Автор: Марина Ивановна Арсютова
Конспект по развитию речи в подготовительной к школе группе
«Сказочные буквы»
Цель: Закрепить знания детей о русских народных сказках; формировать представление о согласных и согласных буквах.
Программное содержание:
· учить узнавать сказки по фрагментам;
· закрепить знания детей о буквах — гласных, согласных (твёрдых, мягких);
· закреплять умение определять место буквы в слове. Закреплять умение делить слова на части (слоги);
· развивать мышление, память, воображение;
· расширить словарный запас;
· воспитывать у детей любовь к русским народным сказкам, проявлять интерес к подготовке обучению грамоте, быть доброжелательным собеседником, бережно относится к пособиям.
ХОД ЗАНЯТИЯ:
Воспитатель: — Здравствуйте, мои хорошие! Сегодня на улице пасмурно и сыро, а в нашей группе светло и весело! А весело от наших светлых улыбок, ведь каждая улыбка — это маленькое солнышко, от которой становится тепло и хорошо. Поэтому давайте чаще улыбаться друг другу и дарить окружающим хорошее настроение! А что бы хорошее настроение оставалось до вечера, я предлагаю вам поприветствовать друг друга и наших гостей.
ПРИВЕТСТВИЕ:
Утром Солнышко встает, (Руки поднять вверх)
Всех на улицу зовет (Сгибать руки в локтях к груди)
Выхожу из дома я: (Показать рукой на себя)
«Здравствуй, улица моя! ( Выпрямить руки в стороны)
Здравствуй, друг, (Приветствуем рукой)
Привет, подруга!»
Скажем «Здравствуйте! » друг другу. (Взять друг друга за руки)
Не забудем про гостей:
Всем «Привет! » и «Добрый день! «
Воспитатель: — Молодцы, ребята! Присаживайтесь на стулья и начнем наше занятие. Сегодня мы с вами поговорим о буквах.
(В ЭТОТ МОМЕНТ ОТКРЫВАЕТСЯ ДВЕРЬ И ВХОДИТ БАБУШКА, САДИТСЯ НА СТУЛ)
Воспитатель: — Добрый день, бабушка! Вы кто? Ребята, вы знаете эту бабушку?
(ответ детей)
Бабушка: — А что бы вы угадали кто я, предлагаю посмотреть отрывок из сказки.
1 слайд: (ФРАГМЕН ИЗ СКАЗКИ «О рыбаке и рыбке»)
Бабушка: — Ну что, ребята, догадались вы из какой я сказки?!
Дети: — Из сказки «О рыбаке и рыбке»
Бабушка: — Какие молодцы! Угадали! А скажите пожалуйста, в каких еще сказках встречается бабушка?
Дети: — «Красная шапочка», «Маша и медведь», «Репка», Федорино горе», «Гуси-лебеди», «Курочка Ряба», «Колобок» и т.д.
Бабушка: — Давайте посмотрим, правильно ли вы назвали сказки. А может что-то забыли.
2 слайд: (КАРТИНКИ ИЗ СКАЗОК)
Бабушка: — Какие вы молодцы! Как много сказок вы знаете.
Воспитатель: — Бабушка, а скажите, почему вы такая грустная? Что-то случилось?
Бабушка: — Случилось. Знаете сказку «Вовка в тридевятом царстве»?
Воспитатель, дети: Да, знаем.
Бабушка: — А помните, что Вовка из сказки в сказку перебегал?
Воспитатель: — Ну конечно помним.
Бабушка: — Вот я и вылетела. А что бы попасть обратно в книгу, надо расшифровать код замка. А что там написано, я прочитать не могу. И некому мне помочь.
Воспитатель: — Ребята, поможем бабушке?
Дети: — Да!
Воспитатель: — Тогда все внимание на замок.
2 слайд: (КАРТИНКИ ЗАМКА + РЕБУС (из отдельных частей нужно отгадать букву) должно получиться слово «СКАЗКА» )
Воспитатель: — Да, бабушка, нелегкую задачку ты нам поставила.
Бабушка: — Да, нелегкую. Но ребята такие молодцы, что с заданием так быстро справились. Только почему у вас буквы красного и синего цвета?
