конспект занятия по обучению грамоте

Автор: Науменко Наталья Геннадьевна

      Конспект НОД по обучению грамоте в подготовительной группе .

 

     Задачи:

1.    Учить детей проводить звуковой анализ слов, дифференцируя звуки по их качественной характеристике ( гласные и согласные. Согласные твёрдые и мягкие).

2.    Совершенствовать фонематический слух: учить выделять звук в слове, определять его место в слове.

3.       Упражнять в составлении предложений, делении простых предложений на слова с указанием их последовательности.

4.      Формировать умение делить двусложные и трёхсложные слова на слоги.

5.      Развивать логическое мышление, произвольное внимание, интерес к учебной деятельности.

6.      Упражнять в проставлении ударений в словах.

7.      Обучать чтению слогов, составлению слов из предложенных слогов.

Дидактическое обеспечение занятия (наглядность):

Наглядный материал: конверт с письмом.

Раздаточный материал: конверты с заданиями:

Буквы ш, к, о, л, а;

Карточки зелёного, синего и красного цвета на каждого ребёнка;

Карточки с цифрами 1, 2, 3;

Схемы предложения на каждого ребёнка;

 простые карандаши.

Ход занятия.

В-ль: ребята, подойдите ко мне. Скажите мне какое у вас сегодня настроение?

Дети: хорошее. Радостное. Весёлое.

В-ль: Замечательно! Давайте возьмёмся за руки и передадим друг другу своё хорошее настроение. (дети становятся в круг)

Прозвенел звонок весёлый все готовы? Всё готово?

Мы сейчас, не отдыхаем, мы работать начинаем.

—  Ребята, сегодня утром в группе я обнаружила вот такой конверт. Я без вас читать не стала. Предлагаю вскрыть конверт и прочитать письмо, оно адресовано для нас. Согласны?

В-ль открывает конверт, достаёт письмо, читает: « Дорогие ребята, скоро вы идёте в школу. Поэтому должны много знать и уметь. Я посылаю вам свой волшебный конверт с заданиями. Если вы справитесь со всеми моими заданиями,  это значит, что вы готовы к школе. Тогда я поздравляю заранее. А если какие-то задания вам покажутся очень сложными, и вы будете затрудняться в их выполнении, то тоже не беда. У вас ещё есть время до начала учёбы в  школе,  и вы успеете позаниматься и устранить свои пробелы в знаниях. Я желаю вам удачи! В добрый час! Грамотейка».

В-ль: Вот так сюрприз. Грамотейка  прислал нам свои задания. Ну что, постараемся выполнить задания? (да). А за одно и нашим гостям покажем, чему мы научились , и узнаем также, чему ещё стоит поучиться до начала учёбы в школе, чтобы учителя и родители могли нами гордиться.

Итак, открываем  конверт и читаем, что же за  задание в нём находится.

1 задание: «Буквы и звуки».

Давайте вспомним, чем буквы отличаются от звуков?

(буквы мы видим и пишем, а звуки слышим и говорим).

— Правильно ребята, а из чего состоит наша речь?

(наша речь состоит из слов, слова состоят из звуков)

— Какими бывают звуки? (звуки бывают гласными и согласными)

— Какие звуки мы называем гласными? (звуки которые тянутся, поются голосом). Назовите гласные звуки  (а. о, у, и, ы, э).

— Какими бывают согласные звуки? (согласные звуки бывают твёрдыми и мягкими)

— Каким цветом обозначаются все гласные звуки? (красным)

     — Каким цветом обозначается твёрдый согласный звук? (синим)

— Каким цветом обозначается мягкий согласный звук? (зелёным)

В-ль: Молодцы! С первым заданием вы справились,  открываем и читаем следующее задание.

2. «Отгадай загадку»

Стоит дом, кто в него войдёт, тот ум приобретёт.

Отгадка зашифрованное слово, а для этого нам нужно расставить буквы по порядку в соответствии с цифрами.

О Л Ш А К

3  4  1   5  2 

Дети расставляют буквы по цифрам и получают слово. Затем составляют схему слова и проводят звуковой  анализ. Перепутанные буквы написаны на доске, дети работают за столами. Один ребёнок работает у доски.

В слове школа два слога, ударный слог первый. В этом слове пять звуков:

Первый звук — Ш — согласный, твёрдый; обозначаем синим квадратом;

Второй звук – К — согласный, твёрдый; обозначаем синим квадратом;

Третий звук – О — гласный, ударный, обозначаем красным квадратом;

Четвёртый звук – Л — согласный, твёрдый; обозначаем синим квадратом;

Пятый звук –А – гласный, безударный, обозначаем красным квадратом.

В-ль: Да, так  и называется дом, где все приобретают знания: Школа. Загадку мы отгадали и со вторым заданием справились.

Достаём и читаем следующее задание:

3. « Подели слова на слоги и определи их количество»

В-ль: В конверте таблички с цифрами 1, 2, 3. Сейчас я буду показывать картинки. Ваша задача назвать слово и определить, сколько слогов в данном слове. Если слог 1.вы поднимаете табличку с цифрой 1, если 2 слога – табличку с цифрой 2, а если 3 слога – с цифрой 3. Задание понятно? Начали.

Молодцы мы справились ещё с одним заданием Грамотейки.

4.В-ль: Открываем следующее задание.

Дидактическая игра «Подбери слова к предложенному начальному слогу». Детям предлагается начальный слог, по которому придумываются слова.

«Ма»: мама, машина, масло, макароны, малина, малыш, март.

«ЛИ» : лимон, лимонад, листья, лиана, линейка, лилипут.

«КУ»: курица, кукла, куст, кулич, кузнец, кукушка.

В-ль: Хорошо. А нас ждёт следующее задание:

5. «Составьте и запишите схему предложения»

Воспитатель предлагает послушать предложение, сказать. Сколько в нём слов. И назвать слова по порядку. Предложение для разбора:

Мы идём гулять.

В-ль: Молодцы и с этим заданием справились!

Ещё одно задание.

6. «Родственные слова».

Предлагается слово, к которому подбираются однокоренные слова:

Лес ( лесной, лесник, лесовик, лесничий).

Дом ( домовой. Домашний,  домработница).

Дидактическая игра «Образуем новое слово»

Читается стихотворение, детям необходимо догадаться. Каким словом надо закончить каждую строчку,  новые слова должны получиться от слова «ДОМ».

Гном и дом.

Жил да был весёлый гном. Он в лесу построил…..Дом

Рядом жил поменьше гномик. Под кустом он сделал … Домик.

Самый маленький гномишко под грибом сложил… Домишко.

Старый, мудрый гном-гномище выстроил большой…Домище.

Был он стар, и был он сед, и большой был …Домосед.

А за печкой. За трубой жил у гнома….Домовой.

Всех встречал радушный гном, все любили этот ….Дом.

 

Итог: Молодцы ребята! Вы справились со всеми заданиями, и мы можем смело написать о наших достижениях в письме Грамотейке.

 Скажите,  вам понравилось наше занятие? Какое задание было по – вашему самым лёгким? А какое самым трудным? А какое задание понравилось больше всего? Очень хорошо!

  

×
×