Автор: Науменко Наталья Геннадьевна
Конспект НОД по обучению грамоте в подготовительной группе .
Задачи:
1. Учить детей проводить звуковой анализ слов, дифференцируя звуки по их качественной характеристике ( гласные и согласные. Согласные твёрдые и мягкие).
2. Совершенствовать фонематический слух: учить выделять звук в слове, определять его место в слове.
3. Упражнять в составлении предложений, делении простых предложений на слова с указанием их последовательности.
4. Формировать умение делить двусложные и трёхсложные слова на слоги.
5. Развивать логическое мышление, произвольное внимание, интерес к учебной деятельности.
6. Упражнять в проставлении ударений в словах.
7. Обучать чтению слогов, составлению слов из предложенных слогов.
Дидактическое обеспечение занятия (наглядность):
Наглядный материал: конверт с письмом.
Раздаточный материал: конверты с заданиями:
Буквы ш, к, о, л, а;
Карточки зелёного, синего и красного цвета на каждого ребёнка;
Карточки с цифрами 1, 2, 3;
Схемы предложения на каждого ребёнка;
простые карандаши.
Ход занятия.
В-ль: ребята, подойдите ко мне. Скажите мне какое у вас сегодня настроение?
Дети: хорошее. Радостное. Весёлое.
В-ль: Замечательно! Давайте возьмёмся за руки и передадим друг другу своё хорошее настроение. (дети становятся в круг)
Прозвенел звонок весёлый все готовы? Всё готово?
Мы сейчас, не отдыхаем, мы работать начинаем.
— Ребята, сегодня утром в группе я обнаружила вот такой конверт. Я без вас читать не стала. Предлагаю вскрыть конверт и прочитать письмо, оно адресовано для нас. Согласны?
В-ль открывает конверт, достаёт письмо, читает: « Дорогие ребята, скоро вы идёте в школу. Поэтому должны много знать и уметь. Я посылаю вам свой волшебный конверт с заданиями. Если вы справитесь со всеми моими заданиями, это значит, что вы готовы к школе. Тогда я поздравляю заранее. А если какие-то задания вам покажутся очень сложными, и вы будете затрудняться в их выполнении, то тоже не беда. У вас ещё есть время до начала учёбы в школе, и вы успеете позаниматься и устранить свои пробелы в знаниях. Я желаю вам удачи! В добрый час! Грамотейка».
В-ль: Вот так сюрприз. Грамотейка прислал нам свои задания. Ну что, постараемся выполнить задания? (да). А за одно и нашим гостям покажем, чему мы научились , и узнаем также, чему ещё стоит поучиться до начала учёбы в школе, чтобы учителя и родители могли нами гордиться.
Итак, открываем конверт и читаем, что же за задание в нём находится.
1 задание: «Буквы и звуки».
— Давайте вспомним, чем буквы отличаются от звуков?
(буквы мы видим и пишем, а звуки слышим и говорим).
— Правильно ребята, а из чего состоит наша речь?
(наша речь состоит из слов, слова состоят из звуков)
— Какими бывают звуки? (звуки бывают гласными и согласными)
— Какие звуки мы называем гласными? (звуки которые тянутся, поются голосом). Назовите гласные звуки (а. о, у, и, ы, э).
— Какими бывают согласные звуки? (согласные звуки бывают твёрдыми и мягкими)
— Каким цветом обозначаются все гласные звуки? (красным)
— Каким цветом обозначается твёрдый согласный звук? (синим)
— Каким цветом обозначается мягкий согласный звук? (зелёным)
В-ль: Молодцы! С первым заданием вы справились, открываем и читаем следующее задание.
2. «Отгадай загадку»
Стоит дом, кто в него войдёт, тот ум приобретёт.
Отгадка зашифрованное слово, а для этого нам нужно расставить буквы по порядку в соответствии с цифрами.
О Л Ш А К
3 4 1 5 2
Дети расставляют буквы по цифрам и получают слово. Затем составляют схему слова и проводят звуковой анализ. Перепутанные буквы написаны на доске, дети работают за столами. Один ребёнок работает у доски.
В слове школа два слога, ударный слог первый. В этом слове пять звуков:
Первый звук — Ш — согласный, твёрдый; обозначаем синим квадратом;
Второй звук – К — согласный, твёрдый; обозначаем синим квадратом;
Третий звук – О — гласный, ударный, обозначаем красным квадратом;
Четвёртый звук – Л — согласный, твёрдый; обозначаем синим квадратом;
Пятый звук –А – гласный, безударный, обозначаем красным квадратом.
В-ль: Да, так и называется дом, где все приобретают знания: Школа. Загадку мы отгадали и со вторым заданием справились.
Достаём и читаем следующее задание:
3. « Подели слова на слоги и определи их количество»
В-ль: В конверте таблички с цифрами 1, 2, 3. Сейчас я буду показывать картинки. Ваша задача назвать слово и определить, сколько слогов в данном слове. Если слог 1.вы поднимаете табличку с цифрой 1, если 2 слога – табличку с цифрой 2, а если 3 слога – с цифрой 3. Задание понятно? Начали.
Молодцы мы справились ещё с одним заданием Грамотейки.
4.В-ль: Открываем следующее задание.
Дидактическая игра «Подбери слова к предложенному начальному слогу». Детям предлагается начальный слог, по которому придумываются слова.
«Ма»: мама, машина, масло, макароны, малина, малыш, март.
«ЛИ» : лимон, лимонад, листья, лиана, линейка, лилипут.
«КУ»: курица, кукла, куст, кулич, кузнец, кукушка.
В-ль: Хорошо. А нас ждёт следующее задание:
5. «Составьте и запишите схему предложения»
Воспитатель предлагает послушать предложение, сказать. Сколько в нём слов. И назвать слова по порядку. Предложение для разбора:
Мы идём гулять.
В-ль: Молодцы и с этим заданием справились!
Ещё одно задание.
6. «Родственные слова».
Предлагается слово, к которому подбираются однокоренные слова:
Лес ( лесной, лесник, лесовик, лесничий).
Дом ( домовой. Домашний, домработница).
Дидактическая игра «Образуем новое слово»
Читается стихотворение, детям необходимо догадаться. Каким словом надо закончить каждую строчку, новые слова должны получиться от слова «ДОМ».
Гном и дом.
Жил да был весёлый гном. Он в лесу построил…..Дом
Рядом жил поменьше гномик. Под кустом он сделал … Домик.
Самый маленький гномишко под грибом сложил… Домишко.
Старый, мудрый гном-гномище выстроил большой…Домище.
Был он стар, и был он сед, и большой был …Домосед.
А за печкой. За трубой жил у гнома….Домовой.
Всех встречал радушный гном, все любили этот ….Дом.
Итог: Молодцы ребята! Вы справились со всеми заданиями, и мы можем смело написать о наших достижениях в письме Грамотейке.
Скажите, вам понравилось наше занятие? Какое задание было по – вашему самым лёгким? А какое самым трудным? А какое задание понравилось больше всего? Очень хорошо!