Автор: Парамонова Людмила Васильевна
Цель: Развитие творческой познавательно-исследовательской активности детей в процессе экспериментирования.
Задачи:
Образовательные задачи:
— Закрепить знания детей о свойствах воды, воздуха.
— Учить рассуждать, анализировать, делать выводы и объяснять «чудеса» с научной точки зрения;
— Организовать познание детей через самостоятельный поиск;
— Активизировать речь детей, обогащать словарный запас.
— Познакомить детей с нетрадиционной техникой рисования воздухом — кляксографией.
Развивающие задачи:
— Развивать умение проводить несложные опыты с использованием подручных средств и предметов;
— Развивать познавательную активность детей в процессе экспериментирования;
— Развивать любознательность, пытливость ума, познавательный интерес, зрительное и слуховое восприятие.
Воспитательные задачи:
— Воспитывать у детей навыки безопасного поведения во время проведения экспериментов.
— Воспитывать у детей навыки сотрудничества, желание работать в коллективе, умение выслушивать друг друга.
Материал: ИКТ, пипетки, баночки с раствором синей краски, раскраски водные, кисти, банки с водой и пеной для бритья, колпачки «волшебников», шапочки капелек (дети), шапочка тучки (воспитатель), полиэтиленовые пакеты на каждого ребёнка, полоски бумаги, трубочки, пластмассовые стаканчики с водой, бумага, салфетки и одноразовые тарелки, тушь.
Предварительная работа: просмотр презентации «Зачем нужна вода», чтение художественной литературы, отгадывание загадок по теме, заучивание стихотворения Н.Рыжовой «Вы слыхали о воде?», беседы, просмотр документального фильма «Какая бывает вода», просмотр развивающего мультфильма «Путешествие капельки», изучение свойств воды, опытническая деятельность в группе, создание макета аквариума «Чудеса подводного мира», раскраски «Раскрась аквариум и нарисуй его обитателей», рисование радуги, игры детей с лэпбуком «Все о воде», разучивание подвижной игры «Капельки и тучка».
Ход НОД:
Организационный момент:
Встанем мы в кружочек дружно,
Поздороваться нам нужно
Говорю тебе «Привет!»
Улыбнись скорей в ответ.
Здравствуй правая рука,
Здравствуй левая рука,
Здравствуй друг, здравствуй друг,
Здравствуй весь наш дружный круг.
Слайд № 1 (показ картинки вода).
Воспитатель: Ребята, я хочу вам загадать загадку, послушайте .
Она бежит, бурлит, играет,
И даже по небу летает.
Высоко в небо испариться.
А как наскучит ей летать,
На землю падает опять.
Встречается везде по свету,
Скажите, что за чудо это?
Дети: Вода.
Слайд № 2 (показ картинки воздух).
Воспитатель: Молодцы, это вода. Вот еще одна загадка.
Для дыхания он нужен,
С ветром, вьюгой очень дружен.
Окружает нас с тобой,
Не поймать его рукой!
Дети: Воздух.
Воспитатель: Правильно, это воздух. Сегодня мы с вами поговорим о воздухе и воде, как настоящие ученые-исследователи.
Воспитатель: А давайте вспомним с вами, что мы знаем о воде и ее свойствах. Что такое вода?
Дети: Вода — это жидкость без вкуса, запаха, цвета, которая входит в состав всех живых существ.
Воспитатель: Ребята, вы, наверное, знаете, что вода – удивительная волшебница. Она может находиться в трех разных состояниях. Каких?
Дети: В жидком, твердом и газообразном состоянии.
Воспитатель: Что вы еще знаете о воде?
Дети: Вода прозрачная, вода жидкая, вода не имеет формы, в воде некоторые вещества растворяются, некоторые – не растворяются, вода, растворяя вещества, приобретает их вкус, цвет, запах, вода бывает тёплой, холодной и горячей, лёгкие предметы в воде не тонут, тяжёлые опускаются на дно, в солёной воде предметы не тонут.
Воспитатель: Ребята, как вы думаете, кому нужна вода?
Дети: Вода нужна и людям, и растениям, и животным, и птицам.
Ребенок читает стихотворение Н.Рыжовой «Вы слыхали о воде?
