя означали, что король погиб. С тех пор игра стала называться ШАХМАТЫ.
Со временем правила игры изменялись. Теперь короля нельзя убить, потому что он — самая главная фигура, полководец, который никогда не покидает свою армию и поле боя.
Беседа по содержанию
— Вот такая интересная история.
-Но, чтобы нам попасть в этот удивительный мир нам нужно ответить на несколько вопросов.
— Где родились шахматы?
— Чем, по мнению индийского шаха, сложнее управлять – целой армией или небольшим отрядом шахматным фигур?
— Что, кричал падишах в конце игры? Что это означало?
— А где же происходят шахматные сражения? Конечно, на шахматной доске
— Дети, а посмотрите, что это лежит у вас на столах?
(Ответы детей: шахматы.)
— Правильно, шахматы. А ответьте мне, пожалуйста, на вопрос: «Сколько человек может играть в шахматы»? (ответы детей).
_ А, теперь давайте откроем шахматы и познакомимся с фигурами и расставим их на места. (дети выполняют задание, воспитатель оказывает посильную помощь).
_ Молодцы, многие справились с заданием. А, вы бы хотели научиться играть в шахматы. (ответы детей).
Итог
— Итак, сегодня мы познакомились со спортивной игрой «Шахматы», узнали, где и когда она возникла, как называются фигуры и где они сражаются.
На следующем занятии мы продолжим наше знакомство с этой увлекательной игрой.