Конспект занятия по развитию речи «Овощи.Огород.»

Автор: Давыдова Вера Юрьевна

Конспект НОД по развитию речи в старшей группе.

Тема «Овощи. Огород»

Цель:

Уточнить представления детей об овощах. Учить составлять описательные рассказы об овощах. 

Задачи:

Обучающие:

— образование существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами;

— усвоение глаголов с различным значением;

— подбор описательных прилагательных к существительным;

— употребление в речи предложений со значением противопоставления;

Развивающие:

— развивать и активизировать словарный запас по теме «Овощи»;

— развивать мыслительную деятельность, внимание;

Воспитательные:

— воспитывать у детей интерес к окружающему;

— вырабатывать навыки правильного питания;

Оборудование: картинки-символы; муляжи овощей, картинки с изображением овощей.

Ход занятия:

Организационный момент:

Дружно за руки возьмемся

И почувствуем тепло.

Повернемся, улыбнемся –

Словно наше солнышко.

Ребята, посмотрите друг на друга; какие у вас добрые, красивые лица; улыбнитесь друг другу, поприветствуйте.

Сделайте глубокий вдох через нос и вдохните в себя свежесть, хорошее настроение. А выдохните через рот все обиды и огорчения.

 

Отгадывание загадок.

 

На огороде в образцовом порядке,

Как на параде построились… (грядки).

Под землей живут семейки,

Поливаем их из лейки.

И Полину, и Антошку

Позовем копать…  (картошку)

Круглолица, белолица,

любит вдоволь пить водицу.

У неё листочки с хрустом, а зовут её (капуста)

Под землею подрастала,

Круглой и бордовой стала.

Под дождем на грядке мокла

И попала в борщ к нам… (свекла)

Эти крепкие ребятки

В листьях прячутся на грядке.

Лежебоки-близнецы

Зеленеют…  (огурцы)

В десять одежек плотно одет,
Часто приходит к нам на обед.
Но лишь за стол ты его позовешь,
Сам не заметишь, как слезы прольешь.
(Лук)

 

 

— Молодцы, правильно отгадали загадки. Как все это можно назвать, одним словом?(Овощи).

— Какие ещё овощи вы знаете? ( чеснок, редис, укроп, капуста, кабачок, тыква, помидоры, морковь, репа, перец).

— Где растут овощи? (на земле, под землёй)

— Как собирают овощи, которые растут на земле, на кусте? (срывают, срезают)

— Как собирают овощи, которые растут под землёй? (выкапывают, выдёргивают)

— Осенью в огороде овощи поспевают и их убирают по- разному.

-Как убирают картофель? (Картофель выкапывают).

— Как убирают помидоры, огурцы, горох, перец? (помидоры, огурцы, горох, перец собирают).

— Как убирают капусту, кабачки? (Капусту, кабачки срезают)

— Как убирают редис, свёклу, репу? (Репу, свёклу, редис выдёргивают из земли)

 

2. Игра «Ласковые слова»

Овощи можно называть ласково.

Помидор – помидорчик.

Огурец – огурчик.

Морковь – морковочка.

Баклажан – баклажанчик.

Редиска – редисочка.

Свёкла – свеколочка.

Лук – лучок.

Перец – перчик.

 

3. Дидактическая игра “Поможем козе собрать овощи”.

— Посмотрите, какая на картинке нарисована коза Лиза. Она держит корзинку, тоже хочет пойти в огород и собрать овощи. Давайте ей поможем. (Дети находят картинки с изображениями овощей среди других картинок.)

Каждый ребёнок берёт картинку и комментирует:

— Я срезаю капусту.

— Я дёргаю морковь.

— Я срываю горох.

— Я снимаю огурцы.

— Я копаю картошку.

— Я срезаю кабачок.

— Я выдергиваю редиску.

4. Дидактическая игра “Чего не стало”.

(Воспитатель показывает детям несколько овощей на подносе, потом просит их отвернуться и убирает один. Дети должны угадать, чего не хватает.)

5. Игра «Сравни овощи»

Помидор круглый, а морковка…

Редиска мелкая, а редька…

Огурец овальный, а тыква…

Лук горький, а морковка…

Помидор кислый, а чеснок…

Огурец зелёный, а свёкла…

Морковка в земле, а помидор…

6. Пальчиковая гимнастика «КАПУСТА»

— Отгадайте загадку:

Она растет у вас на грядке,

Одета в шумные шелка.

Мы для нее готовим кадки

И крупной соли полмешка. (Капуста)

— Давайте заготовим капусту на зиму.

​​​​​​​Мы капусту рубим, рубим, 

(движения прямыми ладонями вверх-вниз)
Мы морковку трём, трём,
(потереть кулак одной руки о кулак другой)
Мы капусту солим, солим,
(пальцы сложить в щепотку,солим)
Мы капусту жмём, жмём,
(сжимать и разжимать кулаки)
А потом и в рот кладем. Ам!
(сложенные щепоткой пальцы правой и левой руки поочередно подносим ко рту)

7. Игра «Назови одним словом».

Сок из моркови – морковный

Сок из капусты — капустный

Сок из свёклы — свекольный

Салат из огурцов — огуречный

Салат из картофеля — картофельный

Суп из гороха — гороховый

Икра из кабачков – кабачковая

8. Составление описательного рассказа «Свекла» по картинкам-символам

Свекла — это овощ. Она растёт в огороде на грядке. Она сладкая, круглая, бордовая, твердая. Из нее можно приготовить салат, суп, сок. Свекла полезная, потому что в ней много витаминов, она очищает организм.

9. Рефлексия

Вот мы и поиграли с вами в разные игры. Какая вам игра понравилась больше всего? А когда вы испытали трудности? Почему овощи полезно употреблять в пищу?

 

 

 

 

 

 

 

×
×