Дети: — Красным цветом обозначаются гласные буквы, синим — согласные.
Бабушка: — Понятно. Спасибо вам, ребята, что помогли мне, теперь я могу попасть в свою сказку.
3 слайд: (КАРТИНКА ГЕРОЕВ ИЗ СКАЗКИ «Репка»)
Бабушка: — Ребята, а это кто? Из какой они сказки?
Воспитатель: — Бабушка, а сейчас твоя очередь отгадать сказку. А что бы было легче отгадать, ребята расскажут эту сказку.
(РЕБЯТА РАССКАЗЫВАЮТ СКАЗКУ В СТИХАХ НА НОВЫЙ ЛАД)
Лиза Бочарова:
Дай-ка в глазки погляжу,
Сказку вам я расскажу.
А сказка будет вот про что…
Круглый бок, желтый бок
Сидит на грядке колобок
В земле засело крепко
Конечно, это …
Вася Краснов:
Возле дома дед Данил
Что-то в мае посадил,
И наказ он строгий дал:
Семен Вотяков: (дед)
— Я хочу, чтоб стар и мал,
Угостился бы тобой –
Стань ты сладкой и большой!
Вася Краснов:
Дни идут неторопливо,
Что-то выросла на диво:
И кудрява, и крепка,
И собою высока.
Тянет что-то дед Данил.
Сто потов уже пролил.
Тут она и говорит
Ксюша Пеганова:
Ты, Дедуля, не спеши,
Лучше силы береги.
Видишь, я какого роста?
Вытянуть меня непросто!
Лиза Якунина:
Как назло, ни с места это,
Ей в земле сидится крепко.
Дед на помощь – бабку звать:
Семен Вотяков: (дед)
— Хватит семечки щелкать,
Ерунду ты эту брось,
Это слаще-то небось.
Настя Максимова: (бабка)
— Помогу, конечно, дед.
Будет знатный нам обед!
Лиза Якунина:
Бабка деду говорит:
Настя Максимова: (бабка)
— У меня спина болит.
Мы не справимся вдвоём,
Может, внучку позовём?
Кто ещё поможет нам?
Не осилить старикам.
Лиза Якунина:
Внучку старые зовут.
Внучка Маша тут как тут.
Лиза Чернова: (внучка)
— Стойте, баба, стойте, дед,
Я хочу вам дать совет,
Лиза Якунина:
Рассудительная внучка,
Говорит:
Лиза Чернова: (внучка)
Поможет Жучка!
Лиза Якунина:
Поднесла ладонь к губам,
Кличет:
Лиза Чернова: (внучка)
— Жучка, где ты там?
Лиза Якунина:
Прибежала Жучка:
Артем Сергеев: (жучка)
— Гав!
Лиза Якунина:
От натуги хвост поджав,
Тянет внучку за подол,
И процесс опять пошёл.
Яна Тимофеева:
Тут взмолилась Жучка:
Артем Сергеев: (жучка)
— Хватит
По-напрасну силы тратить!
Нам не справиться без кошки.
Отдохнули все немножко…
Яна Тимофеева:
Жучка стала кошку звать:
Артем Сергеев: (жучка)
— Людям надо помогать!
Яна Тимофеева:
Кошка Мурка ей в ответ:
Кира Кузьмина: (кошка)
— У меня желанья нет
Из земли еду тащить…
Уговорили-
— Так и быть.
Андрей Кузнецов:
Не видна из грядки это,
Хоть сидит уже не крепко.
И сказала кошка:
Кира Кузьмина: (кошка)
— Мяу!
Что нам делать – понимяу –
Нужно мышку нам позвать.
Коготки могу убрать
И усы свои загнуть,
Чтобы мышку не спугнуть.
Андрей Кузнецов:
Прибежала мышь — полёвка,
Встали дружно, встали ловко.
Глеб Бакалу: (мышка)
Пи!-Пи!-Пи! Держись ты – это,
Что в земле сидит так крепко.
Раз и два, и три-четыре.
Я ведь самый сильнее в мире.
ВМЕСТЕ:
И раз и два – это сила, это да!
Коля Григорьев:
А пока тянули это,
Подружились крепко-крепко
Жучка с кошкой, кошка с мышкой –
Как в хорошей, доброй книжке!
