Автор: Лазарева Татьяна Григорьевна
Цель:
Закреплять знания детей о животных жарких стран и Севера (обогащать и активизировать словарь в названии этих животных, особенности их места жительства, сходство и различие животных).
Задачи:
Образовательные
· Совершенствовать умение самостоятельно логически последовательно и грамматически правильно составлять описательные рассказы о животных жарких стран и севера.
· Формировать грамматический строй речи через динамические игры. .
Развивающие
· Развивать зрительное восприятие, мелкую моторику через дидактические игры.
· Развивать логическое мышление.
Воспитательные
· Воспитывать любовь к животным и природе.
· Воспитывать желание активно работать на занятии.
Оборудование:
· магнитная доска;
· отдельные изображения животных жарких стран и Севера;
· картинки с изображениями животных жарких стран и Севера; (раздаточный материал)
· презентация, показ и просмотр слайдов на экране, вопросы к детям.
· пазлы с изображением животных севера и жарких стран.
Ход:
В. — Ребята, а Вы знаете, что такое зоопарк?
Д. – Это место, где живут животные.
В. – Ребята, а вы были в зоопарке? (ответы детей)
В. – И я была, вот послушайте стихотворение о зоопарке.
«Мы осенним теплым днем
В зоопарк гулять идем
Посмотреть хотим скорей
Мы на всяческих зверей
На слона и леопарда
На змею, гиппопотама
На медведя, обезьяну
И на суслика, варана».
В. – Да ребята, в зоопарке собраны все животные, которые проживают на нашей большой планете, но у каждого есть свой дом своя родина, где им хорошо!
В. – А что ребята, может отправимся в путешествие и посмотрим, где и как живут животные?
Д. – Да!
В. – На чем же мы с Вами можем отправиться в дальнее путешествие?
Д. – На машине, на поезде, на самолете!
В. – Правильно на самолете, и так, уважаемые пассажиры, пристегнули ремни и …. Полетели (слайд самолета). Наш самолет летит на север нашей планеты (дети расправляют руки в стороны, имитируя самолет, встают около своих столов).
В. – Ребята, мы на Крайнем Севере, в Арктике. Как холодно здесь, чувствуете?
В. – Какие же животные живут здесь?
Ответы детей сопровождаются показом соответствующих слайдов на экране телевизора. Если ребенок затрудняется с ответом, «подвести» к ответу наводящей загадкой:
1) Живет он там, где холода,
И ловит рыбу из-под льда.
Он в шубе белой щеголяет,
Умеет плавать и ныряет.
(Белый медведь показ слайда и ответы детей про северного оленя).
— Кто это?
— Как выглядит, какие части тела?
— Есть туловище, лапы, хвост, рога и т.д.
— Чем питаются?
— Назовите детенышей?
2) Этот житель круглый год
Лишь на Севере живет.
Он с ветвистыми рогами
И со стройными ногами.
А на ножках тех копыта,
Зверь хороший, не сердитый.
Мох жует он целый день.
Это северный …
(Северный олень показ слайда и ответы детей про северного оленя)
3) Невидимка в белой шубке-
Хищник остренькие зубки.
Лис охотник и хитрец
Называется …..
(Песец, показ слайда и ответы детей про песца)
4) Растянулся среди льдин
Толстокожий господин.
В холодину, братцы,
Лезет он купаться.
Проведя в воде часы
Вылез он на льдину,
Важно фыркает в усы,.
Чешет ластой спину.
Важен, грозен, толстокож
Господин усатый …
(Морж, показ слайда и ответы детей про моржа)
«Собери гостей»
(составить пазлы с изображением животных Севера)
Это было в воскресенье,
У моржа на дне рожденья,
Гости пели, веселились,
В хороводе так кружились,
Так кружились, так вертелись,
Что на части разлетелись
Раз, два, три, четыре, пять,
Помоги гостей собрать.
В. – Ребята, Вы молодцы, всех гостей собрали правильно, давайте посмотрим внимательно, может кто – то среди животных севера лишний?