Вы слыхали о воде?
Говорят, она везде!
В луже, в море, в океане
И в водопроводном кране,
Как сосулька, замерзает,
В лес туманом заползает,
На плите у нас кипит,
Паром чайника шипит.
Без неё нам не умыться,
Не наесться, не напиться!
Смею вам я доложить:
Без неё нам не прожить.
Слайд № 3 (показ картинки лаборатория).
Воспитатель: Ребята, вы знаете, что учёные работают в помещении, где много приборов для экспериментов, а как это помещение называется вы знаете?
Дети: Лаборатория.
Воспитатель: Правильно. Ребята, а вы знаете, что в лаборатории надо соблюдать определенные правила, какие правила?
Слайд № 4 (показ картинки что можно, что нельзя).
Дети: Соблюдать тишину, не перебивать друг друга. не мешать друг другу, работать тихо, аккуратно, внимательно.
Воспитатель: Совершенно верно. Сегодня я для вас организовала небольшую лабораторию в группе. Я предлагаю вам отправится в нашу лабораторию, проводить свои эксперименты. Но сначала нам нужно превратиться в ученых, готовы?
Дети: Да!
(Воспитатель читает стихотворение, дети два раза покрутились и превратились в ученых).
Чтоб природе другом стать,
Тайны все её узнать,
Все загадки разгадать
Научиться наблюдать,
Будем вместе развивать качество — внимательность,
А поможет всё узнать
Наша наблюдательность.
Воспитатель: Вот мы очутились в самой настоящей научной лаборатории. Присаживайтесь за столы.
Воспитатель: Итак, начнем наши эксперименты:
Опыт №1 «Дождик в стакане воды»
Слайд № 5 (показ картинки тучка с дождиком)
Воспитатель: А какое первое природное явление мы с вами увидим, вы узнает, если отгадаете загадку.
Белая вата плывет куда-то,
Чем вата ближе,
Тем он ближе.
Дети: Дождик и облако.
Воспитатель: Значит, для того, чтобы пошел дождь нужно облако, так? Где же нам его взять? А придумала! Мы используем обычную пены для бритья.
(Воспитатель выдавливает пену в стаканы с водой)
Воспитатель: Как вы думаете, почему наша пена не тонет в воде.
Дети: Пена легкая.
Воспитатель: Правильно, пена легче воды и поэтому плавает на поверхности.
Ребята, посмотрите, у нас теперь в банке тоже есть облака. А как облака образуются в природе?
Дети: Облако состоит из воды.
Воспитатель: Правильно, облака состоят из капелек воды, которые поднялись в небо нагретым воздухом, превратившись в пар.
Мелкие капельки воды, собранные в облака, остывают, становятся тяжелые и падают на землю. Идет дождь! Поэтому, можно сказать, что дождь — это вода, выпадающая из облаков на землю.
Воспитатель: Мы сейчас посмотрим, как это происходит. Для этого я приглашаю вас подойти к столам. Возьмите пипетки. Наберите в них окрашенную воду и капните в баночку с облаком.
(опыт сопровождается шумом дождя).
Воспитатель: Что происходит?
Дети: Вода окрашивается через пену.
Вывод: Капля прошла через облака, потому что она тяжелее пены, и падает на дно банки красивыми струями. Так идет дождь.
Воспитатель: Мои юные ученые, хотите превратиться в «капельки воды».
Дети: Да!
Слайд № 6 (показ картинки ручейка)
(Воспитатель раздает детям шапочки «капелек», а сама одевает шапочку «тучки».
Звучит музыка и дети в месте с воспитателем выполнят движения).
Воспитатель: Ребята, мы немного поиграли, а теперь я приглашаю вас пройти за столы.
Эксперимент № 2 “Как поймать воздух?”
Слайд № 7 (показ картинки воздух)
Воспитатель: — Ребята, чтобы увидеть воздух, нужно его поймать. Я придумала, как нам поймать воздух и посмотреть какой он.
Воспитатель: Возьмите полиэтиленовый пакет. Посмотрите, что в нём?
Дети: Он пустой.
