Автор: Ирина Николаевна Майор
Конспект организованной детской деятельности на тему: «шестиногие малыши» в подготовительной группе
Оборудование: предметные картинки насекомых (бабочка, пчела, кузнечик, муравей, гусеница, божья коровка, стрекоза). Цветок, дидактическая игра «Разложи по группам», дидактическая игра «Четвертый лишний»,
Ход занятия:
Воспитатель: Сегодня мы с вами отправимся в гости к маленьким жителям лесной полянки – насекомым. Подготовимся к путешествию:
Кинесиологическое упражнение «Перекрестные шаги»
«Мы к лесной полянке вышли, поднимая ноги выше,
Через кустики и кочки, через ветви пенечки.
Кто так ловко шагал, не споткнулся, не упал?»
Воспитатель
Я предлагаю вам отправиться в чудесную страну Насекоми
Воспитатель: А, чтобы попасть к шестиногим малышам, нужно отгадать загадки и найти картинки – отгадки.
Загадки
— Это что за маленький вертолет? (стрекоза)
«Стрекоза – стрекоза – любопытные глаза!
То летит она вперед, то висит, как вертолет,
Над водой голубой, над травой луговой, над полянкой лесной»
Стрекозы очень прожорливы и постоянно голодны, а значит, постоянно охотятся на мух, комаров, мотыльки. Стрекоза хищница, так как она питается другими насекомыми. У стрекозы большие, огромные глаза во всю голову и смотрят сразу и вперед, и назад, поэтому она может хватать добычу, не поворачивая головы. Стрекоза откладывает яички в воду и размножается в воде
Воспитатель:
Сок цветов душистых пьет, дарит нам и воск, и мед.
Людям всем она мила, а зовут ее… (пчела).
— Пчела – собирает нектар и пыльцу, которую стряхивает своими лапками в корзинку на задней лапке.
Воспитатель:
Какие слова помогли вам догадаться, что это пчела?
Он работник настоящий очень, очень работящий.
Под сосной в лесу густом Из хвоинок строит дом. (муравей).
Воспитатель: «По тропе лесной неровной листик тащит муравей.
В десять раз себя огромней, раз в пятнадцать тяжелей» — может носить груз больше и тяжелее себя,
— Это маленькие труженики. Они строят дом. Подскажите, как называется домик?
— Муравейник строят из маленьких травинок, хвоинок, стебельков. Каждый муравей занят своим делом. Среди них есть рабочие, которые заняты в уборке и строительстве; солдаты, которые охраняют муравейник с царицей, которая откладывает яйца; няньки, которые выхаживают муравьишек и добывают пищу: сладкие семена трав, маленьких мошек и червячков. Муравей защищает лес от вредных насекомых. Осенью затихает жизнь в муравейнике, все ходы и выходы плотно закрываются. А муравьи собираются в большой клубок и спят до весны.
Воспитатель:
На лугу живёт скрипач
Носит фрак и ходит вскачь (кузнечик)
— Знаете ли вы, почему о кузнечике говорят: пиликает на скрипке? Зазубринки на ножках цепляются за пластинки на брюшке – получается скрип, стрекот. Также поет сверчок.
Воспитатель:
Она ярка, красива, Изящна, легкокрыла.
Сама похожа на цветок И любит пить цветочный сок. (бабочка).
Воспитатель:
Посмотрите, вот порхает бабочка над цветком. Она сама напоминает нам цветок, имея 4 больших ярких крыла с великолепным рисунком. Очень интересная жизнь у бабочек. Она родится летом, перезимует где-нибудь под листочком, весной отложит яички и умрет. Затем из яичек появится гусеницы, которые вскоре превратятся в куколок, и из куколок вновь вылетит красивая бабочка. Бабочки питаются нектаром цветов, они опыляют растения, а вот гусеницы приносят большой вред, они пожирают листья и плоды.