«Четвертый лишний»
(раздать ребятам карточки с изображением трех обитателей севера и одного животного жарких стран, лишнего зачеркнуть).
В. – Ребята, наше путешествие продолжается, и теперь из холодного Севера, отправляемся в жаркую Африку! И так, уважаемые пассажиры, пристегнули ремни и полетели (слайд самолета). Наш самолет прилетает в Африку!
В. – А какой здесь климат?
Д. – Жарко, палит солнце, не бывает зимы, снега.
В. – Давайте узнаем какие животные обитают в Африке?
Ответы детей сопровождаются показом соответствующих слайдов на экране телевизора. Если ребенок затрудняется с ответом, «подвести» к ответу наводящей загадкой:
Вот живой подъемный кран,
Обитатель жарких стран.
Со стволов многоэтажных
Рвет и листья, и банан.
(Жираф, показ слайда и ответы детей о жирафе) — Кто это?
— Как выглядит, какие части тела?
— Есть туловище, лапы, хвост, рога и т.д.
— Чем питаются?
— Назовите детенышей?
Ты пловец, быть может, бравый,
Только в Ниле с ним не плавай.
Этот ящер очень злой,
Зубы в ряд торчат пилой.
(Крокодил, показ слайда и ответы детей о крокодиле)
Лошадка в Африке живёт,
С неё срисован переход,
Через дорогу просто
Шагать по тем полоскам!
(Зебра, показ слайда и ответы детей про зебру)
Пышной гривою трясёт,
В жаркой Африке живет,
Он прекрасен и опасен,
Царь зверей, он очень властен.
Кто же этот царь зверей?
Угадай-ка поскорей.
(Лев, показ слайда и ответы детей о льве)
Слышите могучий топот?
Видите длиннющий хобот?
Это не волшебный сон!
Это африканский…
(Слон, показ слайда и ответы детей о слоне)
Чтение стихотворения про слона:
Здравствуй, слон!
Ты что не весел?
Почему ты нос повесил?
Почему твой длинный нос
До земли почти дорос?
Слон подумал и ответил: —
Нос мне очень нужен, дети! —
Вот как? Нужен? А зачем? —
Я ведь очень много ем!
Длинный нос еду берёт
И кладёт мне прямо в рот!
Он поможет мне напиться
И за ветку зацепиться.
Может он служить рукой —
Вот полезный он какой!
«Собери гостей»
(составить пазлы с изображением животных жарких стран)
Это было в воскресенье,
У слона на дне рожденья,
Гости пели, веселились,
В хороводе так кружились,
Так кружились, так вертелись,
Что на части разлетелись
Раз, два, три, четыре, пять,
Помоги гостей собрать.
В. – Ребята, Вы молодцы, всех гостей собрали правильно, давайте посмотрим внимательно, может кто – то среди животных севера лишний?
«Четвертый лишний»
(раздать ребятам карточки с изображением трех обитателей жарких стран и одного обитателя севера, лишнего зачеркнуть).
В. – Ребята, мы с Вами узнали какие животные живут на севере, а какие в жарких странах, давайте поможем им отправиться домой на Родину!
«Отправь животное на Родину»
Из разложенных изображений животных ребята:
1) Животных Севера раскладывают слева, на картинку с изображением Севера:
В. — А скажите, где обитают эти животные?
Д. — На Севере
В. — Значит, как они называются?
Д. — Животные Севера
2) Животных жарких стран. раскладывают справа, на картинку с изображением Африки.
В. — А где обитают эти животные?
Д. — В пустыни, в Африке.
В. — Ребята, а в пустыни, какой климат?
Д. — Там жарко, жаркий климат
В. — Значит, как их можно назвать?
Д. — Животные Жарких стран!
В. – Наше путешествие заканчивается, сегодня мы с Вами узнали о животных холодного севера и жаркой Африке. А нам пора возвращаться в наш детский сад!