Автор: Белая Елена Владимировна
Конспект занятия по ознакомлению окружающего мира «Путешествие в мир живой природы» в старшей группе.
Цель: обобщение и систематизация знаний о диких животных,
птицах и рыбах родного края.
Задачи:
Обучающие:
Расширять представления детей о живой природе родного края.
Расширять и активизировать словарь детей словами: «фауна», «дикие», «пернатые».
Развивающие:
Развивать память, мышление, внимание, общую и мелкую моторику.
Развивать связную речь и навыки общения, общих речевых навыков.
Воспитывающие:
Воспитывать активность, инициативность, самостоятельность, бережного отношения к природе.
Оборудование и материалы:
Ноутбук, диски с музыкальными произведениями и записью голосов птиц. Карточки – билеты с изображением цифр. Материалы для изготовления рыб, карточки с изображением животных и буквы.
Предварительная работа:
Рассматривание иллюстраций в альбомах «Животный мир». Прослушивание CD с записью голосов птиц. Разучивание подвижной игры «Вот под деревом зелёным вороны».
Ход занятия
Воспитатель: — Собрались все дети в круг.
Я твой друг, и ты мой друг.
Крепко за руки возьмемся
И друг другу улыбнемся
Дети выполняют соответствующие движения и задания.\
— Посмотрю на ваши лица, с кем здесь можно подружиться?
Я, Людмила Николаевна, а ты кто? Ответь ласково, как тебя зовут?
Дети называют себя.
Воспитатель: — Ребята, я предлагаю вам отправиться в путешествие. Вы согласны?
Дети: — Да!
Воспитатель: — Мы поедем по дороге, в царство Фауны. Вы знаете кто такая Фауна?
Дети: — Фауна – это богиня, царица и покровительница всех животных.
Воспитатель: — Верно. А отправимся мы в путешествие на поезде, но прежде, нужно приобрести билеты. Пройдите к столу и возьмите любую карточку. Номер (цифра) на карточке соответствует номеру вагона, каждый садится в свой вагон. Прежде чем занять место, назовите номер своей карты.
Дети быстро называют номера на карточке и занимают «места в поезде».
Воспитатель: — Замечательно, все на местах, пора в путь!
Звучит фонограмма песни «Мы едем-едем-едем…».
Дети подпевают.
Музыка затихает.
Воспитатель: — Ребята выходите из вагонов, посмотрите, куда мы с вами приехали?
Изображение леса.
Звучит фонограмма голосов птиц.
Дети: — В лес.
Воспитатель: — Что такое лес?
Дети: — Это дом для многих диких животных и птиц.
Воспитатель: — Верно! Ребята, а как нужно вести себя в лесу, чтобы не потревожить жителей леса?
Дети: нужно вести себя тихо, не кричать, говорить спокойным голосом.
Белка на дереве.
Воспитатель обращает внимание на конверт, лежащий под деревом.
Воспитатель: — Ребята, посмотрите, белка обронила конверт. Интересно, для кого он? Давайте посмотрим. Читает: «Ребятам подготовительной группы 3/1». Интересно, что в нем? (Открывает конверт).
— Ребята, белочка для вас приготовила интересные задания. Она узнала, что вы в этом году идёте в школу и хочет проверить, знаете ли вы буквы? Пройдите к столам и присаживайтесь и послушайте внимательно задание.
Воспитатель: Ребята, что изображено на ваших карточках?
Дети: Животные.
Воспитатель: Правильно. А какие это животные, назовите мне этих. (Дети называют)
Воспитатель: — Как назвать одним словом изображенных животных?
Дети: Дикие.
Воспитатель: Верно, а почему их называют дикими?
Дети: Потому что они живут в лесу.
Воспитатель: Правильно! А сейчас ребята посмотрите на карточки, под каждой картинкой у вас есть пустой квадрат и вам нужно в этот пустой квадрат вставить нужную букву, на которую начинается слово (изображённое животное).
Дети выполняют задание. Потом воспитатель проверяет задание вместе с детьми, по очереди спрашивая каждого ребёнка.
Таблица с животными(проверказадания)
Воспитатель: Молодцы ребята, хорошо справились с заданием!
Воспитатель: А теперь ребята, поиграем в словесную игру «Что не так?» Слушайте внимательно, если услышите ошибку, исправьте её, сказав верно фразу. Кто догадается, поднимайте руку, хором отвечать не надо!
