Автор: Ковшина Екатерина Владимировна, Мусатова Наталья Александровна
Конспект занятия по познавательному развитию в старшей группе
на тему «Волшебница вода»
Цель: развитие познавательной активности детей в процессе знакомства со свойствами и состояниями воды в окружающей среде.
Задачи:
1. Образовательные:
— формировать представление о свойствах и состояниях воды;
— дать элементарные представления о круговороте воды в природе;
— показать значение воды в жизни живой природы;
— познакомить со свойствами воды через опытно – экспериментальную деятельность;
— активизировать словарь детей: существительные (лед, дождь, пар, град); глаголы (замерзает, тает, моем, купаемся, пьём, плаваем,); прилагательные (прозрачная, бесцветная, бесформенная, океаническая, морская, речная, водопроводная).
2. Воспитательные:
— воспитывать умение действовать слажено, в команде; доброжелательные отношения;
— воспитывать бережное отношение к воде как природному ресурсу.
3. Развивающие:
— развивать аналитико-синтетическое и ассоциативно-образное мышление, учить анализировать, делать умозаключения; иметь свое мнение.
— развивать логическое мышление;
— стимулировать познавательную активность детей.
Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие, речевое развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Физическое развитие».
Виды детской деятельности: игровая, коммуникативная, познавательно- исследовательская, двигательная.
Материал: видео-презентация; глобус, прозрачные пластиковые стаканы, ложечки, счётные палочки, вода, молоко, 2 яйца, аудиозапись «Музыка дождя», «Журчание ручья».
Предварительная работа:
1. Рассматривание иллюстраций: «Дождь», «Зима».
2. Чтение произведений: К. Д. Ушинского «Ручеек», И. Р. Смольянова «Красота воды», И. М. Новикова «Удивительные капельки».
3. Наблюдение за состоянием воды в природе.
5. Проведение опытов с водой: «У воды нет вкуса», «Вода не имеет запаха», «тонет –не тонет», «В воде одни вещества растворяются, а другие — нет».
Ход занятия:
Организационный момент: «Дружно за руки возьмёмся и друг другу улыбнёмся, ты мой друг, и я твой друг! Все друзья вокруг! ЗдОрово! Теперь мы готовы начинать играть!
— Ребята, закройте глаза и вытяните одну руку вперед ладошкой вверх (воспитатель проходит и капает каждому ребенку капельку воды из пипетки) Что у вас на ладошках? Правильно, это капелька воды и сегодня мы будем учиться и играть с капельками.
Воспитатель: Ребята, а как вы думаете, где живут капельки? Давайте отгадаем загадки:
1. Бежит, бежит не выбежит, течёт, течёт, не вытечет. (река)
2. Пушистая вата плывёт куда-то, чем вата ниже, тем дождик ближе. (облако)
3. Люди ждут меня, зовут, а приду к ним-прочь бегут. (дождик).
Мы говорим с вами сегодня о воде и ее значении в жизни человека. Давайте с вами подумаем и ответим, для чего нам нужна вода?
Дети: Вода нужна для того, чтобы пить, умываться, купаться, мыть посуду, готовить еду, стирать белье, поливать растения и т.д.
Ребята, а посмотрите, что это у меня? (глобус). Да, ребята, это модель нашей планеты Земля в уменьшенном виде. Нашу планету ещё называют голубой, как вы думаете почему? Верно, на планете Земля очень много водных ресурсов, а где же в природе встречается вода? – ответы в море, реке, океане.
Игра «Какая вода»
Вода – самое удивительное вещество на планете. Волшебное вещество, с которым очень интересно играть и в этом вы сейчас убедитесь. Я хочу вас пригласить в волшебную лабораторию. Что делают в лаборатории? Правильно, проводят опыты.
Дети проходят за столы.
Познавательно-исследовательская деятельность.
Опыт № 1 Вода прозрачная (опустим в стаканчик и с водой счётную палочку, совпадает цвет воды с цветом палочки? Палочка жёлтая, а вода какого цвета? Она видна нам, а в стаканчике с молоком?
Вывод: Значит, вода прозрачная, бесцветная.
Опыт № 2 Форма воды (возьмём ложку и зачерпнём ей воду из стакана, и выльем на тарелочку. Рассмотрим форму воды.
Вывод: вода не имеет формы.
Опыт № 3 «Научи яйцо плавать»
Для проведения опыта понадобятся:
• 2 сырых яйца, 2 стакана с водой, несколько столовых ложек соли.
Ход опыта:
1. Положим сырое яйцо в стакан с чистой водопроводной водой — яйцо опустится на дно стакана.
2. Вынем яйцо из стакана и растворим в воде несколько ложек соли.
3. Опустим яйцо в стакан с солёной водой — яйцо останется плавать на поверхности воды.
Воспитатель: мы с вами продели опыт, что интересного вы узнали из этого эксперимента?
Вывод: Соль повышает плотность воды. Чем больше соли в воде, тем сложнее в ней утонуть.
Рефлексия: спросить что нового дети узнали о воде, что понравилось больше всего в занятии? Какие опыты интересны были для вас? Чем они были вам интересны?