Автор: Химич Татьяна Викторовна
Цель: Формирование устойчивого познавательного интереса к диким животным, как к живым существам.
Задачи:
· закрепить и обобщить знания детей о диких животных;
· активизировать словарь (имена существительные, имена прилагательные, наречия, глаголы) по теме;
· развивать связную речь через составление рассказа о животных;
· воспитывать бережное отношение к природе, осознание ответственности человека за сохранение природы
Ход занимательной деятельночти:
Воспитатель показывает детям картину, на которой нарисован лес без животных. Спрашивает что на ней изображено? (лес), какой лес? (лиственный, хвойный или смешанный). Почему он голый?(поздняя осень, какой месяц)
Воспитатель продолжает: — чем дольше я на неё смотрю, мне всё больше кажется, что на ней чего-то или кого-то не хватает. (животных) А какие бывают животные? (домашние и дикие) А почему животные называются дикие? (живут в природе и сами добывают себе пищу) Действительно, без животных она как-будто не живая. А давайте, закроем глаза и загадаем желание, чтоб на нашей картине появились дикие животные. (Дети закрывают глаза и через некоторое время – открывают) Очень жаль, ничего не изменилось. Но смотрите, появилась какая-то карточка с вопросом. Давайте прочтём, что на ней написано.
«Чтоб зверей вам всех найти
Нужно выполнить несколько заданий.
За каждое выполненное задание
Вы получите картинку с изображением одного животного.
Получите все шесть и ваша картина оживёт.
Готовы? Ищите первое задание под кленовым листочком» (ищут картинку с изображением кленового листочка)
Игра «Подбери признак»
Задача: описать животное, не называя его (не менее трёх признаков)
- Злой, голодный, серый…(волк)
- Трусливый, косой…(заяц)
- Хитрая, рыжая…(лиса)
- Неуклюжий, косолапый, бурый…(медведь)
- Маленький, колючий…(ёж)
- Шустрая, быстрая, ловкая…(белка)
Воспитатель: Молодцы, с этим заданием справились! Вот и первая картинка и подсказка: «Ищи под березовым листочком» (ищут картинку с изображением березового листочка)
«По следам по их пойдешь
И кого-нибудь найдёшь»
Игра «Чьи,чья ?»
Задача: нужно определить, где чьи следы, уши и хвосты
Ход игры: каждому ребёнку даётся картинка с изображением животного и нужно найти его следы, уши и хвосты среди других . И ответить на вопрос: «Чей это след? Чьи это уши?…» (Это медвежий след. Это лисьи уши.)
—И с этим заданием справились, получаем картинку и подсказку:
— «Ищите дубовый листочек». ( берут дубовый листочек)
А сейчас давайте немного отдохнем и покажем как делают зарядку звери.
Динамическое упражнение
По лосиному красиво Ходьба с высоким подъемом колена, скрес—
Ходит лось в лесу густом. тив руки над головой, пальцы раздвинуты.
По мышиному пугливо Бег на носочках.
Семенит мышонок в дом.
И по-заячьи зайчишка Прыжки на двух ногах вправо-влево.
Все спешит запутать след.
По — медвежьи ходит мишка, Ходьба на внешнем своде стопы.
Косолап он с детских лет.
По завалам, по оврагам
Шел медведь хозяйским шагом:
— Отвечайте, звери, мне –
Вы готовы ли к зиме?
Детям надеваются шапочки животных и ребенок выходит в круг, составляя рассказ о том , как готовится к зиме это животное.
Получите за рассказ картинку –животное и читаем подсказку: «Ищи под ивовым листочком» (ищут картинку с изображением ивового листочка)
«Что едят? Чем угостить?
Ведь животные, как люди,
Голодом их нельзя морить.»
Игра «Чем питаются дикие животные?»
Задача: определить чем питается животное и к какой группе оно относится.
Ход игры: Нужно для каждого животного подобрать то, чем оно питается.
— Белка (орешки, грибы ).
— Еж (грибы, мыши, яблоки).
— Медведь (мед, ягоды, рыба).
— Лиса (мыши, зайцы).
— Волк (зайцы).
— Заяц (кора деревьев, трава).
Ребята, а животные, по типу питания, на какие группы можно разделить? (травоядные, хищники, всеядные)
После этого определить животное в одну из групп. Вы видите 2 обруча. Если это животное травоядное положите его в зеленый обруч, если это хищник положите картинку в красный обруч, а как вы думаете, куда надо положить всеядное животное? (посередине 2 обручей).
Получайте картинку и подсказку:
Ищи сосновую ветку.» (ищут картинку с изображением сосновой ветки)
«Узнай интересное! (Каждый ребёнок делает небольшое сообщение о каком-нибудь животном( что-то интересное). После каждого рассказа, задаем вопрос, что узнали интересного об этом животном)
Молодцы! Ещё одна картинка –животное получена.
Слушайте подсказку: «Ищи под рябиновым листочком» (ищут картинку с изображением рябинового листочка)
« Ты животных напугал
Значит правил ты не знал.
Быстро ты их повтори,
Смело в лес тогда иди!»
Игра «Правила поведения в лесу»
Задача: закрепить с детьми правила поведения в лесу.
Ход игры: каждый ребенок берёт одну картинку с изображением правила и объясняет его.. (Надо вести себя
тихо,что бы не пугать птиц и зверей, нельзя ломать ветки деревьев и срывать
цветы, нельзя разжигать костер, оставлять после себя мусор, разрушать
муравейники)
Замечательно, вы хорошо знаете правила поведения в природе и за это вы получаете медальки: «Знатоки леса». А давайте посчитаем, сколько мы собрали картинок с животными. (их 6) Мы собрали их все и пора нам оживить нашу картину.
(Воспитатель вместе с детьми приклеивает картинки с изображением животных на картину)
Спасибо вам, ребята, за такую замечательную картину.
Итог:
—Я считаю, что дикие животные должны находиться в той среде обитания, где они родились. А вы, как считаете?
В заключение нашего занятия, мне хотелось бы донести до вас слова известного писателя Михаила Пришвина, который любил природу и много писал о ней.
«Мы – хозяева нашей природы, и она для нас кладовая солнца с великими сокровищами жизни. Рыбе – вода, птице – воздух, зверю – лес и горы. А человеку нужна Родина. И охранять природу – значит охранять Родину».