Конспект урока по русскому языку » Правописание безударных падежных окончаний имен прилагательных»

Автор: Топорова Елена Валерьевна

КОНСПЕКТ УРОКА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ

4 класc

 

Тема урока: «Правописание безударных падежных      окончаний имён прилагательных»

 

 

 

 

Учитель: Топорова Елена Валерьевна

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                 

 Цель урока:

Актуализировать знания об имени прилагательном как части речи.

Научить использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности.

 

 

Планируемые результаты.

 

Предметные:

·        умение определять окончания прилагательных;

·        усвоение учащимися правила определения окончаний прилагательных;

·        умение определять мягкую и твердую основу прилагательных;

·        обеспечение освоения учащимися зависимости имени прилагательного от имени существительного;

·        умение составлять блок-схему (зависимости имени прилагательного от имени существительного по правилу определения окончания прилагательного);

·        умение формулировать вопросы к прилагательному;

·        умение составлять алгоритм для определения написания безударного окончания.

 

Метапредметные:

·        уметь определять и формулировать цель на уроке; проговаривать последовательность действий на уроке; уметь высказывать своё предположение; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей (Регулятивные УУД);

·        уметь оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других; учиться работать в паре, формулировать собственное мнение и позицию (Коммуникативные УУД);

·        уметь ориентироваться в своей системе знаний: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроках (Познавательные УУД);

·        способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности (Личностные УУД).

 

 

 

Тема: Правописание безударных падежных окончаний имён    прилагательных.

Ход урока

I.                  Организационный момент.

 

«Восстанови пословицу»

1.     (Они) боятся, а руки делают. (Глаза)

2.     Под лежачий камень (она) не течёт. (Вода)

3.     (Оно) мастера боится. (Дело)

4.     Без (него) не вытащишь и рыбку из пруда. (Без труда)

 

— Как вы думаете, о чём я хотела вам сказать?

 

          Мы должны хорошо потрудиться, чтобы получить новые знания и   научиться их применять.

            — Пусть этот урок принесет нам радость познания.               

II. Минутка чистописания.

     — Сегодня мы запишем пословицу. Помогите мне её составить.

1.     Первое слово – имя существительное, значение которого –  «существование человека, проявление его деятельности, энергии». Образовано от глагола жить.

2.     Четвёртое слово – имя прилагательное. Так называют отзывчивых, душевных, положительных, хороших людей, делающих полезные поступки.

3.     Пятое слово – имя существительное. Синонимы существительного – работа, труд, деятельность.

 

          — В чём заключается смысл данной пословицы? Объясните.

 

Ш. Актуализация опорных знаний.

            Представьте такую ситуацию. Игорь и Оля простудились и не пошли в школу. Заботливый одноклассник прислал им sms-сообщение. Прочитайте.

 

Я знаю   хорош.       рецепт.

Столов.     ложку липов.     цвета заварить

в обычн.       стакане.  Выпить горяч.     настой.

                                           Петя J

 

 

 

— Как поступил Петя по отношению к своим одноклассникам?     

Что сократил Петя в своём сообщении?

— Что нужно знать, чтобы записать текст полностью?

— Сформулируйте тему урока (Правописание безударных падежных окончаний имён прилагательных).

— Сформулируйте цели урока, опираясь на тему (Научиться проверять написание безударного окончания имён прилагательных).

— Как   вы думаете, для чего нужно уметь проверять написание безударных  окончаний имён прилагательных?

— Что надо знать, чтобы правильно писать безударные падежные окончания имён прилагательных? (Алгоритм)

— Давайте напомним его друг другу.    

1.     Определить, с каким существительным сочетается прилагательное.

2.     Определить грамматические признаки прилагательного (род, число, падеж) по существительному, с которым оно сочетается.

3.     Определить тип основы имени прилагательного.

4.     Вспомнить правило написания окончания имени прилагательного (можно проверить себя по таблице-памятке).

 

— Вставьте пропущенные окончания.

— Какой способ проверки написания безударных окончаний прилагательных мы использовали? (Проверяли по ударному окончанию вопроса).

 

IV. Открытие нового знания.

— А хотите узнать ещё один способ?

— Прочитайте. Сравните, что заметили?

 

золотого                                    спелого                                                                       

большому                                 сказочному

о родном                                   о снежном

 

(В первом столбике у прилагательных ударные окончания, а во втором – безударные).

— В написании каких прилагательных не возникнет затруднение? (В написании прилагательных с ударными окончаниями).

— Можно ли при проверке окончаний прилагательных второго столбика использовать прилагательные первого столбика?

Вывод:

Безударные падежные окончания имён прилагательных пишутся так же, как и ударные.

