Автор: Фёдорова Татьяна Николаевна
Тема: Как прекрасна земля, и на ней человек! По роману Б.Васильева «Не стреляйте в белых лебедей». Класс:10 «А» Тип урока: комбинированный Метод ведения урока: исследовательский, проблемный Форма организации познавательной деятельности: индивидуальная, фронтальная Оборудование: презентация, компьютер, проектор, экран, оформление стенда «Человек и природа неразделимы» Цели урока: образовательные: показать предчувствие писателя, предвидевшего экологическую катастрофу, пагубность потребительского отношения человека к природе, обучить ведению дискуссии, развитию умения использования литературоведческих терминов, обучение монологическому аргументированному ответу, развитие критического мышления. развивающие: развивать навыки целостного анализа художественного произведения; умение самостоятельно мыслить, рассуждать, аргументировать свою позицию; развивать коммуникативную культуру, навыки публичного выступления; познавательный интерес к предмету через лингвистическую, языковую, коммуникативную, культуроведческую компетенции различными средствами и способами. воспитательные: воспитывать интерес к нравственным и общечеловеческим ценностям, экологическое воспитание учащихся, и бережное отношение к природе. Эпиграф: Человека не может не занимать природа, он связан с нею тысячью неразрывных нитей; он сын ее. (И.С.Тургенев) Ход урока. 1.Организационный момент. Учитель: Добрый день и добрый час! Рада видеть вас сейчас! 2017 год объявлен в России годом экологии. Сегодня в обществе много говорят о нарушении экологического равновесия в природе. В результате развития промышленности, научно-технической революции наметилась напряженность в отношениях человека и природы, углубившаяся до опасных пределов. Но мне представляется, что «нарушение равновесия» наметилось и в душах людей, и опустошение душ происходит незаметно Современный человек все больше и больше утрачивает связи с окружающим миром. Нельзя быть равнодушным к природе. Хочется, чтобы сегодня разговор взволновал и убедил вас бережно относиться к окружающей природе, помнить, что человек-часть природы, и от него зависит состояние окружающей среды. Чтобы каждый осознал свою личную ответственность за судьбу природы, чтобы не было тех, кто остался бы равнодушным к проблеме нашего общества. И поможет обсудить проблемные вопросы бережного отношения человека к природе роман Б.Васильева «Не стреляйте в белых лебедей». 2.Художественное восприятие романа Б.Васильева «Не стреляйте в белых лебедей» Вопросы: 1.Какое впечатление на вас произвел роман «Не стреляйте в белых лебедей?» 2.Кто из героев вас понравился? 3.Над какими вопросами размышляет автор? (Учащиеся перечисляют темы романа. Роман «Не стреляйте в белых лебедей» посвящен актуальнейшей проблеме — взаимоотношению человека и природы, противостоянию добра (в романе эту мысль выражает Е.Полушкин и зла( в романе эту мысль выражает- Федор Бурьянов.) Учитель: Хотелось бы познакомиться поближе с краткой автобиографией Бориса Васильева. Рассказ учащихся о биографии и творчестве писателя. (Индивидуальная работа). 1 ученик: ВАСИЛЬЕВ БОРИС ЛЬВОВИЧ. Родился писатель земли Русской в Смоленске,21 мая в 1924 году. Родители его были дворянами, отец – офицер, служивший в Царской, а затем в Красной Армии. Когда началась война, Борис Васильев пошел добровольцем на фронт после окончания 9 класса, служил в истребительном батальоне, затем в десантных войсках. В 1943, после контузии, направлен был в Военную академию бронетанковых и механизированных войск. Окончил ее в 1948, работал на Урале. Печатается с 1954года. Мать — из известной семьи народников, участвовавших в организации кружка «чайковцев» и «фурьеристских» коммун в Америке. В 1954 году он понял, что призвание его – литература, уволился из армии и стал писать. Истинный успех пришел к Васильеву после публикации повести «А зори здесь тихие» в1969 году, а Государственной премией СССР был награжден в 1975 году. Основная тема его творчества – это несовместимость естественного человеческого, и милосердного начала и трагизм неизбежной гибели благородных и бескорыстных душ в столкновении с жестокостью и несправедливостью. 