Конспект по развитию речи в подготовительной к школе группе «Сказочные буквы»

Автор: Марина Ивановна Арсютова

 

                                                   Конспект  по развитию речи в подготовительной к школе группе

«Сказочные буквы»

Цель: Закрепить знания детей о русских народных сказках;  формировать представление о согласных и согласных буквах.

Программное содержание:

·        учить узнавать сказки по фрагментам;

·        закрепить знания детей о буквах — гласных, согласных (твёрдых, мягких);

·        закреплять умение определять место буквы в слове. Закреплять умение делить слова на части (слоги);

·         развивать мышление, память, воображение;

·        расширить словарный запас;

·        воспитывать у детей любовь к русским народным сказкам, проявлять интерес к подготовке обучению грамоте,  быть доброжелательным собеседником, бережно относится к пособиям.

ХОД ЗАНЯТИЯ:

Воспитатель: — Здравствуйте, мои хорошие! Сегодня на улице пасмурно и сыро, а в нашей группе светло и весело! А весело от наших светлых улыбок, ведь каждая улыбка — это маленькое солнышко, от которой становится тепло и хорошо. Поэтому давайте чаще улыбаться друг другу и дарить окружающим хорошее настроение! А что бы хорошее настроение оставалось до вечера, я предлагаю вам поприветствовать друг друга и наших гостей.

ПРИВЕТСТВИЕ:

Утром Солнышко встает,                                                     (Руки поднять вверх)

Всех на улицу зовет                                            (Сгибать руки в локтях к груди)

Выхожу из дома я:                                                          (Показать рукой на себя)

«Здравствуй, улица моя!                                        ( Выпрямить руки в стороны)

Здравствуй, друг,                                                                 (Приветствуем рукой)

Привет, подруга!»

Скажем «Здравствуйте! » друг другу.                         (Взять друг друга за руки)

Не забудем про гостей:

Всем «Привет! » и «Добрый день! «

Воспитатель: — Молодцы, ребята! Присаживайтесь на стулья и начнем наше занятие. Сегодня мы с вами поговорим о буквах.

(В ЭТОТ МОМЕНТ ОТКРЫВАЕТСЯ ДВЕРЬ И ВХОДИТ БАБУШКА, САДИТСЯ НА СТУЛ)

Воспитатель: — Добрый день, бабушка! Вы кто? Ребята, вы знаете эту бабушку?

 (ответ детей)

Бабушка: — А что бы вы угадали кто я, предлагаю посмотреть отрывок из сказки.

1 слайд: (ФРАГМЕН ИЗ СКАЗКИ  «О рыбаке и рыбке»)

Бабушка: — Ну что, ребята, догадались вы из какой я сказки?!

Дети: — Из сказки «О рыбаке и рыбке»

Бабушка: — Какие молодцы! Угадали! А скажите пожалуйста, в каких еще сказках встречается бабушка?

Дети: — «Красная шапочка», «Маша и медведь», «Репка», Федорино горе», «Гуси-лебеди», «Курочка Ряба», «Колобок» и т.д.

Бабушка: — Давайте посмотрим, правильно ли вы назвали сказки. А может что-то забыли.

2 слайд: (КАРТИНКИ ИЗ СКАЗОК)

Бабушка: — Какие вы молодцы! Как много сказок вы знаете.

Воспитатель: — Бабушка, а скажите, почему вы такая грустная? Что-то случилось?

Бабушка: — Случилось. Знаете сказку «Вовка в тридевятом царстве»?

Воспитатель, дети: Да, знаем.

Бабушка: — А помните, что Вовка из сказки в сказку перебегал?

Воспитатель: — Ну конечно помним.

Бабушка: — Вот я и вылетела. А что бы попасть обратно в книгу, надо расшифровать код замка. А что там написано, я прочитать не могу. И некому мне помочь.

Воспитатель: — Ребята, поможем бабушке?

Дети: — Да!

Воспитатель: — Тогда все внимание на замок.

2 слайд: (КАРТИНКИ ЗАМКА + РЕБУС (из отдельных частей нужно отгадать букву) должно получиться слово «СКАЗКА» )

Воспитатель: — Да, бабушка, нелегкую задачку ты нам поставила.

Бабушка: — Да, нелегкую. Но ребята такие молодцы, что с заданием так быстро справились. Только почему у вас буквы красного и синего цвета?