Воспитатель: — Ну, что бабушка догадалась, про какую сказку идет речь?
Бабушка: — Да, про мой любимый фрукт – репку.
Воспитатель: — Бабушка, ты что-то путаешь.
— Ребята, скажите пожалуйста, репка это фрукт?
Дети: — Нет. Репка это овощ.
Воспитатель: — Правильно. Репка это овощ. А скажите, что такое овощи, а что такое фрукты?
Дети: — Овощи – это продукты, из которых варят суп. Фрукты – это продукты, из которых варят компот.
Воспитатель: — Поняла, бабушка? И больше не путай овощи с фруктами и наоборот. Бабушка, наши ребята очень устали, да и ты смотрю тоже. Я предлагаю сделать небольшую физкультминутку.
ФИЗКУЛЬТМИНУТКА:
Открываем мы глаза,
Вдох — и долго тянем: «А — а — а — а…»
Утром солнышко взошло,
Снизу вверх мы тянем: » О — о — о — о»
Днем по горкам ездим мы: » Ы — ы — ы — ы».
Ночью смотрим на звезду,
Сверху вниз слетаем «У — у — у — у».
Руки вверх, в кулачок,
На затылок, на бочок.
Дружно вытянули шею
И, как гуси, зашипели — «Ш-Ш-Ш».
Пошипели, пошипели
И на место тихо сели!
Бабушка: — Я отдохнула. Ребята, а вы?
Дети: — Да!!!
Бабушка: — Ребята, я знаю очень хорошую игру. Хотите поиграть со мной?
Дети: — Да!!!
Бабушка: — Игра называется «Прочитай по первым буквам»
(ДЕТИ САДЯТСЯ НА СВОИ МЕСТА. У КАЖДОГО КАРТОЧКА С КАРТИНКАМИ И БУКВЫ. ДЕТИ НАХОДЯТ БУКВУ НА КОТОРУЮ НАЧИНАЕТСЯ КАРТИНКА, НАПРИМЕР: ШАПКА, АНАНАС, РАК – ШАР)
(ПОСЛЕ ТОГО КАК РЕБЯТА ЗАКОНЧАТ ЗАДАНИЯ, КАЖДЫЙ ГОВОРИТ, КАКОЕ СЛОВО ПОЛУЧИЛОСЬ. СЛОВА МОГУТ ПОВТОРЯТСЯ)
Воспитатель: — Ребята, скажите пожалуйста, почему две первые картинки находятся отдельно от третьей?
Дети: — Две первые картинки соединены в слог, а третья картинка отдельный звук.
Бабушка: — Какие вы молодцы! Правильно справились с заданием.
Воспитатель: — Бабушка, а ребята тоже знают очень интересную игру, которая называется «Найди пару». А ты знаешь, что гласные буквы и некоторые согласные имеют пару. Сейчас ребята покажут нам эти пары.
(РЕБЯТА ДЕЛЯТСЯ НА ДВЕ КОМАНДЫ. У КАЖДОЙ КОМАНДЫ ВСЕ БУКВЫ АЛФАВИТА. НО ОДНА КОМАНДА ДОЛЖНА СОСТАВИТЬ ПАРЫ ИЗ ГЛАСНЫХ ЗВУКОВ, ТАКИЕ КАК: А-Я; У-Ю; О-Ё; Ы-И; Ы-И. ДРУГАЯ ИЗ СОГЛАСНЫХ ЗВУКОВ, ТАКИЕ КАК: Б-П; В-Ф; Г-К; Д-Т;
Ж-Щ; З-С)
Воспитатель: — Молодцы, ребята! А сейчас присаживайтесь на стулья.
Бабушка: — С вами хорошо, но мне пора возвращаться в сказку.
Но вы меня не забывайте и почаще книгу открывайте. До свидания! До новых встреч!
(Дети прощаются с бабушкой)
Воспитатель: — Ребята, вы просто молодцы! Вы справились со всеми заданиями.
ИТОГИ ЗАНЯТИЯ:
— Скажите, кто к нам приходил в гости?
— Какое задание понравилось больше и почему?
— Какие два цвета мы с вами использовали на занятии?
— Какими цветами обозначаются гласные звуки, а какими согласные звуки?