Воспитатель: Да, он пустой, его можно сложить в несколько раз. Смотрите, какой он тоненький. Теперь мы набираем в пакет воздух и закручиваем пакет. Что произошло с пакетом?
Дети: Пакет изменил форму.
Воспитатель: Действительно пакет изменил форму, он полон воздуха.
Ребята, как вы думаете, можно почувствовать воздух.
Дети: Нет.
Воспитатель: Хорошо! Давайте проверим. Возьмите острую палочку и осторожно проколите мешочек. Поднесите его к лицу и нажмите на него руками. Что вы чувствуете?
Дети: Воздух дует.
Вывод: Воздух можно почувствовать.
Воспитатель: А вы знаете, как можно увидеть воздух?
Дети: Нет, воздух прозрачный.
Эксперимент № 3 “Видим воздух, при помощи трубочки и ёмкости с водой”
Слайд № 8 (показ картинки пузырьки)
Воспитатель: Да, ребята, вы правы, воздух прозрачный, а чтобы его увидеть, его надо поймать. И мы смогли это сделать! Мы поймали воздух и заперли его в мешочке, а потом выпустили его. Значит, воздух есть вокруг нас. А вот интересно, а есть ли воздух внутри нас, как вы думаете?
Дети: Нет.
Воспитатель: — А давайте проверим!
Воспитатель: Аккуратно возьмем за краешек полоску бумаги и поднесем свободной стороной поближе к носикам. Начинаем вдыхать и выдыхать. Полоска двигается. Почему?
Дети: Мы вдыхаем и выдыхаем воздух, который двигает бумажную полоску.
Воспитатель: — Ребята, давайте подуем в трубочку, опущенную в стакан с водой тихо, тихо. И посмотрим, что произойдёт.
Воспитатель: — Ой, ребята, что это происходит с водой?
Дети: Пузырьки!
Воспитатель: Как они там оказались? В стакане же только вода была.
Воспитатель: — Я поняла, пузырьки — это воздух, который внутри нас. Мы дуем в трубочку, и он выходит в виде пузырьков. Но чтобы подуть ещё, мы сначала вдыхаем новый воздух, а потом выдыхаем через трубочку и получаются пузырьки.
Вывод: Нас окружает невидимый воздух, мы его вдыхаем и выдыхаем.
Когда мы выдыхаем много воздуха, то пузырьков много, когда поменьше выдыхаем воздуха, пузырьков мало. С помощью трубочки и ёмкости с водой увидели воздух. Воздух необходим для жизни человека и других живых существ. Мы не можем не дышать.
Воспитатель: Ребята, я предлагаю вам немного поиграть, подходим все ко мне.
Слайд № 9 (показ мыльных пузырей сопровождающих музыкой)
Физминутка. “Мыльные пузыри”.
Мы надуем все пузырь – дети дуют на ладони, сложенные вместе
Мыльный и воздушный – разъединяют ладони,
держа кончики пальцев вместе
В небо быстро он взлетит – поднимают руки вверх
И разгонит тучки — машут руками из стороны в сторону
Побежим мы по дорожке, – бегут на месте
Захотим его догнать
Но пузырь летит так быстро – покружиться на месте
И его нам не поймать — развести руки в стороны
Воспитатель:— А теперь пройдём в нашу лабораторию. Нас ждут новые открытия.
Слайд № 10 (показ картинки кляксография).
Воспитатель: Ребята, присаживайтесь на свои места и мы продолжим наши занимательные эксперименты. Вы знаете, что воздухом можно рисовать? Дети: Незнаем. Воспитатель: Эта техника называется кляксография. Хотите попробовать? Воспитатель: Сейчас мы с вами при помощи воздуха, красок и трубочки будем рисовать. (Воспитатель показывает технику кляксографии: капнуть каплю цветной туши на бумагу с помощью пипетки и раздуть ее при помощи коктейльной трубочки в разные стороны). Дети рисуют. Воспитатель: Молодцы, ребята, красивые рисунки у вас получились! Звучит музыка. |
|
Заключительная часть: |
Воспитатель: Ребята, что вы сегодня узнали нового?
— Скажите, вам понравилось проводить эксперименты?
— Какой эксперимент вам показался интересным больше всего?