Автор: Надежда Александровна Бондаренко
Конспект занятия по аппликации из цветной бумаги и осенних листьев «Золотые подсолнухи»
Задачи: Учить детей создавать красивый образ подсолнуха из разных материалов. Продолжать формировать аппликативные умения в приложении к творческой задаче. Развивать чувство ритма и композиции. Воспитывать художественный вкус.
Предварительная работа: Рассматривание изображений подсолнуха. Геометрическая мозаика. Речевые игры на словообразование (знакомство с приставочным способом на примере слов подсолнух, подушка, подоконник, подберезовик, подосиновик). Подготовка природного материала (осенние листья).
Материалы, инструменты, оборудование: Круги из цветной бумаги желтого или оранжевого цвета (диаметр 12-15 см, мелкие листья рябины, березы или акации; цветная бумага или цветной картон для фона; клей ПВА, смешанный с небольшим количеством воды, клеевые кисточки, бумажные и матерчатые салфетки.
Ход занятия:
Воспитатель читает детям стихотворение В. Шипуновой «Подсолнух»:
В плоское круглое донце
Вплели лепестки из солнца,
Черные бусины-семечки в ряд-
Любимое лакомство птиц и ребят!
Воспитатель: О чем это стихотворение?
Дети: О подсолнухе.
Воспитатель: На что похож подсолнух?
Дети: На солнышко.
Воспитатель: Правильно.
Воспитатель: Ребята, а вы знаете, откуда появляются семечки?
Дети: Из подсолнухов.
Воспитатель: Правильно. Подсолнечник выращивается практически во всем мире. И у нас на Дону тоже. Семя подсолнуха сажают в землю, оно постепенно растет и, в конце концов, появляется высокое растение на крепкой толстой ножке с большим цветком ярко желтого цвета, в центре которого созревает много семечек.
Воспитатель: Ребята посмотрите, вот он подсолнух (показ картинок и рассматривание подсолнуха): У подсолнуха очень мощный стебель, широкие зеленые листья, крупный цветок с большой сердцевиной и небольшими лепестками желтого цвета. К концу созревания вся сердцевина усыпана семечками. Но не только внешнее сходство связывает цветок с солнцем. Есть у подсолнуха удивительная способность поворачивать головку цветка вслед за солнышком, провожая его от восхода до самого заката.
Про подсолнух в загадке говорится:
Девочка Аленушка
Посадила зернышко,
Выросло на грядке
Маленькое солнышко.
Педагог предлагает детям составить красивые картины с подсолнухами из разных материалов – бумаги, осенних листьев или лепестков, подсолнечных семечек.
Воспитатель: Посмотрите, у нас есть большой круг из бумаги желтого и оранжевого цвета – это донце (чаша) подсолнуха, на котором будут размещаться семечки, а лепестки разные будут размещаться вокруг донышка.
Воспитатель: Из чего мы можем сделать лепестки? (из разных засушенных листьев)
Детям предлагается самостоятельно выбрать материалы для изображения подсолнуха и основу для фона.
Воспитатель: Перед работой разомнем пальчики:
Золотой подсолнушек,
Лепесточки – лучики.
Он – сыночек солнышка
И веселой тучки.
(Руки направлены вверх. Ладони соприкасаются своими основаниями, образуя чашу. Пальцы разведены в стороны).
Утром просыпается,
Солнышком лучится,
Ночью закрываются
Желтые ресницы.
(Руки и ладони остаются в прежнем положении, а пальцы медленно загибаются).
Летом наш подсолнушек –
Как цветной фонарик.
Осенью нам черненьких
Семечек подарит.
(Поочередно каждым пальцем правой руки постучать по раскрытой ладони левой руки. Затем поменять руки).
Работа детей. Воспитатель помогает определиться с замыслом и наметить композицию – разместить основную деталь – большой бумажный круг.
По окончании работы педагог обращается к детям: «Какие красивые и яркие у нас получились подсолнухи!»
Ребята, посмотрите как радостно и весело стало в нашей группе. У нас выросли подсолнухи. Они такие яркие, красочные, солнечные. Мы с вами настоящие волшебники.
Вместе с детьми оформить выставку «Золотые подсолнухи».