— Это моль родственница бабочки. Хоботок е нее недоразвит, и она вообще не питается. Зато ее гусеницы имеют мощные челюсти, и поедает волос, мех, шерсть, кожу, перо, сухое мясо и даже кости, нанося серьезный вред хозяйству человека.
Воспитатель:
«Спина красная, на ней черные круги, с каждой стороны по 3 ноги» (Божья коровка). Назвали ее потому, что она выпускает при опасности молочко, только оранжевого цвета. На самом деле это кровь, которая плохо пахнет. Подошла к травинке и начала есть небольшие круглые существа, которые с аппетитом запускали свой хоботок в листья и сосали из них сок. Это тля.
— Как вы думаете, кто из них полезен человеку, а кто приносит вред? (божьих коровок разводят на специальных предприятиях в огромных количествах, потом распыляют их с самолетов над пораженными полями личинками колорадского жука, белокрылкой, тлей) Каких жуков вы знаете? (колорадский, майский, жуки-олени, питающие древесным соком, жук-бомбардир, который при опасности выбрасывает едкое облачко, напоминающее дым, светлячок, у которого в темноте светятся крылышки)
Жук – олень — самый большой жук в нашей стране. Его рога – это зубы, которыми он все жует и кусает врагов, которые на него нападают. И если у оленя – дикого животного долго растут свои рога, то он рождается уже с готовыми рогами. А вы знаете, я вам сейчас открою один секрет. Все насекомые никогда не бывают малышами, они рождаются сразу взрослыми. За ними никогда не ухаживает мама, как за вами.
— Все жуки имеют 6 лапок, голову, глаза, усики, туловище, 2пары крыльев (первая расположена снаружи, она твердая, под ней находится еще 2мягких крылышка)
Воспитатель:
Ребята, как одним словом можно назвать всех этих существ? (насекомые).
— Давайте их расположим по внешнему признаку (жуки, бабочки, стрекозы, пчелы).
— Расположите по месту обитанию (наземные, водные)
— Расположите по способу передвижения (летающие, ползающие, плавающие, прыгающие)
— Какой признак всех насекомых? (строение: голова, грудь, брюшко, усы, глаза, по 6 лапок, Туловище разделено на 3 части)
— А паук – это насекомое?
— Назовите насекомых, которые относятся к хищным (стрекоза, кузнечик, божья коровка)
— Почему их называют хищниками? (Потому что они охотятся за другими насекомыми.)
— Назовите полезных насекомых. (бабочка, пчела, муравей.)
— Какую пользу приносят пчелы, бабочки, муравей? (Пчелы опыляют цветы, дают нам мед и воск. Муравьи разносят по лесу семена многих растений. Бабочки опыляют цветы.)
— Назовите вредных насекомых. (Муха –разносят микробы, гусеница – ест листья растений, комар.)
— Молодцы все загадки отгадали
Физминутка «Сороконожка»
1. Шла сороконожка (дети идут ритмичным шагом, слегка пружиня)
По сухой дорожке.
Вдруг закапал дождик: Кап-кап-кап! ( дети останавливаются и приседают.)
— Ой, промокнут сорок лап!
Насморк мне не нужен ( дети идут, высоко поднимая колени, будто шагают через лужи),
Обойду я лужи!
Грязи в дом не принесу ( дети останавливаются, трясут одной ногой),
Каждой лапкой потрясу! ( трясут другой ногой).
И потопаю потом ( дети топают ногами)
— Ой, какой от лапок гром!
Игра «Узнай насекомого»:
детям выдаются карточки с изображением какой-либо части насекомого, им нужно узнать насекомое и найти карточку с его изображением.
Воспитатель:
Продолжим наше путешествие.
Игра «Разложи бабочек на группы» (на ковре).
Воспитатель:
Посмотрите, какие к нам красивые прилетели бабочки. Предлагаю разложить их по группам. Катя, разложи бабочек.
— Катя, по какому признаку ты разложила бабочек? (по форме)
Воспитатель: а сейчас Диана разложит бабочек на группы, но по – другому. Диана, а ты по какому признаку разложила бабочек? (по цвету)
Воспитатель:
а по какому еще признаку можно разложить бабочек? (По размеру.)