2 ученик: История создания романа. Роман «Не стреляйте в белых лебедей» был создан Б.Васильевым в 1973 году, в этом же году был опубликован в журнале» Юность».В 1980 году на киностудии «Мосфильм» создали фильм. Б.Васильев создал цельный и бескорыстный образ Егора Полушкина, который стоит в одном ряду с традиционными образами в русской литературе, героями Ф.М.Достоевского и В.М.Шукшина, «святыми» чудаками, гибнущий в борьбе с браконьерами, покушающимися в корыстных целях на жизнь природы. Б. Васильев выражает мысль о ложности и опасности насильственного вторжения человека в естественный и прекрасный ход бытия. Учитель: Почему Б.Васильева в 1973 году интересовала тема жестокого обращения человека к природе и материального обогащения за её счёт? Ответы учащихся: Б.Васильев пишет с душевной болью о взаимоотношениях человека и природы . Его роман «Не стреляйте в белых лебедей» — произведение о современной жизни. Главные герои противопоставлены друг другу: те, кто понимает и любит природу, и те, кто жестоко и безжалостно к ней относится. Главный герой Егор Полушкин, тесно связан с природой, при виде того, как уничтожаются ее богатства, страдает всей душой. Учитель: Действие повести сопряжено с жизнью природы, которая не только является фоном и местом действия, но и становится своеобразным героем произведения. И лес, и река, и Чёрное озеро, и деревенские собаки, и даже засохшее дерево, превращённое стараниями главного героя повести Егора Полушкина в скульптуру, — всё это активно участвует в движении сюжета и в выявлении человеческих чувств. Именно отношение к природе разделяет персонажей произведения на два лагеря: на тех, кто понимает, любит, бережет её, кто охраняет и созидает красоту природы, и на тех, кто способен лишь обогащаться за счет природы, убивать животных, бездумно и безжалостно уничтожать всё на своём пути. ради эгоистической личной выгоды. Учитель: А теперь, ребята, давайте на анализе прочитанного романа посмотрим, какие образы создал Б.Васильев, чтобы показать читателю и чувство заботы человека и любви к природе, и варварское отношение к ней. В центре повести образ Егора Полушкина. Странным он казался для людей, не понимали его окружающие, часто ругали, даже били друзья — шабашники за излишнюю, на их взгляд, честность и порядочность. Но он ни на кого не обижался. 3. Осмысление художественного текста. Учащиеся работают по группам. У каждой группы индивидуальное задание. — Представьте результаты вашего исследования. 1 группа ребят работает над вопросом: «Егор Полушкин – победитель над злом.» — Каким изображен Егор Полушкин в романе? — Как он относится к семье, к работе, к людям? — Почему его назвали «бедоносцем»? (Справку дает ученик, обратившись к словарю Даля: полушка – в старину медная монета в четверть копейки) -Имя Егор означает – победитель. Егор – победитель над злом. Так ли это? Подтвердите примерами из текста. Как вы понимаете его слова: «Поступать надо не с прицелом, не для одобрения свыше, а как велит совесть»? (Выступления учащихся. Ответ ученика :Егор Полушкин принадлежит к числу людей, которые обладают даром испытывать радость от труда. Что бы ни делал Егор, где бы он ни работал — плотником в строительной бригаде, на лодочной ли станции или позднее лесником — он всегда трудится, «как сердце велело». Трудится он с сознанием огромной ответственности за дело. Труд, по его убеждению, «на радость людям производится». Мастер — золотые руки, умелец, которыми богата наша земля, Егор Полушкин любое дело хочет сделать так, «чтобы не маялась совесть». 