Автор: Топорова Елена Валерьевна
КОНСПЕКТ УРОКА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ
4 класc
Тема урока: «Правописание безударных падежных окончаний имён прилагательных»
Учитель: Топорова Елена Валерьевна
Цель урока:
Актуализировать знания об имени прилагательном как части речи.
Научить использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности.
Планируемые результаты.
Предметные:
· умение определять окончания прилагательных;
· усвоение учащимися правила определения окончаний прилагательных;
· умение определять мягкую и твердую основу прилагательных;
· обеспечение освоения учащимися зависимости имени прилагательного от имени существительного;
· умение составлять блок-схему (зависимости имени прилагательного от имени существительного по правилу определения окончания прилагательного);
· умение формулировать вопросы к прилагательному;
· умение составлять алгоритм для определения написания безударного окончания.
Метапредметные:
· уметь определять и формулировать цель на уроке; проговаривать последовательность действий на уроке; уметь высказывать своё предположение; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей (Регулятивные УУД);
· уметь оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других; учиться работать в паре, формулировать собственное мнение и позицию (Коммуникативные УУД);
· уметь ориентироваться в своей системе знаний: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроках (Познавательные УУД);
· способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности (Личностные УУД).
Тема: Правописание безударных падежных окончаний имён прилагательных.
Ход урока
I. Организационный момент.
«Восстанови пословицу»
1. (Они) боятся, а руки делают. (Глаза)
2. Под лежачий камень (она) не течёт. (Вода)
3. (Оно) мастера боится. (Дело)
4. Без (него) не вытащишь и рыбку из пруда. (Без труда)
— Как вы думаете, о чём я хотела вам сказать?
Мы должны хорошо потрудиться, чтобы получить новые знания и научиться их применять.
— Пусть этот урок принесет нам радость познания.
II. Минутка чистописания.
— Сегодня мы запишем пословицу. Помогите мне её составить.
1. Первое слово – имя существительное, значение которого – «существование человека, проявление его деятельности, энергии». Образовано от глагола жить.
2. Четвёртое слово – имя прилагательное. Так называют отзывчивых, душевных, положительных, хороших людей, делающих полезные поступки.
3. Пятое слово – имя существительное. Синонимы существительного – работа, труд, деятельность.
— В чём заключается смысл данной пословицы? Объясните.
Ш. Актуализация опорных знаний.
Представьте такую ситуацию. Игорь и Оля простудились и не пошли в школу. Заботливый одноклассник прислал им sms-сообщение. Прочитайте.
Я знаю хорош. рецепт.
Столов. ложку липов. цвета заварить
в обычн. стакане. Выпить горяч. настой.
Петя J
— Как поступил Петя по отношению к своим одноклассникам?
— Что сократил Петя в своём сообщении?
— Что нужно знать, чтобы записать текст полностью?
— Сформулируйте тему урока (Правописание безударных падежных окончаний имён прилагательных).
— Сформулируйте цели урока, опираясь на тему (Научиться проверять написание безударного окончания имён прилагательных).
— Как вы думаете, для чего нужно уметь проверять написание безударных окончаний имён прилагательных?
— Что надо знать, чтобы правильно писать безударные падежные окончания имён прилагательных? (Алгоритм)
— Давайте напомним его друг другу.
1. Определить, с каким существительным сочетается прилагательное.
2. Определить грамматические признаки прилагательного (род, число, падеж) по существительному, с которым оно сочетается.
3. Определить тип основы имени прилагательного.
4. Вспомнить правило написания окончания имени прилагательного (можно проверить себя по таблице-памятке).
— Вставьте пропущенные окончания.
— Какой способ проверки написания безударных окончаний прилагательных мы использовали? (Проверяли по ударному окончанию вопроса).
IV. Открытие нового знания.
— А хотите узнать ещё один способ?
— Прочитайте. Сравните, что заметили?
золотого спелого
большому сказочному
о родном о снежном
(В первом столбике у прилагательных ударные окончания, а во втором – безударные).
— В написании каких прилагательных не возникнет затруднение? (В написании прилагательных с ударными окончаниями).
— Можно ли при проверке окончаний прилагательных второго столбика использовать прилагательные первого столбика?
Вывод:
Безударные падежные окончания имён прилагательных пишутся так же, как и ударные.
Вывод:
Существует два способа проверки написания безударных окончаний имён прилагательных:
Первый способ – путём постановки вопроса.
