Конспект организованной детской деятельности на тему: «шестиногие малыши» в подготовительной группе

Автор: Ирина Николаевна Майор

Конспект организованной детской деятельности на тему: «шестиногие малыши» в подготовительной группе

Оборудование: предметные картинки насекомых (бабочка, пчела, кузнечик, муравей, гусеница, божья коровка, стрекоза). Цветок, дидактическая игра «Разложи по группам», дидактическая игра «Четвертый лишний»,

Ход занятия:

Воспитатель: Сегодня мы с вами отправимся в гости к маленьким жителям лесной полянки – насекомым. Подготовимся к путешествию:

Кинесиологическое упражнение «Перекрестные шаги»

«Мы к лесной полянке вышли, поднимая ноги выше,

        Через кустики и кочки, через ветви пенечки.

         Кто так ловко шагал, не споткнулся, не упал?»

Воспитатель

Я предлагаю вам отправиться в чудесную страну Насекоми

 

 

 

Воспитатель: А, чтобы попасть к шестиногим малышам, нужно отгадать загадки и найти картинки – отгадки.

Загадки

 

— Это что за маленький вертолет? (стрекоза)

«Стрекоза – стрекоза – любопытные глаза!

То летит она вперед, то висит, как вертолет,

Над водой голубой, над травой луговой, над полянкой лесной»

Стрекозы очень прожорливы и постоянно голодны, а значит, постоянно охотятся на мух, комаров, мотыльки. Стрекоза хищница, так как она питается другими насекомыми. У стрекозы большие, огромные глаза во всю голову и смотрят сразу и вперед, и назад, поэтому она может хватать добычу, не поворачивая головы. Стрекоза откладывает яички в воду и размножается в воде

Воспитатель:

Сок цветов душистых пьет, дарит нам и воск, и мед.

 Людям всем она мила, а зовут ее… (пчела).

— Пчела – собирает нектар и пыльцу, которую стряхивает своими лапками в корзинку на задней лапке.

Воспитатель:

Какие слова помогли вам догадаться, что это пчела?

Он работник настоящий очень, очень работящий.

Под сосной в лесу густом Из хвоинок строит дом. (муравей).

Воспитатель: «По тропе лесной неровной листик тащит муравей.

В десять раз себя огромней, раз в пятнадцать тяжелей» — может носить груз больше и тяжелее себя,

— Это маленькие труженики. Они строят дом. Подскажите, как называется домик?

— Муравейник строят из маленьких травинок, хвоинок, стебельков. Каждый муравей занят своим делом. Среди них есть рабочие, которые заняты в уборке и строительстве; солдаты, которые охраняют муравейник с царицей, которая откладывает яйца; няньки, которые выхаживают муравьишек и добывают пищу: сладкие семена трав, маленьких мошек и червячков. Муравей защищает лес от вредных насекомых. Осенью затихает жизнь в муравейнике, все ходы и выходы плотно закрываются. А муравьи собираются в большой клубок и спят до весны.

Воспитатель: 

На лугу живёт скрипач

Носит фрак и ходит вскачь (кузнечик)

—  Знаете ли вы, почему о кузнечике говорят: пиликает на скрипке? Зазубринки на ножках цепляются за пластинки на брюшке – получается скрип, стрекот. Также поет сверчок.

Воспитатель:

 Она ярка, красива, Изящна, легкокрыла.

 Сама похожа на цветок И любит пить цветочный сок. (бабочка).

Воспитатель:

Посмотрите, вот порхает бабочка над цветком. Она сама напоминает нам цветок, имея 4 больших ярких крыла с великолепным рисунком. Очень интересная жизнь у бабочек. Она родится летом, перезимует где-нибудь под листочком, весной отложит яички и умрет. Затем из яичек появится гусеницы, которые вскоре превратятся в куколок, и из куколок вновь вылетит красивая бабочка. Бабочки питаются нектаром цветов, они опыляют растения, а вот гусеницы приносят большой вред, они пожирают листья и плоды.