Воспитатель:
Арина, разложи бабочек по размеру
Продолжим путешествие. (Дети садятся на стульчики)
Дидактическая игра «Что сначала, что потом».
Появляется гусеница, ворчит, очень недовольна:
— Всё про бабочек, да про бабочек, а про меня
Воспитатель:
Нет, гусеница не забыли. Мы тебе поможем превратиться в бабочку. Ребята, давайте поможем гусенице превратиться в бабочку
— Что сначала откладывает бабочка? (Бабочка откладывает яйца)
— Кто появляется из яйца? (Из яйца появляется гусеница)
— Что делает гусеница? (Она питается листьями и растет)
— В кого она превращается? (Гусеница превращается в куколку).
— Кто выходит из куколки? (Из куколки появляется бабочка, у нее мокрые крылья. Бабочка сушит крылья на солнышке, как только крылья подсохнут, бабочка начинает летать.)
— Предлагаю вам рассказать, как гусеница превращается в бабочку сначала в стихотворении с движением, а потом по картинкам.
Физкультминутка – координация речи с движением «Гусеница».
Этот странный дом без окон (медленно поворачиваются вокруг себя)
У людей зовётся «кокон».
Свив на ветке этот дом, (вращают руками)
Дремлет гусеница в нём. (ладошки под правой щекой)
Спит без просыпа всю зиму. (ладошки под левой щекой)
Но зима проходит мимо — (взмахи руками вверх)
Март, апрель, капель, весна… (хлопки руками на каждое слово)
Просыпайся, соня – сонюшка! (потягиваются)
Под весенним ярким солнышком (рисуют руками солнышко)
Гусенице не до сна. (грозят пальцем)
Стала бабочкой она! (бегут по кругу, машут руками, как крыльями)
Рассказы детей по цепочке:
Бабочка отложила яички на цветке.
Потом появилась гусеница.
Гусеница питалась листьями и росла.
Потом гусеница превратилась в куколку.
Вот из куколки появляется бабочка. У неё мокрые крылья. Бабочка сушит крылья на солнышке. Как только крылья подсохнут, бабочка начинает летать.
Воспитатель: они такие маленькие! их может кто-нибудь обидеть? у насекомых тоже есть враги.
— Да, они маленькие, но их часто обижают птицы, звери и даже некоторые растения.
Воспитатель: А как же они спасаются от тех, кто их обижает? Убегают или улетают?
— Всякое насекомое защищает себя по-разному: бабочки, как мы сказали, похожи на цветы, поэтому, когда они садятся на цветок, их становится не видно; жуки тоже прячутся в растениях или имеют такой яркий цвет, который как будто предупреждает: «Не ешьте, мы горькие, ядовитые»; а некоторые жуки, если человек возьмёт их в руки, притворяются мёртвыми: не шевелятся, поджимают ножки и усики. Вот так насекомые спасаются от врагов.
Ребята, мы сегодня с вами много путешествовали, устали. Давайте отдохнем.
— Ложитесь на коврик, закройте глаза и представьте, что вы насекомые.
Представьте себе прекрасный летний день. Вы лежите на зеленом лугу. Вокруг все спокойно и тихо. Вам тепло и уютно, вы дышите легко и спокойно. Вообразите, себе, что вы — легкие бабочки с большими и красивыми крыльями. Ваши ручки легкие-легкие — это крылья бабочки. И тело ваше стало тоже легкое-легкое, взмахнули крылышками и полетели. С каждым вдохом и выдохом вы все выше и выше парите в воздухе. Легкий ветерок нежно гладит ваши крылышки… (пауза — поглаживание детей). Гладит, нежно прикасается к… (имя). Вам хорошо и приятно. Но вот пришло время возвращаться.
Потянитесь и на счет «три» откройте глаза. Улыбнитесь друг другу.