Дети: — Красным цветом обозначаются гласные буквы, синим — согласные.

Бабушка: — Понятно. Спасибо вам, ребята, что помогли мне, теперь я могу попасть  в свою сказку.

3 слайд: (КАРТИНКА ГЕРОЕВ ИЗ СКАЗКИ «Репка»)

Бабушка: — Ребята, а это кто? Из какой они сказки?

Воспитатель: — Бабушка, а сейчас твоя очередь отгадать сказку. А что бы было легче отгадать, ребята расскажут эту сказку.

(РЕБЯТА РАССКАЗЫВАЮТ СКАЗКУ В СТИХАХ НА НОВЫЙ ЛАД)

Лиза Бочарова:

Дай-ка в глазки погляжу,

Сказку вам я расскажу.

А сказка будет вот про что…

Круглый бок, желтый бок

Сидит на грядке колобок

В земле засело крепко

Конечно, это …

 

 

 

 

 

Вася Краснов:      

Возле дома дед Данил
Что-то в мае посадил,
И наказ он строгий дал:

Семен Вотяков: (дед)

— Я хочу, чтоб стар и мал,
Угостился бы тобой –
Стань ты сладкой и большой!

Вася Краснов:      

Дни идут неторопливо,
Что-то выросла на диво:
И кудрява, и крепка,
И собою высока.
Тянет что-то дед Данил.
Сто потов уже пролил.

Тут она и говорит

Ксюша Пеганова:

Ты, Дедуля, не спеши,

Лучше силы береги.

Видишь, я какого роста?

Вытянуть меня непросто!

Лиза Якунина:

Как назло, ни с места это,
Ей в земле сидится крепко.
Дед на помощь – бабку звать:

Семен Вотяков: (дед)

— Хватит семечки щелкать,
Ерунду ты эту брось,
Это слаще-то небось.

Настя Максимова: (бабка)

— Помогу, конечно, дед.
Будет знатный нам обед!

Лиза Якунина:

Бабка деду говорит:

Настя Максимова: (бабка)

— У меня спина болит.
Мы не справимся вдвоём,
Может, внучку позовём?
Кто ещё поможет нам?
Не осилить старикам.

Лиза Якунина:

Внучку старые зовут.
Внучка Маша тут как тут.

 

 

Лиза Чернова: (внучка)

— Стойте, баба, стойте, дед,
Я хочу вам дать совет,

Лиза Якунина:

Рассудительная внучка,
Говорит:

Лиза Чернова: (внучка)

Поможет Жучка!

Лиза Якунина:
Поднесла ладонь к губам,
Кличет:

Лиза Чернова: (внучка)
— Жучка, где ты там?

Лиза Якунина:
Прибежала Жучка:

Артем Сергеев: (жучка)
— Гав!

Лиза Якунина:
От натуги хвост поджав,
Тянет внучку за подол,
И процесс опять пошёл.

Яна Тимофеева:

Тут взмолилась Жучка:

Артем Сергеев: (жучка)
— Хватит
По-напрасну силы тратить!
Нам не справиться без кошки.
Отдохнули все немножко…

Яна Тимофеева:
Жучка стала кошку звать:

Артем Сергеев: (жучка)
— Людям надо помогать!

Яна Тимофеева:
Кошка Мурка ей в ответ:

Кира Кузьмина: (кошка)
— У меня желанья нет
Из земли еду тащить…
Уговорили-
— Так и быть.

Андрей Кузнецов:

Не видна из грядки это,
Хоть сидит уже не крепко.
И сказала кошка:

 

Кира Кузьмина: (кошка)
— Мяу!
Что нам делать – понимяу –
Нужно мышку нам позвать.
Коготки могу убрать
И усы свои загнуть,
Чтобы мышку не спугнуть.

Андрей Кузнецов:
Прибежала мышь — полёвка,
Встали дружно, встали ловко.

Глеб Бакалу: (мышка)

Пи!-Пи!-Пи! Держись ты – это,

Что в земле сидит так крепко.

Раз и два, и три-четыре.

Я ведь самый сильнее в мире.

ВМЕСТЕ:

И раз и два – это сила, это да!

