Автор: Ратиева Нина Анатольевна
Конспект образовательной деятельности
Организационная информация
1.Доминирующая область: Познание
2.Вид деятельности детей: Игровая, познавательная
Методическая информация
1.Тема образовательной деятельности: Путешествие в город Математики
2.Методы и приёмы реализации содержания занятия: Беседа по вопросам, рассматривание картинок, практическая деятельность, объяснение, дидактическая игра, использование ИКТ- просмотр и решение обучающих заданий.
3.Интеграция образовательных областей: Познавательное, речевое, физическое развитие
4.Возрастная группа: Старшая (5-6 лет)
5.Цель: Стимулирование развития мыслительных способностей старших дошкольников посредством игры-путешествия
6.Задачи:
Обучающие:
-Совершенствовать умение находить место числа в ряду, считать до 9 и обратно; находить соседей числа.
-Совершенствовать знания о геометрических фигурах; закреплять умение детей делить геометрические фигуры по группам (по цвету, по форме, по размеру).
-Учить находить лишний предмет в группе предметов, использовать в речи обобщающие слова.
Развивающие:
— Развивать мыслительные операции (сравнение, обобщение), внимание,
— Развивать умение ориентироваться в пространстве.
— Развивать у детей любознательность, умение оценивать свою работу и работу товарищей.
Воспитательные:
— Воспитывать умение слушать товарища, дать возможность ему высказаться.
— Воспитывать чувства взаимопомощи.
7.Планируемые результаты: Проявляют активный интерес к занятию, точно отвечают на вопросы полным предложением, правильно выполняют задания, знают цифры первого десятка, прямой и обратный счёт, «соседей числа», знают геометрические фигуры, умеют вычленить лишний объект из группы предметов назвав причину выбора.
8.Организация среды для проведения занятия:
Карточки с цифрами от 0 до 9; предметные картинки-цифры, геометрические фигуры разного цвета и размера; видео игры «Четвёртый лишний», «Угадай сказку», карточки с геометрическими фигурами-бусами, умные вопросы; цветные карандаши, 4 стола, стулья на каждого ребенка, доска, ТВ- плазма для просмотра обучающих заданий.
9.Подготовка к образовательной деятельности на занятии в режимные моменты: Игры на развитие логического мышления и внимания «Назови лишний предмет», разучивание физ. минутки, гимнастики для глаз, чтение русских народных сказок.
Конспект образовательной деятельности:
1.Вводная часть:
(дети и воспитатель стоят на ковре в кругу)
Воспитатель: Ребята, вы когда-нибудь путешествовали? Сегодня я предлагаю отправиться в необычное путешествие, в город Математики.
Мотивация деятельности детей:
-Как вы думаете кто живёт в этом городе? (цифры, знаки, геометрические фигуры, задачи)
В круг широкий вижу я
Встали все мои друзья
Мы сейчас пойдём направо
А теперь пойдём налево
В центре круга соберемся
И на место все вернёмся
Улыбнёмся, подмигнём
Путешествие начнём.
2.Основная часть:
Актуализация ранее приобретённых знаний:
( дети проходят на стулья, стоящие перед доской, рассаживаются)
Воспитатель: вот мы с вами оказались на первой улице- 1 улица Цифры
-По этой улице прошёл злой волшебник и заколдовал все цифры и превратил их в разные предметы. Давайте поможем расколдовать цифры.- коллективная работа:
Дидактическая игра «Найди какая цифра спряталась» (воспитатель показывает предметы, на которые цифры похожи, задача детей отгадать по образу название цифры и выставить ее карточку на доске)
Бублик-0
Крючок-1
Лебедь-2
Змея-3
Пазлы-5
Яблоко с червячком-6
Домино-7
Матрёшка-8
Кит-9
Дидактическая игра «Найди место в ряду»:
Один ребенок выполняет задание у доски, остальные на местах. Затем детям предлагается посчитать до девяти прямым и обратным счетом.
Дидактическая игра «Какая цифра спряталась»
Дидактическая игра «Числа-соседи»( воспитатель предлагает назвать соседей числа 4, 7 , и т.п.)