2 группа ребят работает над вопросом: «Бережное отношение Егора Полушкина к природе» Вопросы: -Какие эпизоды романа доказывают, что Егор Полушкин бережно относится к природе и проявляет душевную чуткость к природе? (Учащиеся приводят примеры о прорытой траншее, о сожженном муравейнике, о порядке в лесу, о приобретении лебедей). -Какие поступки героя доказывают, что он бескорыстно заботится об окружающей его природе? -О чем была произнесена речь Егора в Москве? -Какими поступками Егор Полушкин вырабатывает культуру бережного отношения человека к природе у читателя? Ответы учащихся: «Он поступал не по соображениям ума, а так, как велела совесть», — не раз скажет о нём автор. Труженик и созидатель, Егор не только влюблён в природу, но сердцем понимает кровную нерасторжимость с нею. Его тревожат всё обостряющиеся противоречия между человеком и природой: «Сиротиночки мы: с землёй-матушкой в разладе, с лесомбатюшкой в ссоре, с речкой-сестричкой в разлуке горькой. И стоять не на чем, и прислониться не к чему», — приводят ученики цитату из текста. 3 группа ребят работает над вопросом: «Федор Бурьянов — лесник, основательный хозяин, разрушитель». Обращение к презентации -Как Федор Бурьянов исполнял должность лесничего? -Докажите эпизодами из текста, что он основательный хозяин? -Какие эпизоды из текста доказывают, что материальные блага для него значат выше нравственных? -Почему Б.Васильев считает этого героя разрушителем? Ответы учащихся: Он — лесник, человек основательный, трезвый, хозяин. «И держал себя в соответствии, и рублю, и слову цену знал». Главное в его натуре — хищничество. Пользуясь своей должностью, он ворует заповедный лес, браконьерствует на озере, возами возит для продажи лыко, беспощадно губит лес. Нажива — его страсть, он подчинил ей всю жизнь. Фёдор всегда и во всём — разрушитель. 4 группа ребят работает над вопросом: «Варварское отношение Федора Бурьянова к природе?» — Какие эпизоды доказывают, что Федор Бурьянов использует природные богатства для личной наживы? — При каких обстоятельствах Федора Бурьянова увольняют с должности лесничего? Ответы учащихся: Ф.Бурьянов- хозяин жизни, рублю и слову цену знает. Он показал туристам рыбное место, перебросил их за 10 километров на берег Черного озера, за это получил деньги. А ведь эта зона была запретная, охранная. Б.Васильев в этом образе показал, что люди не выполняют своих должностных обязанностей, используют служебное положение для материального достатка лишь бы деньги шли. Стремясь к наживе, обогащению, Федор черствеет душой, становится равнодушным к работе, природе, людям. Васильев предупреждают: равнодушные люди опасны, они жестоки. Уничтожая природу, лес, изводя тоннами рыбу, убивая самых прекрасных птиц-лебедей, Бурьянов недалек от того, чтобы поднять руку на человека. Что он и сделал в конце повести. В душе Бурьянова не оказалось места для добра, любви к людям, к природе. Духовая, эмоциональная неразвитость является одной из причин варварского отношения к природе. Человек, губящий природу, губит, прежде всего, себя, калечит жизнь близким. Учитель: Ребята, как вы думаете, почему автор использует противопоставление в создании героев? Е.Полушкин — Ф.Бурьянов, человек- природа? Как называется такой прием в литературе? Ответ учащихся: Антитеза — композиционный прием произведения — противопоставление . Б.Васильев высказывает мысль, что личность человека преображается через слово ,искусство. В отношении к природе проявляется для писателя внутренняя духовная сущность человека, его героев. Писатель бережно относился к природе, верил в ее мощь, был убежден, что человек — часть природы, а не ее хозяин и всегда помнил о своем родстве с миром природы. Учитель: Смысл жизни родителей – это их дети. Б.Васильев показал на примере детей: Егора Полушкина-Кольки и Федора Бурьянова -Вовки, что на формирование характера, воспитание и отношении к жизни большую роль играют родители. -Какими чертами характера наделён Колька Полушкин, а какими — Вовка Бурьянов? -«Чистоглазиком» звали Кольку, сына Егора Полушкина. Есть ли в нем отцовские черты? Как они в нем проявляются? — Как повторится характер Федора Ипатыча в его сыне – Вовке? Что оставят после себя Егор Полушкин и Федор Бурьянов (Ответы учащихся ) 5 группа ребят работает над вопросом: «Егор Полушкин- трагический образ» -При каких обстоятельствах погибает Егор Полушкин? -Почему он не выдал тех, кто посягнул на его жизнь? -Почему Б. Васильев создал образ Егора Полушкина трагическим? -Как вы думаете, кто из героев продолжит его дело? Учитель: Ребята, как вы думаете, почему именно в образе Е.