Автор: Мукабенова Светлана Дорджиевна
Конспект нод «Цаган Сар»
Цель: расширить представления о национальном празднике , его истории обычаи, традиции.
Задачи ; обобщить знания детей о национальном празднике ; его истории.
Воспитатель ;Ребята, сегодня к нам пришли гости, давайте поприветствуем их.: Мендвт!Здравствуйте ! Молодцы! давайте посидим( на полу уже лежат полукругом ширдыки). и и побеседуем с вами.Скажите , какой праздник мы скоро будем праздновать ? Праздник Цаган сар -белый месяц.Кто расскажет нам об этм празднике?
(Раньше все держали скот -овец ,коров,верблюдов, лошадей.Зимой животных содержать тяжело-мало пропитания, травы нет, животные едят заготовленное с лета сено. Стоят морозы , животным холодно, они могут заболеть. Пока длится зима, люди волнуются за своих животных. И вот наступает Белый месяц , он означает завершение зимы и наступление весны.Все животные радуются этому.Теперь будет становиться все теплее, еды станет вдоволь.Под землей просыпаются суслики, птицы возвращаются из теплых стран, появляются первые цветы.Природа словно пробуждается ото сна.
Сюрпризный момент; из норки выглядывает суслик, оглядывается по сторонам и произносит слова: Хавр аашна! Хавр аашна! Цуг зурмд серяд ичянясн hарв. Би таднд хаврин зянг авч ирюв!
Рады и люди , они поздравляют друг друга , ходят в гости к близким спрашивают»Хорошо ли перезимовали?»Не потеряли животных? Готовят вкусные блюда и конечно жарят борцоги.
Воспитатель; А давайте вспомним какие бывают борцоки? Я буду показывать картинку, а вы называть борцок.
Темян -верблюд символ увеличения приплода.
Целвг — символизирует солнце.
Жола — поводья символ долгой жизни.
Шовун — символ прихода весны.
Тогш- напоминает загон для скота, символ увеличения хозяйства.
Мошкмр — симвошлизирует пожелание жить единой семьей.
ХОРХА борцг пожелание иметь много детей и скота.
Ребята вы такие молодцы! Мне так приятно, что вы столько знаете, в благодарность я покажу вам фокус! Давайте подойдем к мольберту ( на листе А 4 заранее нарисован воском борцог ) Посмотрите нарисовано здесь что-нибудь? Нет. Воспитатель берет губку окунает в краску и проводит по листу.А теперь? Здесь появился борцог. Вот такой фокус, вам понравилось?
Давайте вы теперь сделайте много борцогов., мы наполним ими нашу пиалу, вот такая большая пиала у нас. ( на доске ватман с нарисованной пиалой). садитесь за свои столы. Смотрите какие красивые борцоги нарисованы.Нужно вырезать их и наклеить на ватман. получится будто мы кладем борцоги в пиалу. Давайте вспомним, как мы работаем ножницами держим от себя., не размахиваем, не играем ими, чтобы не причинить вред другим и себе. вырезаем несколько борцогов затем смазываем клеем наш борцог с обратной стороны и идем приклеивать его.Воспитатель
Дети посмотрите что у нас получилось? Красиво? Вот какими красивыми и ароматными борцогами мы наполнили нашу пиалу. Здорово. Давайте потанцуем рядом с нашими пиалами. Дети танцуют калмыцкий танец. Воспитатель хвалит и благодарит детей , ватман с коллективной работой вывешивается в уголке «Наше творчество»