Второй способ – подобрать имя прилагательное с ударным окончанием.
V. Применение нового знания.
1. Попробуем использовать разные способы проверки.
от ветвист__ дерева
в безоблачн__ небе
зимн__ утром
дальн__ дорога
(Дети работают самостоятельно, индивидуальная работа с учащимися, по окончании работы фронтальная проверка)
2. Прочитайте предложение. Вставьте пропущенные окончания.
Я дышу свеж__ воздухом, любуюсь хорош__ погодой.
— Чем интересно это предложение с точки зрения синтаксиса?
Измените предложение так, чтобы не было необходимости в постановке запятой.
Выпишите все формы имен прилагательных с именами существитель-ными, к которым они относятся.
Укажите морфологические признаки имен прилагательных.
______________________________________________________________
______________________________________________________________
______________________________________________________________
3. Прочитайте предложение. Вставьте пропущенные окончания.
В воинск__ часть пришла женщина и рассказала о подвиге молод__ бойца.
Определите, в какой форме употреблено в предложении выделенное имя прилагательное. Обведите номер ответа.
1) в форме м. р., ед. ч., И. п.
2) в форме ж. р., ед. ч., В. п.
3) в форме м. р., ед. ч., Р. п.
4) в форме ж. р., ед. ч., И. п.
4. Работа в парах.
Составь и запиши два предложения с именем прилагательным удивительный.
1) В первом предложении употреби это прилагательное в форме среднего рода, единственного числа, предложного падежа.
2) Во втором предложении употреби это прилагательное в форме женского рода, единственного числа, дательного падежа.
(Дети работают самостоятельно, индивидуальная работа с учащимися, по окончании работы фронтальная проверка)
5. Работа с текстом.
Дидактический материал упр. 113
VI. Рефлексия учебной деятельности.
— Наш урок подошёл к концу. Вы хорошо поработали, успешно усвоили довольно сложный материал.
— Что нового узнали на уроке?
— Назовите способы проверки написания безударных падежных окончаний имен прилагательных.
— У каждого на парте листок самооценки. Прочитайте эти пункты и выберите ответ, который считаете нужным.
Лист самооценки. Поставить + или –
1. |
Я активно работал на уроке. |
|
2. |
Я внимательно слушал учителя и ответы учащихся. |
|
3. |
Я знаю, что такое имя прилагательное. |
|
4. |
Я умею определять грамматические признаки имен прилагательных. |
|
5. |
Я использовал изученные правила, чтобы не ошибиться в написании безударных падежных окончаний имен прилагательных. |
|
Всем спасибо за работу на уроке.
Приложение к уроку.
Sms – сообщение:
Я знаю хорош. рецепт. Столов. ложку липов. цвета
заварить в обычн. стакане. Выпить горяч. настой.
Петя J
1. от ветвист__ дерева
в безоблачн__ небе
зимн__ утром
дальн__ дорога
2. Прочитайте предложение. Вставьте пропущенные окончания.
Я дышу свеж__ воздухом, любуюсь хорош__ погодой.
Выпишите все формы имен прилагательных с именами существитель-ными, к которым они относятся.
Укажите морфологические признаки имен прилагательных.
______________________________________________________________
______________________________________________________________
______________________________________________________________
3. Прочитайте предложение. Вставьте пропущенные окончания.
В воинск__ часть пришла женщина и рассказала о подвиге молод__ бойца.
Определите, в какой форме употреблено в предложении выделенное имя прилагательное. Обведите номер ответа.
1) в форме м. р., ед. ч., И. п.
2) в форме ж. р., ед. ч., В. п.
3) в форме м. р., ед. ч., Р. п.
4) в форме ж. р., ед. ч., И. п.
Работа в парах.
Составь и запиши два предложения с именем прилагательным удивительный.
1) В первом предложении употреби это прилагательное в форме среднего рода, единственного числа, предложного падежа.
2) Во втором предложении употреби это прилагательное в форме женского рода, единственного числа, дательного падежа.
Лист самооценки. Поставить + или –
1. |
Я активно работал на уроке. |
|
2. |
Я внимательно слушал учителя и ответы учащихся. |
|
3. |
Я знаю, что такое имя прилагательное. |
|
4. |
Я умею определять грамматические признаки имен прилагательных. |
|
5. |
Я использовал изученные правила, чтобы не ошибиться в написании безударных падежных окончаний имен прилагательных. |
|