Полушкина запечатлен призыв Б.Васильева»: Как прекрасна Земля, и на ней человек!» Ответы учащихся. Учитель читает вступление к роману. Обращение к слайду. Когда я вхожу в лес, я слышу Егорову жизнь. В хлопотливом лепете осинников, в сосновых вздохах, в тяжелом взмахе еловых лап. И я ищу Егора. Я нахожу его в июньском краснолесье — неутомимого и неунывающего. Я встречаю его в осенней мокряди — серьезного и взъерошенного. Я жду его в морозной тишине — задумчивого и светлого. Я вижу его в весеннем цветении — терпеливого и нетерпеливого одновременно. И всегда поражаюсь, каким же он был разным — разным для людей и разным для себя. И разной была его жизнь — жизнь для себя и жизнь для людей. А может быть, все жизни разные? Разные для себя и разные для людей? Только всегда ли есть сумма в этих разностях? Представляясь или являясь разными, всегда ли мы едины в своем существе? Егор был единым, потому что всегда оставался самим собой. Он не умел и не пытался казаться иным — ни лучше, ни хуже. И поступал не по соображениям ума, не с прицелом, не для одобрения свыше, а так, как велела совесть. Учитель: Как вы понимаете заглавие романа «Не стреляйте в белых лебедей» ? Ответы учащихся: Образы лебедей не случайно возникают в произведении и даже вынесены автором в его название. Этот образ имеет богатую традицию поэтических и историко-мифологических интерпретаций. В античной мифологии лебедь выступал символом поэта; эта птица была посвящена Аполлону, покровителю искусств. В русской литературе он присутствует в поэзии Г. Державина («Лебедь»), В. Жуковского («Царскосельский лебедь»), в лицейском цикле Пушкина, в лирике Анненского («Микулич»), Н.Гумилёва («Памяти Анненского») и других поэтов. Встраивая своё произведение в эту литературную традицию, Васильев подчёркивает поэтическую натуру, нравственную силу главного героя — человека, наделённого тонким чувством прекрасного, хранителя и защитника природы. Учитель: — Чем интересен роман для читателя сегодня? — Изменилось ли отношение человека к природе в нашем обществе? 4.Творческая работа. Учащиеся пишут сочинение – миниатюру по группам. 1 гр — Почему человек должен видеть в природе прекрасное и чувствовать ответственность за нее? 2гр -Почему тема жестокого обращения с природой особенно актуальна в наши дни? 3 гр — Как вы понимаете слова Ф.М.Достоевского :»Кто не любит природу, тот не любит Родину? Учитель: Как вы понимаете слова учительницы о Егоре Полушкине? «Он куда более интеллигентнее, чем некто с 3 дипломами»? Что значит, человек высокой культуры? Достаточно ли для этого быть образованным, много знающим, умным? 5.Релаксация: Звучит музыка «Живые звуки природы». Обобщение по теме урока. Учитель читает: Если человек хочет сохранить Землю и всех живущих на ней, он обязан бережно, ответственно относиться к природе. Помнить, что все живое имеет душу. Русская классическая литература создала образ природы, который всегда очеловечен, наделен чувствами и душой. Природа ранима и терпелива, кратка и величественна. Ученик читает четверостишие Е.Евтушенко: «Берегите эти земли, эти воды Даже малую былиночку любя Берегите всех зверей внутри природы, Убивайте лишь зверей внутри себя!» Учитель: К чему призывает Евгений Александрович Евтушенко читателя? Повесть «Не стреляйте белых лебедей»- это удивительная книга о красоте человеческой души, об умении чувствовать красоту природы, понимать ее, отдавать все лучшее, что есть в человеке, природе — матери, ничего не требуя взамен, лишь любуясь и радуясь чудесному облику природы. 6.Подведение итогов. Объявление оценок. 7.Домашнее задание: Если бы вам предложили написать письмо депутатам, каким бы было ваше обращение. Список используемой литературы: 1.Б.Васильев «Не стреляйте в белых лебедей» сайт электронной книги. http://ofap.ru/pisatel/368/book/25273/vasilev_boris_lvovich/ne_strelyayte_v_belyih_lebedey