— Это моль родственница бабочки. Хоботок е нее недоразвит, и она вообще не питается. Зато ее гусеницы имеют мощные челюсти, и поедает волос, мех, шерсть, кожу, перо, сухое мясо и даже кости, нанося серьезный вред хозяйству человека.

Воспитатель:

 «Спина красная, на ней черные круги, с каждой стороны по 3 ноги» (Божья коровка). Назвали ее потому, что она выпускает при опасности молочко, только оранжевого цвета. На самом деле это кровь, которая плохо пахнет. Подошла к травинке и начала есть небольшие круглые существа, которые с аппетитом запускали свой хоботок в листья и сосали из них сок. Это тля.

— Как вы думаете, кто из них полезен человеку, а кто приносит вред? (божьих коровок разводят на специальных предприятиях в огромных количествах, потом распыляют их с самолетов над пораженными полями личинками колорадского жука, белокрылкой, тлей) Каких жуков вы знаете? (колорадский, майский, жуки-олени, питающие древесным соком, жук-бомбардир, который при опасности выбрасывает едкое облачко, напоминающее дым, светлячок, у которого в темноте светятся крылышки)

Жук – олень — самый большой жук в нашей стране. Его рога – это зубы, которыми он все жует и кусает врагов, которые на него нападают. И если у оленя – дикого животного долго растут свои рога, то он рождается уже с готовыми рогами. А вы знаете, я вам сейчас открою один секрет. Все насекомые никогда не бывают малышами, они рождаются сразу взрослыми. За ними никогда не ухаживает мама, как за вами.

— Все жуки имеют 6 лапок, голову, глаза, усики, туловище, 2пары крыльев (первая расположена снаружи, она твердая, под ней находится еще 2мягких крылышка)

Воспитатель:

Ребята, как одним словом можно назвать всех этих существ? (насекомые).

— Давайте их расположим по внешнему признаку (жуки, бабочки, стрекозы, пчелы).

— Расположите по месту обитанию (наземные, водные)

— Расположите по способу передвижения (летающие, ползающие, плавающие, прыгающие)

— Какой признак всех насекомых? (строение: голова, грудь, брюшко, усы, глаза, по 6 лапок, Туловище разделено на 3 части)

— А паук – это насекомое?

— Назовите насекомых, которые относятся к хищным (стрекоза, кузнечик, божья коровка)

— Почему их называют хищниками? (Потому что они охотятся за другими насекомыми.)

— Назовите полезных насекомых. (бабочка, пчела, муравей.)

— Какую пользу приносят пчелы, бабочки, муравей? (Пчелы опыляют цветы, дают нам мед и воск. Муравьи разносят по лесу семена многих растений. Бабочки опыляют цветы.)

— Назовите вредных насекомых. (Муха –разносят микробы, гусеница – ест листья растений, комар.)

— Молодцы все загадки отгадали

Физминутка «Сороконожка»

1. Шла сороконожка (дети идут ритмичным шагом, слегка пружиня)

   По сухой дорожке.

 Вдруг закапал дождик: Кап-кап-кап! ( дети останавливаются и приседают.)

 — Ой, промокнут сорок лап!

Насморк мне не нужен (  дети идут, высоко поднимая колени, будто шагают через лужи),

    Обойду я лужи!

 Грязи в дом не принесу (  дети останавливаются, трясут одной ногой),

    Каждой лапкой потрясу! (  трясут другой ногой).

 И потопаю потом (  дети топают ногами)

— Ой, какой от лапок гром!

 Игра «Узнай насекомого»:

детям выдаются карточки с изображением какой-либо части насекомого, им нужно узнать насекомое и найти карточку с его изображением.

Воспитатель:

Продолжим наше путешествие.

 Игра «Разложи бабочек на группы» (на ковре).

Воспитатель:

Посмотрите, какие к нам красивые прилетели бабочки. Предлагаю разложить их по группам. Катя, разложи бабочек. 

— Катя, по какому признаку ты разложила бабочек? (по форме)

Воспитатель: а сейчас Диана разложит бабочек на группы, но по – другому. Диана, а ты по какому признаку разложила бабочек? (по цвету)

 Воспитатель:

 а по какому еще признаку можно разложить бабочек? (По размеру.)