— Выполнив задания у доски, дети переходят на другую улицу,- встают вокруг стола:
2 улица «Геометрические фигуры»:
-Ребята, что лежит на столе (геометрические фигуры)
-Чем отличаются фигуры? (цветом, размером, формой)
-Давайте разделим фигуры на группы. (по цвету, по форме, по размеру)- несколько детей выполняют задание, а остальные осуществляют проверку результатов
Дальше дети переходят на 3ю улицу «Что лишнее» на стулья перед ТВ-плазмой
( на экране телевизора задания в ходе которых , дети находят лишний предмет и обьясняют почему выбран именно он, называют обобщающие слова)
(на ковре):
Физминутка.
Один-два-все вставайте
Три-четыре-приседайте
Пять-шесть-повернись
Семь-восемь-улыбнись
Девять-десять-не зевай
Своё место выбирай.
4 улица «Умные вопросы»
Вопросы:
Сколько носов у трёх котов?
Сколько пальцев на руке?
Какой сегодня день недели?
Что бывает раньше: утро или вечер?
Яблоко круглое или треугольное?
Кто громче кукарекает корова или кот?
Сколько солнышек на небе?
Сколько углов у круга?
Сколько крыльев у поросёнка?
Сколько огней у светофора?
Сколько углов у треугольника?
Самостоятельная деятельность детей по закреплению нового материала
Воспитатель: предлагаю продолжить наше путешествие и посетить 5ю улицу
На ней мы выполним еще одно задание чтобы расколдовать жителей страны Математика— «Дорисуй бусы» (индивидуальная работа за столами)
(на листочках нарисованы геометрические фигуры, дети продолжают ряд)- взаимопроверка выполненного задания осуществляется детьми-соседями.
(на ковре):
Гимнастика для глаз «Дни недели»
Всю неделю по — порядку,
Глазки делают зарядку.
— В понедельник, как проснутся,
Глазки солнцу улыбнутся,
Вниз посмотрят на траву
И обратно в высоту.
Поднять глаза вверх; опустить их книзу, голова неподвижна; (снимает глазное напряжение) .
— Во вторник часики глаза,
Водят взгляд туда – сюда,
Ходят влево, ходят вправо
Не устанут никогда.
Повернуть глаза в правую сторону, а затем в левую, голова неподвижна; (снимает глазное напряжение) .
— В среду в жмурки мы играем,
Крепко глазки закрываем.
Повернуть глаза в правую сторону, а затем в левую, голова неподвижна; (снимает глазное напряжение) .
— В среду в жмурки мы играем,
Крепко глазки закрываем.
Раз, два, три, четыре, пять,
Будем глазки открывать.
Жмуримся и открываем
Так игру мы продолжаем.
Плотно закрыть глаза, досчитать да пяти и широко открыть глазки; (упражнение для снятия глазного напряжения)
— По четвергам мы смотрим вдаль,
На это времени не жаль,
Что вблизи и что вдали
Глазки рассмотреть должны.
Смотреть прямо перед собой, поставить палец на расстояние 25-30 см. от глаз, перевести взор на кончик пальца и смотреть на него, опустить руку. (Укрепляет мышцы глаз и совершенствует их координации)
— В пятницу мы не зевали
Глаза по кругу побежали.
Остановка, и опять
В другую сторону бежать.
Поднять глаза вверх, вправо, вниз, влево и вверх; и обратно: влево, вниз, вправо и снова вверх; (совершенствует сложные движения глаз) .
6 улица «Угадай сказку»- дети проходят на стулья к ТВ- плазме
(на экране предметы из сказки- задача детей по набору предметов и героев угадать название сказки)
3.Заключительная часть:
(воспитатель и дети возвращаются на ковер в круг):
В круг широкий вижу я
Встали все мои друзья
Мы сейчас пойдём направо
А теперь пойдём налево
В центре круга соберемся
И на место все вернёмся
Улыбнёмся, подмигнём
Путешествие закончим.
Анализ и самоанализ деятельности детей:
Воспитатель: Ну что ребята, понравилось Вам наше путешествие?
-В какой город мы совершили путешествие?
-Какие улицы были в этом городе?
-С какими трудностями пришлось столкнуться на улицах города? Кому мы помогали?
-Что Вам понравилось больше всего? Какое задание показалось самым трудным?
— Вы сегодня были большие молодцы, я уверена, что кто бы еще не попросил у нас помощи, мы ее всегда окажем любому.
Дальнейшая разработка темы:
Воспитатель: я заметила, что вы с интересом выполняли все задания, чтобы расколдовать цифры и фигуры, предлагаю вам в свободное время еще выполнять задания «Четвёртый лишний», «Что изменилось» «Найди отличия», «Найди предмет, не похожий на другие».