Коля Григорьев:

А пока тянули это,
Подружились крепко-крепко
Жучка с кошкой, кошка с мышкой –
Как в хорошей, доброй книжке!

Воспитатель: — Ну, что бабушка догадалась, про какую сказку идет речь?

Бабушка: — Да, про мой любимый фрукт – репку.

Воспитатель: — Бабушка, ты что-то путаешь.

Ребята, скажите пожалуйста, репка это фрукт?

Дети: — Нет. Репка это овощ.

Воспитатель: — Правильно. Репка это овощ. А скажите, что такое овощи, а что такое фрукты?

Дети: — Овощи – это продукты, из которых варят суп. Фрукты – это продукты, из которых варят компот.

Воспитатель: — Поняла, бабушка? И больше не путай овощи с фруктами и наоборот. Бабушка, наши ребята очень устали, да и ты смотрю тоже. Я предлагаю сделать небольшую физкультминутку.

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА:

Открываем мы глаза, 
Вдох — и долго тянем: «А — а — а — а…»
Утром солнышко взошло,
Снизу вверх мы тянем: » О — о — о — о»
Днем по горкам ездим мы: » Ы — ы — ы — ы».
Ночью смотрим на звезду,

Сверху вниз слетаем «У — у — у — у».

Руки вверх, в кулачок,

На затылок, на бочок.

Дружно вытянули шею

И, как гуси, зашипели — «Ш-Ш-Ш».

Пошипели, пошипели

И на место тихо сели!

Бабушка: — Я отдохнула. Ребята, а вы?

Дети: — Да!!!

Бабушка: — Ребята, я знаю очень хорошую игру. Хотите поиграть со мной?
Дети: — Да!!!

Бабушка: — Игра называется «Прочитай по первым буквам»

(ДЕТИ САДЯТСЯ НА СВОИ МЕСТА. У КАЖДОГО  КАРТОЧКА С КАРТИНКАМИ И БУКВЫ. ДЕТИ НАХОДЯТ БУКВУ НА КОТОРУЮ НАЧИНАЕТСЯ КАРТИНКА, НАПРИМЕР: ШАПКА, АНАНАС, РАК – ШАР)

(ПОСЛЕ ТОГО КАК РЕБЯТА ЗАКОНЧАТ ЗАДАНИЯ, КАЖДЫЙ ГОВОРИТ, КАКОЕ СЛОВО ПОЛУЧИЛОСЬ. СЛОВА МОГУТ ПОВТОРЯТСЯ)                                                                     
Воспитатель: — Ребята, скажите пожалуйста, почему две первые картинки находятся отдельно от третьей?

Дети: — Две первые картинки соединены в слог, а третья картинка отдельный звук.

Бабушка: — Какие вы молодцы! Правильно справились с заданием.

Воспитатель: — Бабушка, а ребята тоже знают очень интересную игру, которая называется «Найди пару». А ты знаешь, что гласные буквы и некоторые согласные имеют пару. Сейчас ребята покажут нам эти пары.

(РЕБЯТА ДЕЛЯТСЯ НА ДВЕ КОМАНДЫ. У КАЖДОЙ КОМАНДЫ ВСЕ БУКВЫ АЛФАВИТА. НО ОДНА КОМАНДА ДОЛЖНА СОСТАВИТЬ ПАРЫ ИЗ ГЛАСНЫХ ЗВУКОВ, ТАКИЕ КАК: А-Я; У-Ю; О-Ё; Ы-И;  Ы-И. ДРУГАЯ ИЗ СОГЛАСНЫХ ЗВУКОВ, ТАКИЕ КАК: Б-П; В-Ф; Г-К; Д-Т;

Ж-Щ; З-С)

Воспитатель: — Молодцы, ребята! А  сейчас присаживайтесь на стулья.

Бабушка: — С вами хорошо, но мне пора возвращаться в сказку.

Но вы меня не забывайте и почаще книгу открывайте. До свидания! До новых встреч!

(Дети прощаются с бабушкой)

Воспитатель: — Ребята, вы просто молодцы! Вы справились со всеми заданиями.

ИТОГИ ЗАНЯТИЯ:

— Скажите, кто к нам приходил в гости?

— Какое задание понравилось больше и почему?

— Какие два цвета мы с вами использовали на занятии?

— Какими цветами обозначаются гласные звуки, а какими согласные звуки?

 

×
×