Вывод:

 Существует два способа проверки написания безударных окончаний имён  прилагательных:

Первый способ – путём постановки вопроса.

Второй способ – подобрать имя прилагательное с ударным окончанием.

 

V. Применение нового знания.

1. Попробуем использовать разные способы проверки.

       от ветвист__   дерева

       в безоблачн__      небе

       зимн__        утром

       дальн__        дорога

(Дети работают самостоятельно, индивидуальная работа с учащимися, по окончании работы фронтальная проверка)

2. Прочитайте предложение. Вставьте пропущенные окончания.

Я дышу свеж__ воздухом, любуюсь хорош__ погодой.

— Чем интересно это предложение с точки зрения синтаксиса?

Измените предложение так, чтобы не было необходимости в постановке запятой.

         Выпишите все формы имен прилагательных с именами существитель-ными, к которым они относятся.

Укажите морфологические признаки имен прилагательных.

______________________________________________________________

______________________________________________________________

______________________________________________________________

 

3. Прочитайте предложение. Вставьте пропущенные окончания.

В воинск__ часть пришла женщина и рассказала о подвиге молод__ бойца.

Определите, в какой форме употреблено в предложении выделенное имя прилагательное. Обведите номер ответа.

1) в форме м. р., ед. ч., И. п.

2) в форме ж. р., ед. ч., В. п.

3) в форме м. р., ед. ч., Р. п.

4) в форме ж. р., ед. ч., И. п.

 

4. Работа в парах.

          Составь и запиши два предложения с именем прилагательным удивительный.

1) В первом предложении употреби это прилагательное в форме среднего рода, единственного числа, предложного падежа.

2) Во втором предложении употреби это прилагательное в форме женского рода, единственного числа, дательного падежа.

 

 (Дети работают самостоятельно, индивидуальная работа с учащимися, по окончании работы фронтальная проверка)

5.     Работа с текстом.

Дидактический материал упр. 113                    

VI. Рефлексия учебной деятельности.

— Наш урок подошёл к концу. Вы хорошо поработали, успешно усвоили довольно сложный материал.

— Что нового узнали на уроке?

— Назовите способы проверки написания безударных падежных окончаний  имен прилагательных.

— У каждого на парте листок самооценки. Прочитайте эти пункты и выберите ответ, который считаете нужным.


Лист самооценки. Поставить + или –  

 

1.

Я активно работал на уроке.

 

2.

Я внимательно слушал учителя и ответы учащихся.

 

3.

Я знаю, что такое имя прилагательное.

 

4.

Я умею определять грамматические признаки имен прилагательных.

 

5.

Я использовал изученные правила, чтобы не ошибиться в написании безударных падежных окончаний имен прилагательных.

 

 

Всем спасибо за работу на уроке.

 

 

 

 

 

 

                                              

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                               Приложение к уроку.

         Sms – сообщение:

Я знаю хорош.     рецепт. Столов.     ложку липов.    цвета

заварить в обычн.      стакане. Выпить горяч.       настой.

                                                                        Петя J

 

1.      от ветвист__   дерева

        в безоблачн__      небе

        зимн__        утром

        дальн__        дорога

 

 2. Прочитайте  предложение. Вставьте  пропущенные окончания.

Я дышу свеж__ воздухом, любуюсь хорош__ погодой.

        Выпишите все формы имен прилагательных с именами существитель-ными, к которым они относятся.

Укажите морфологические признаки имен прилагательных.

______________________________________________________________

______________________________________________________________

______________________________________________________________

 

3. Прочитайте  предложение. Вставьте пропущенные окончания.

В воинск__ часть пришла женщина и рассказала о подвиге молод__  бойца.

Определите, в какой форме употреблено в предложении выделенное имя прилагательное. Обведите номер ответа.

1) в форме м. р., ед. ч., И. п.

2) в форме ж. р., ед. ч., В. п.

3) в форме м. р., ед. ч., Р. п.

4) в форме ж. р., ед. ч., И. п.

Работа в парах.

Составь и запиши два предложения с именем прилагательным удивительный.

1) В первом предложении употреби это прилагательное в форме среднего рода, единственного числа, предложного падежа.

2) Во втором предложении употреби это прилагательное в форме женского рода, единственного числа, дательного падежа.

 

Лист самооценки. Поставить + или –

1.

Я активно работал на уроке.

 

2.

Я внимательно слушал учителя и ответы учащихся.

 

3.

Я знаю, что такое имя прилагательное.

 

4.

Я умею определять грамматические признаки имен прилагательных.

 

5.

Я использовал изученные правила, чтобы не ошибиться в написании безударных падежных окончаний имен прилагательных.

 

 

 

 

×
×