Воспитатель:

Арина, разложи бабочек по размеру

Продолжим путешествие. (Дети садятся на стульчики)

Дидактическая игра «Что сначала, что потом».

Появляется гусеница, ворчит, очень недовольна:

— Всё про бабочек, да про бабочек, а про меня

Воспитатель:

Нет, гусеница не забыли. Мы тебе поможем превратиться в бабочку. Ребята, давайте поможем гусенице превратиться в бабочку

—  Что сначала откладывает бабочка? (Бабочка откладывает яйца)

 — Кто появляется из яйца? (Из яйца появляется гусеница)

— Что делает гусеница? (Она питается листьями и растет)

— В кого она превращается? (Гусеница превращается в куколку).

— Кто выходит из куколки? (Из куколки появляется бабочка, у нее мокрые крылья. Бабочка сушит крылья на солнышке, как только крылья подсохнут, бабочка начинает летать.)

— Предлагаю вам рассказать, как гусеница превращается в бабочку сначала в стихотворении с движением, а потом по картинкам. 

Физкультминутка – координация речи с движением «Гусеница».

Этот странный дом без окон              (медленно поворачиваются вокруг себя)

У людей зовётся «кокон».

Свив на ветке этот дом,                        (вращают руками)

Дремлет гусеница в нём.         (ладошки под правой щекой)

Спит без просыпа всю зиму.         (ладошки под левой щекой)       

Но зима проходит мимо —             (взмахи руками вверх)

Март, апрель, капель, весна…       (хлопки руками на каждое слово)

Просыпайся, соня – сонюшка!       (потягиваются)

Под весенним ярким солнышком  (рисуют руками солнышко)

Гусенице не до сна.                         (грозят пальцем)       

Стала бабочкой она!                        (бегут по кругу, машут руками, как крыльями)

 Рассказы детей по цепочке:

Бабочка отложила яички на цветке.

Потом появилась   гусеница.       

Гусеница питалась листьями и росла.       

Потом гусеница превратилась в куколку.         

 Вот из куколки появляется бабочка. У неё мокрые крылья. Бабочка сушит крылья на солнышке. Как только крылья подсохнут, бабочка начинает летать.

Воспитатель: они такие маленькие!  их может кто-нибудь обидеть? у насекомых тоже есть враги.

— Да,  они маленькие, но их часто обижают птицы, звери и даже некоторые растения.

Воспитатель: А как же они спасаются от тех, кто их обижает? Убегают или улетают?

— Всякое насекомое защищает себя по-разному: бабочки, как мы сказали, похожи на цветы, поэтому, когда они садятся на цветок, их становится не видно; жуки тоже прячутся в растениях или имеют такой яркий цвет, который как будто предупреждает: «Не ешьте, мы горькие, ядовитые»; а некоторые жуки, если человек возьмёт их в руки, притворяются мёртвыми: не шевелятся, поджимают ножки и усики. Вот так насекомые спасаются от врагов.

Ребята, мы сегодня с вами много путешествовали, устали. Давайте отдохнем.

 — Ложитесь на коврик, закройте глаза и представьте, что вы насекомые.

Представьте себе прекрасный летний день. Вы лежите на зеленом лугу. Вокруг все спокойно и тихо. Вам тепло и уютно, вы дышите легко и спокойно. Вообразите, себе, что вы — легкие бабочки с большими и красивыми крыльями. Ваши ручки легкие-легкие — это крылья бабочки. И тело ваше стало тоже легкое-легкое, взмахнули крылышками и полетели. С каждым вдохом и выдохом вы все выше и выше парите в воздухе. Легкий ветерок нежно гладит ваши крылышки… (пауза — поглаживание детей). Гладит, нежно прикасается к… (имя). Вам хорошо и приятно. Но вот пришло время возвращаться. 

Потянитесь и на счет «три» откройте глаза. Улыбнитесь друг другу.

 

×
×