Автор: Ирина Анатольевна Коваленко
Родительское собрание в группах раннего возраста
«Адаптация ребенка к детскому саду»
Добрый вечер, уважаемые родители!
Тема нашего сегодняшнего разговора – это адаптация ребёнка к условиям детского сада.
Поступление малыша в детский сад — это первый шаг в самостоятельную жизнь, который не всем детям даётся легко. Наша с вами задача состоит в том, чтобы период адаптации прошёл безболезненно. Каждому ребёнку рано или поздно приходится социализироваться, т.е. становиться способным жить среди других людей. Обязательный этап для всех малышей. Что же такое адаптация? Адаптация — это приспособление организма к изменяющимся внешним условиям. В данном случае-это привыкание к детскому саду.
Вся жизнь ребёнка с поступлением в детский сад кардинальным образом меняется. В привычную жизнь семьи буквально врываются перемены: отсутствие родителей длительное время, новые требования к поведению, новое помещение, чёткий режим дня, постоянное присутствие сверстников, необходимость слушаться и подчиняться незнакомым взрослым, резко уменьшается количество персонального внимания. Все эти изменения обрушиваются на ребёнка одновременно, создавая для него стрессовую ситуацию, которая без специальной организации может привести к невротическим реакциям, таким, как капризы, страхи, отказ от еды, частые болезни, зачастую теряются навыки самообслуживания.
Различают три степени тяжести адаптации:
1. Легкая адаптация: к 20 дню пребывания в детском саду нормализуется сон, ребенок хорошо ест, не отказывается от контактов со сверстниками и взрослыми, сам идет на контакт. Заболеваемость не более одного раза сроком не более 10 дней, без осложнений. Вес остаётся без изменений.
2. Адаптация средней тяжести: поведение восстанавливается через 1-2 месяца пребывания в саду. Замедляется активность. Заболеваемость до двух раз сроком не более 10 дней, без осложнений. Вес не изменился или несколько снизился.
3. Тяжелая адаптация: характеризуется значительной длительностью (от 2 до 6 месяцев) и тяжестью всех проявлений.
Длительность адаптации зависит от уровня развития ребёнка. Если с ним систематически занимались дома, и рос он общительным и самостоятельным, то в группе он быстро установит контакт с воспитателем, сможет занять себя игрой, по мере сил обслужить, не будет чувствовать себя брошенным и беспомощным. Ребёнок с таким уровнем развития привыкает к детскому саду в течение 10-12 дней.
Если у малыша слабо развита речь, уровень самостоятельности низок, он не сможет обходиться без взрослых ни в игре, ни в кормлении, ни при укладывании спать. В новых для него условиях ребёнок не отходит от мамы, тут же начинает плакать, если не видит её. Период адаптации такого ребёнка может растянуться до месяца.
Советы для родителей:
-будьте терпеливы;
-в период адаптации не отучайте малыша от вредных привычек – так вы осложните привыкание;
-отвечайте на все вопросы ребенка о детском саде. Не пугайте ребёнка детским садом, когда решите наказать малыша;
-будьте спокойны с ребенком – ваше настроение передается детям!
Больше всего родитель и ребенок расстраиваются утром при расставании. Вот несколько советов:
-и дома, и в саду говорите с малышом спокойно;
-пусть малыша отводит тот родитель или родственник, с которым ему легче расставаться;
-обязательно скажите, что вы придете и обозначьте, когда именно (когда поиграешь, когда поспишь и т п.);
— придумайте свой ритуал прощания, не затягивайте расставание.
Адаптационный период считается законченным, если ребёнок с аппетитом ест, быстро засыпает и вовремя просыпается в бодром настроении, играет один или со сверстниками.
Хочу ещё познакомить вас с поведением детей 2-х лет.
Дети этого возраста эмоциональны, но их эмоции непостоянны, малышей можно отвлечь и переключить с одного эмоционального состояния на другое. Дети играют рядом, но не вместе. Друг для друга зачастую становятся источником отрицательных эмоций. Речь в этом возрасте находится на стадии формирования.
Говорить о правильном поведении малыша до трёх лет не имеет смысла. В это время поступки его продиктованы особенностями темперамента. Ребёнок нередко ведет себя непредсказуемо. Наказывать малыша бессмысленно, потому что он ещё не ощущает себя виновником происшествия. Он видит результат своих действий, но не связывает его с собой, не осознает, что произошло. Единственное, что может вынести малыш из наказания или порицания, что он плохой и его не любят. До определенного возраста надо воздержаться от подробных объяснений, как нельзя делать. Малыш все равно не поймет. На этом этапе развития достаточно четких и разумных ограничений и запретов. Он еще только учится управлять собой.
Спасибо за внимание!