У волка — лисята. Они живут в логове.
У медведя – зайчата, они живут в норе.
У белки – волчата, они живут в берлоге.
У ежика – бельчата, они живут в дупле.
У Зайца – медвежата, они живут в берлоге.
У лисы – волчата, они живут в дупле.
Дети выполняют упражнение, отвечая полными развернутыми ответами.
Воспитатель: А сейчас, давайте немного отдохнём и проведём физкультминутку «Вот под деревом зелёным».
Все вместе: Вот под деревом зеленым (встали).
Скачут весело вороны (прыгают).
Кар-кар-кар! Кар-кар-кар! (Хлопки над головой в ладоши).
Целый день они кричали, (повороты туловища вправо-влево).
Спать ребятам не давали (наклоны туловища вправо-влево).
Кар-кар-кар! Кар-кар-кар! (Хлопки над головой в ладоши).
Только к ночи умолкают и тихонько засыпают (садятся на корточки, руки под щеку).Воспитатель: Замечательно отдохнули!
Изображение летящих птиц в неба.
Воспитатель: Ребята, тихо, а чьи это голоса слышны?
Дети: Птиц
Воспитатель: Точно, посмотрите на небо, птицы летят. Лиза скажи, а чем птицы отличаются от животных? Саша, а ещё чем? (Опрашивает ещё пару детей).
Воспитатель: Правильно, молодцы ребята!!!
Воспитатель: А сейчас я хочу проверить вас, насколько хорошо вы знаете птиц? Я вам загадаю загадки, и если вы угадаете, появятся отгадки.
Он по-рабочему одет — Удобно, просто, ловко, На нем красный берет и пестрая спецовка (Дятел)
Грудка ярче, чем заря, У кого? (У снегиря).
Угадайте, что за птица скачет по дорожке, словно кошки не боится — собирает крошки, А потом на ветку- прыг и чирикает: «Чик-чирик» (Воробей).
Как лиса среди зверей, Эта птица всех хитрей. Прыгает она у дома, А зовут ее? (ворона).
А теперь послушайте другую загадку. — Эта птица зимующая. У нее голова, крылья черного цвета. Хвост тоже черный, но с очень красивым зеленоватым отливом, длинный и прямой как стрела. А по бокам перышки совсем белые. Поэтому эту птицу назвали белобокой (сорока)
Дети отгадывают загадки.
Воспитатель: Молодцы ребята все загадки отгадали!!! Птиц вы знаете, а теперь проверим вашу память и поиграем в игру «Кто внимательный».
Таблица с картинками
Присаживайтесь на лавочку. Посмотрите внимательно на картинки и запомните последовательность изображённых птиц, какая птица за какой стоит. Я сейчас раздам вам птиц и вы по очереди будете подходить к доске и ставите картинки по местам. (Вернуть слайд с птицами в таблице для проверки).
Дятел Воробей сорока
сова ворона клест
голубь снегирь синица
Изображение реки.
Воспитатель: Молодцы, какие вы внимательные, всех птиц назвали! А сейчас ребята давайте подойдём к водоёму.
Дети вместе с воспитателем подходят к экрану.
Воспитатель: Ребята, а кто живет в реке?
Дети: В реке живут рыбы.
Воспитатель: Каких речных рыб вы знаете?
Дети: Карась, щука, сом, окунь.
Изображение рыб.
Воспитатель: Что нужно обитателям водоемов для жизни?
Дети: Вода, кислород, солнце.
Воспитатель: Молодцы, вы ответили верно! Сейчас я предлагаю вам создать свой маленький водоём и запустить в него рыбок. Аквариум у нас уже есть (показывает макет аквариума), а вот рыбок вам нужно сделать самим. Проходите к столу и присаживайтесь. У вас у каждого есть рыбка и вам нужно с помощью техники пластилинографии сделать наших рыбок и поселить их в аквариум! Молодцы, какие красивые рыбки у вас получились!!!! Ребята время нашего путешествия подходит к концу и нам с вами нужно отправляется обратно в группу, а наших рыбок мы поселим в аквариум в группе!
Скажите всем. До Свидания!!!!
Садитесь каждый в свой вагон и поедем в группу!